урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка

Тема « Сравнение окончаний имён существительных в форме Р. и. и Д. п. единственного числа».

Цель- формирование навыка правописания безударных окончаний имён существительных в Р. п. и Д. п. ед. числа путём их сравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx247.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема « Сравнение окончаний имён существительных в форме Р. и. и Д. п. единственного числа».

Цель- формирование навыка правописания безударных окончаний имён существительных в Р. п. и Д. п. ед. числа путём их сравнения.

Задачи:  

Обучающие:

Изучить существенные признаки, по которым различаются данные падежи;

Развивать умения правильно писать окончания имён существительных  1, 2, 3 склонения в Р. п. и Д. п. ед. числа.

Учить пользоваться ключевым словом для определения окончаний в Р. п. и Д. п.;

Создать ситуацию, позволяющую ученикам применять полученные знания в практических задачах и упражнениях

Развивающие:

Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке,   использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

Воспитательные:

Формировать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество; прививать интерес к русскому языку.

Ход урока.

  1. Оргмомент. (приветствие, эмоциональный настрой)

Прозвенел звонок, и мы начинаем урок русского языка. Садитесь, ребята. Закройте глазки и вспомните любое приятное событие  в вашей жизни. Откройте глаза. Я уверена, наш урок пополнит копилку хорошего настроения. Наш урок будет познавательным и интересным.

  1. Введение в тему урока.

Какой раздел орфографии мы стали изучать? (правописание окончаний имён существительных).Правописание безударных окончаний каких падежей мы уже изучили? ( Р.п. и Д. п.) Ребята, данные падежи являются одними из самых опасных с точки зрения написания окончаний. Предположите тему урока.   (открывается тема урока). Как вы думаете, какую пользу для вас принесёт нам урок, какие учебные задачи будем решать?

Предлагаю  провести урок в форме деловой игры. Представьте себе, что мы с вами находимся в редакции, а вы - юные журналисты. Откройте ваши тетради, сегодня это ваши деловые блокноты, и запишите число. Кстати, что интересного вы можете сказать о сегодняшней дате?  ( 19 ноября – День ракетных войск и артиллерии, день работников стекольной промышленности, по народному календарю – Павел Ледостав- на Руси считалось, что в этот день реки и озёра покрываются людом)20 ноября – Всемирный день детей, Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»)

Вы знаете, что журналист должен быть грамотным, сообразительным, уметь обосновывать свои мысли.  Все эти качества мы будем развивать с вами, посещая различные отделы редакции.

  1. Проверка домашнего задания.

Итак, заглянем в отдел « Домашняя работа».

Прочитайте и объясните смысл  любой из пословиц по желанию.

Мудрые мысли содержат эти пословицы, а что их ещё объединило в одно упражнение? (существительные в Д. п.) Действительно,  прошлый урок мы посвятили безударным окончаниям имён существительных в Д. п.

Посмотрите на экран. Прочитайте запись на экране( доске) Можно ли данным  предложением продолжить  текст домашнего упражнения?

Кто любит науки, тот не знает (скука).

(ребята рассуждают) Учитель: Каждый из вас прав по-своему. Главное, учиться аргументированно  и уверенно доказывать свою точку зрения.

  1. АОЗ.( задача этапа – актуализировать знания, необходимые для правописания безударных окончаний имени существительного: склонение и падеж)

Приглашаю юных журналистов в отдел « Обработки информации».

Ребята, вспомним главный  алгоритм написания безударного окончания имени существительного. ( дети говорят правило-памятку с. 96 учебника)

Появляется слайд-алгоритм. Какие знания и умения просто необходимы, чтобы правильно написать букву безударного гласного в окончании существительного? ( знать и определять склонение и падеж любого существительного).

  1. Повторим знания в игре-зарядке для ума «Блиц-опрос»

У журналистов каждая минутка на счету, они все умеют делать очень быстро. А  как быстро вы сможете справиться с поставленной  задачей?

 Итак, начинаем: (сделать квадраты на слайде, дети выбирают категорию и номер вопроса.

•Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению)

•К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)

•Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)

 •«У всех существительных в Д.п. пишется в окончании буква е» (неверно)

•«Когда сомневаешься, какую букву — и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибешься» (верно)

Молодцы!

  У юных журналистов знания имеются, а умеете ли вы эти знания применять?

Итак, отдел «Обработки информации»  даёт деловую игру. Распределить слова в 3 столбика по типу склонения. Возьмите ручки, пронумеруйте столбики и внимание! Я называю по 2 слова, вы записываете только то, написание которого нельзя проверить ( 1 ученик у доски с обратной стороны)

Тетрадь, листок; тропа, аллея, месяц, зима; моряк, корабль; улица, площадь; цветок, сирень;

Проверка с доказательством типа склонения  и называнием непроверяемой гласной.

Итоговый вопрос: какое важное умение повторили в данной деловой игре?

( умение определять склонение существительного)

И ещё одно задание данного отдела, без него не сможем пойти в отдел «исследовательской работы» Задание -  быстро и чётко определи падеж существительного в словосочетании. Алгоритм определения падежа напомнит нам……..ученик

Скачет по ветке

Увидел тюленя

Прочитал рассказ

Стоял у берега

Сделал для дочери

Подлетел к городу

Спал в кроватке

Смотрел в воду

Подъехал к деревне

Вышел из комнаты

  1. Сопоставление Р. п. И Д. П. ( цель этапа – сравнить вопросы, предлоги и окончания данных падежей)

Молодцы! Мы повторили склонение, падежи имён существительных.

Какие из падежей встретились чаще других? Догадались, почему?

Идём в отдел «Исследовательской работы». Похожий отдел есть и в работе настоящих журналистов, они проверяют, сопоставляют факты, чтобы сделать правильный вывод. Наша задача  несложная, но очень важная. Как вы думаете, какая? ( дети – мы должны сравнить эти падежи, а именно вопросы, предлоги и главное – окончания)Это основный отдел нашей работы на сегодня. Поэтому проведём физминутку, пока идём из отдела в отдел.

Физминутка (если нравится тебе, то делай так..)

Перед вами таблица для проведения исследовательской работы. По имеющимся у нас знаниям, заполните таблицу, а потом сравним данные.

Идёт заполнение таблицы в группах. У каждой группы одинаковая таблица, но разные существительные всех 3 склонений для заполнения таблицы.

1гр. – река, волна, озеро, море, радость.

2гр. – победа, земля, поединок, рыцарь, смелость

3гр. –газета, статья, блокнот, письмо, тетрадь

4гр. – игра, ракетка, спорт, конь, медаль

5гр. – сова, косуля, тигр, соболь, рысь

6гр. -  сестра, тётя, брат, зять, мать,

На какие вопросы отвечают существительные Р. п?

                        На какие вопросы отвечают существительные Д. п.?

Какие предлоги  имеют существительные Р. п.?

Какие предлоги у Д. п.?

Какие  окончания имеют существительные в Р. п., в Д. п.?

Спрашивать ответы у разных исследовательских групп.

Итак, сравните и скажите, чем отличатся данные падежи. ( отличаются вопросами, предлогами и окончаниями существительных 1, и 2 склонения.

Прочитаем вывод в учебнике на с. 103.

Поработаем с таблицей. Посмотрите внимательно на окончания существительных и скажите, какое склонение  опасным не является? ( 2)

2 склонение исчезает со слайда.

Понаблюдаем за 1 и 3 склонением. Какие выводы сделаем?

  1.  Закрепление правописаний окончаний существительных в Р. п. и Д. п.

(цель – закрепить правописание безударных окончаний в Р. п. и Д. п.)

Следующий отдел в нашей работе « Решение деловых задач», в нашем случае – орфографических. Решать  будем вместе с проговариванием вслух, чтобы чётко научиться правильному рассуждению.

Упр. 197 (можно на экран, работать ручкой)

  1. А сейчас нас ждёт отдел «Самостоятельной работы»

Работы здесь много, поэтому предлагаю выбрать задание на выбор. Они все интересные, но по сложности разные. Каждый определиться сам, что именно сейчас он сделает правильно, без ошибок.

 1 уровень

Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже. Выделите окончание, определите падеж, склонение.

I вариант

  1. Мы приготовили сок из (морковь, вишня).
  2. ) Труд ведёт к (честь и слава)..
  3.  Мы шли по (дорожка) к (роща).

2 уровень.

Письменно ответьте   на вопросы.

Без чего нельзя сшить платье?

        (Иголка, нитка.)

Без чего не бывает зимы? (метель, вьюга)

                         К чему ведёт труд?

        (честь и слава).

– Определите падеж и склонение  имён существительных. Выделите окончания.

3 уровень.

Подбери к данным существительным однокоренные имена существительные 1 склонения и запиши их в тетрадь следующим образом: одушевлённые – в родительном падеже, а неодушевлённые – в дательном падеже.

Постель, морковь, мышь, ладонь, кисть, дочь

– Выделите окончания.

Проверка: 1 уровень и 2 уровень по слайду. Оцените сами свою работу, у кого всё правильно, поставьте плюс на полях, у кого есть ошибки, ставим чёрточки, ка обычно. А вот ребят, выполнявших уровень 3,  проверим. Очень интересно узнать, какие существительные вы подобрали.

Итак, какие окончания имеют существительные 1 склонения в Р. п. и Д. п.?, 3 склонения?

  1. Работа с  тестом .

Работа с текстом.

 Вы знаете, ребята, кто такие корректоры? (…) Верно, корректоры - работники редакции, которые ищут и исправляют ошибки в статьях, они не должны пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в их роли. Наша задача: исправит ошибки. Текст у вас на парте. Работаем в паре.

 

 От речки к деревни  вела извилистая тропка. Я медленно шёл по тропинки.  Она  вывела  меня  к опушки  леса. После метеле лес красивый и удивительный. У берёзки вьюга посеребрила инеем светлые косы. У тропинке следы лисичке. К  верхушки  ели подлетела стайка клестов. Птички прыгали с ветке на ветку.

Кстати, сегодня вторник, а ,значит, нас ждёт насколько заданий, вопросов, связанных с морфологическим разбором.

Сейчас мы корректоры. Поэтому скажите, всё ли правильно выполнено в работе?

Клестов3 – сущ.

  1. Н. ф. (кто?) клесты
  2. Неодуш., нариц., м. р., 1 скл., во мн. ч., в Р. п.
  3. Стайка (кого?) клестов (доп.)

Молодцы! Вы были внимательны. А это одно из качеств, необходимых в работе корректора.

  1.  А сейчас, как итог всей проделанной работы, посетим отдел «Контроля и качества» Проверочный тест.( на слайде вопросы, дети пишут только цифры, соответствующие правильным ответам)

проверьте с помощью ключа свою работу (у а ж р н л )

Какое слово спряталось в этих буквах? (журнал)

Почему именно это слово появилось? ( мы работали журналистами)

  1. Д/з.

Для работы дома я предлагаю вам несколько вариантов заданий. Вы можете выбрать любой, который вас заинтересует и будет по силам.

  1. Упр. 199*
  2. Составить текст на тему «Скоро зима».

  1.  Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведем итоги урока.

Какие учебные задачи решали на уроке?

Что нужно запомнить?

  1. Рефлексия.

Какие задания показались наиболее интересными?

Где в жизни могут пригодиться эти знания и умения?

Дети, вы сегодня  работали хорошо, почувствовав себя в роли юных журналистов
Кто, на ваш взгляд, хорошо работал на уроке ?

Мнение учителя. Я тоже считаю, что   ……. Работали активно, были внимательны, поэтому их труд оцениваю в 5 баллов.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....