Урок развития речи. Весенняя поэзия природы. 2 кл.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цели:
- развивать диалогическую, монологическую речь; чистоту фонематического слуха и произношения; выразительность речи;
- обобщать на примерах поэтических отрывков знания детей о признаках наступающей весны;
- учить выделять главное в тексте; по опорным словам воспроизводить текст стихотворения;
- воспитывать усидчивость, наблюдательность, любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi._vesennyaya_poeziya_prirody._2_kl.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
(2 класс)
Весенняя поэзия природы.
Цели:
- развивать диалогическую, монологическую речь; чистоту фонематического слуха и произношения; выразительность речи;
- обобщать на примерах поэтических отрывков знания детей о признаках наступающей весны;
- учить выделять главное в тексте; по опорным словам воспроизводить текст стихотворения;
- воспитывать усидчивость, наблюдательность, любовь к природе.
Ход урока:
- Организационный момент:
-Ребята! Улыбнитесь, подарите улыбку друг другу. Пусть в нашем классе станет светлее и теплее от ваших улыбок. А теперь все вместе скажем : «Всем! Всем! Доброе утро!» Этими словами мы обычно начинаем урок.
-Сейчас я проверю : все ли готовы к уроку (хлопки – слушаем и повторяем).
- Формулирование темы и цели урока:
- На прошлом уроке мы с вами вспоминали стихи поэтов о весне. Откуда черпали вдохновение русские поэты? (Из самой природы...)
-Сегодня на уроке мы будем свидетелями настоящего весеннего чуда. Прямо на наших глазах эта березка оденется в зеленую весеннюю листву. Нас ждут интересные задания и загадки; а после каждого выполненного задания на березке будет появляться новый зеленый лист.
- Как вы думаете, о какой поэзии пойдёт речь на уроке? (О весенней...)
- Хотелось ли вам самим сочинить стихотворение о весне?(Да!)
- Чем можно будет пользоваться при сочинении стихотворения?
(Весенними подсказками весны и примерами стихов русских поэтов.)
-Как бы вы обозначили тему нашего урока? (Весенняя поэзия природы).
-Какие цели поставим перед собой?
( Услышать, увидеть, выделить, использовать в своей работе... )
-Сегодня мы попробуем сочинить настоящее весеннее стихотворение.
- Работа по теме:
-Итак, первая загадка. Ее надо отгадать и объяснить о каких приметах весны идет речь.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает
Когда такое бывает?
(весной)
- Как вы догадались? Какие приметы весны услышали?
- Что значит ожил лужок? (трава, цветы)
- День прибывает – как это? (солнышко рано встает и позже заходит за линию горизонта)
Молодцы! Отгадали загадку и объяснили! И на волшебной березке появились первые листочки.
Внимание, слушаем вторую загадку:
Я превращаю почки
В зеленые листочки.
Я королева зеленый листвы.
Трех моих подданных, знаете вы?
- Кто же эта королева? (Весна)
- А о каких верных слугах (подданных) идет речь?
- Кто может назвать месяцы весны?
- В какой последовательности наступают весенние месяцы?
*игра «Что изменилось?»
физ/мин
С наступление весны
Листочки распускаются.
И в зеленую листву
Деревья одеваются.
Их качает ветерок.
Солнце согревает.
Вот такое волшебство
Раз в году бывает!
- Работа со скороговоркой.
Следующее задание – скороговорка.
Журчит ручей. (медленно – быстро
Бежит быстрей громко – тихо
хором – по одному)
- О каких приметах весны сообщает нам эта скороговорка? (снег тает, появляются ручейки).
5. Работа с текстом. (вставь слово)
-Я буду читать текст с пропущенными словами, а вам нужно вставить подходящее по смыслу слово.
Пригрело землю своими яркими лучами весеннее (солнце).
Зашевелились ожившие муравейники, вылетели разноцветные (бабочки), зажужжали проворные (пчелы). Начали появляться в зеленой травке первые весенние (цветы). Возвращаются из теплых стран перелетные (птицы).
Весной природа (оживает), просыпается от зимнего сна.
- Какие приметы весны вы услышали в тексте?
- Как одним словом можно назвать бабочек, пчел, божьих коровок, мух? (насекомые).
6. Обобщение признаков весны на примерах поэтических отрывков различных авторов (см. Приложение 1).
7. Составление стихотворения по опорным картинкам.
-Итак, давайте попробуем сочинить настоящее стихотворение на доске вместе с вами. Если нам это удастся, то береза расправит все свои зеленые листочки и станет настоящей красавицей.
Март, апрель, май –
Месяцы весны.
Веселые стихи сочиняем мы.
Раньше солнышко встает.
Весна ручьями потечет.
Тает снег и день длиннее.
Вот и травка зеленеет.
На березах выросли зеленые листочки.
Появились на лугу первые цветочки.
Насекомые проснулись!
Птицы с песнями вернулись!
Весной природа оживает!
Хорошо, что так бывает!
- Кто может повторить стихотворение с помощью последовательно идущих опорных картинок.
8. Итог и д/з:
- Сохранить в своей памяти стихотворение, которое мы только что сочинили вместе и нарисовать все признаки весны, о котором в нем говорится.
-Если кто-то сочинит своё стихотворение о весне, я буду очень рада!
Приложение 1.
«Приметы весны»
1. Тающий снег и ручейки:
Федор Тютчев
«Весенние воды» (отрывок)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
2. Небо:
Евгений Баратынский
«Весна, весна!»
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
3. Солнце и небо:
Алексей Плещеев
«Весна»
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
4. Про весну красную девицу:
Иван Суриков
«Весна»
Хороша весна-царица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла и света…
5. Цветы:
С.Д. Дрожжин
«Весеннее царство»
Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрылся луг
6. Насекомые:
С.Д. Дрожжин
«Весеннее царство»
Из норки черный жук ползет,
И сеть прозрачную плетет
Себе паук.
Летит пчела и издает
Протяжный звук.
На распустившийся цветок
Садится пестрый мотылек,
Качаясь в нем,
Пока не тронет ветерок
Его крылом.
7. Настроение:
А.К. Толстой
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья, небо полно красоты.
В.Я. Брюсов
Мы весной живем, как дети,
Словно бредем вслух;
В свежих красках, в ясном свете
Оживает дух!
А.Плещеев
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
конспект урока развития речи в 3 классе на тему" Весна -пробуждение природы" для СКОУ VIII вида
Конспект урока " Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром " для 2 классаспециальной (коррекционной ) школы VIII вида....
Урок развития речи.Весенняя поэзия природы.2 класс.
Материал конспекта составлен на основе поэтических произведений Ф.Тютчева, Е.Баратынского, А.Плещеева, И.Сурикова, С.Дрожжина и др., которые описали признаки весны в своих стихах.Задания у...
Урок развития речи и сенсорных процессов во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.
Цель урока: Уточнение и систематизация знаний о зимних явлениях, обеспечение положительной мотивации обучения, развитие сенсорного опыта....
Презентация к уроку развития речи на тему "Весна-пробуждение природы"
Тема : Весна – пробуждение природы.Цели :Образовательные:Формирование умения составлять повествовательно-описательный рассказ по серии картинок, используя опорные слова;Уточнить представления уч...
Конспект урока по развитию речи "Весенние картинки"
Развитие речи...
Технологическая карта урока "Развитие речи и окружающий мир" Программа обучения: 8 вид 2 вариант (надомное обучение) «Круговорот воды в природе. Воду надо беречь! »
Данный урок адресован учителям начальных классов, работающим как с нормально видящими детьми, так и со школьниками, имеющими нарушения зрения с тяжёлой умственной отс...