Конспект урока по развитию речи "Весенние картинки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку (развитие речи)
во 2 классе:
«Весенние картинки»
Выполнила: учитель начальных
классов, высшей квалификационной
категории Мальцева И.Н.
Для усвоения учащимися материала в связи с поставленными целями я использовала следующие методы обучения:
- Методы организации и самоорганизации образовательного процесса:
- аспект передачи и восприятия учебного материала. Итак, учебный процесс мне помогло осуществлять слово, т.е. словесные методы (объяснительный, работа с книгой, со стихотворением, рассказ, беседа)
Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогли наглядные пособия, то есть присутствовал наглядный метод обучения. Так же использовала на уроке знания из жизненного опыта учащихся (при описании растений и животных), предлагались проблемные и творческие задания.
- аспект логический, дедуктивный (от общего к частному)
- аспект управления (методы коллективной работы с учителем, методы самостоятельной работы)
- аспект познавательной деятельности (проблемные методы – «почему (почему подснежник улыбнулся, обрадовался, куда заглянул?)
2. Методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (создание
ситуации успеха на уроке)
3. Методы контроля и самоконтроля (устного контроля, фронтального контроля –
групповой и индивидуальный), использовала пооперационный контроль.
Таким образом, все эти методы, на мой взгляд, способствовали и воспитанию и развитию личности, а главное они были направлены на формирование орфографического навыка (развитие фонематического слуха, проговаривания, развития орфографической зоркости учащихся) и развитию речи обучающихся (проводилась работа со словом, словосочетанием, предложением)
На протяжении всего урока я работала над формированием функциональной связи между слухо-речедвигательной и рукодвигательными центрами (речерукодвижением)
Логика построения урока направлена на развитие познавательной активности учащихся. Всё это обеспечивалось различными методическими приёмами; имело место продуктивная мыслительная деятельность учащихся и активное высказывание детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.
Методические приёмы:
- Включение художественного слова (стихотворения)
- Использование картин
- Постановка вопросов (это, например, в составлении предложений и словосочетаний, их применение помогает формированию познавательной активности, развитию речи и логического мышления)
- Показ (при описании жука, цветов), такой приём обеспечивает в сознании школьников связь между словом и конкретным образом природного объекта)
- Создание проблемной ситуации (ставлю конкретные вопросы на логику рассуждения, побуждаю делать сравнения, обобщения, предлагаю придумать свои варианты примеров)
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности познавательной деятельности.
- Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД:
- умениеоформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат:
Предметные:
- Знать части речи
- Уметь находить части речи в предложении
- Знать части речи
- Уметь находить орфограммы в словах
- Уметь составлять распространенные предложения
- Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- уметьоформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Ведущий метод: продуктивный
Оборудование: записи примеров на доске, опорные слова, картинки с изображением весны, жука, весенних цветов, коллективки, учебник русского языка для 2 класса под редакцией Т.Г.Рамзаевой.
Ход урока:
Организационный момент
(метод формирования интереса к учению)
Посмотрите на доску. (на доске картинки с изображением весны)
Какое настроение у вас вызывают эти картины?
Пусть такое настроение будет у вас на протяжении всего урока.
Мобилизующий этап
Цель: настроить учащихся на восприятие материала, повторить правописание парных согласных.
Работа с коллективкой (отпечатанный на бумаге текст) у каждого ученика находится на парте.
Это радостное настроение передаётся и в строчках, которые напечатаны для вас. Прочитайте для себя и приготовьтесь к чтению вслух.
- Кто желает прочитать?
(приём воспроизведения наизусть)
- Кто запомнил и может повторить это стихотворение.
- Найдите 2 слова с парными согласными, которые надо проверять. Отметьте парные согласные .
Объясните, почему их надо проверять и как их можно проверить?
Коллективка:
Дарит песенки весна,
Раздаёт улыбки,
И навстречу ей со дна,
Выплывают рыбки.
Запишем слова – рыбки, улыбки вместе с проверочными словами. Придумайте свои слова с парными согласными.
Прочитаем орфографически весь текст. (метод самоконтроля)
Проверьте написание слов (взаимопроверка в парах)
Формулирование темы и цели урока
Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Повторение изученного материала
Работа с загадкой (на доске)
У него чудесный, золотистый цвет,
Он большого солнца маленький привет.
Что это? (одуванчик)
- Это очень любопытный весенний цветок. Пробудившись весною, он внимательно посмотрел на восток и увидел – солнышко. Он так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Он очень хотел походить на солнышко. Солнышко заметило одуванчик, осветило его жёлтым лучиком. Пожелтел одуванчик.
Вот поэтому говорят: маленький портрет солнышка.
Как напишите сочетание – нч –
Проговорим, как будем писать всё слово.
Запишите: одуванчик. (проведение словарной работы)
Придумайте свои слова на эту орфограмму.
Найдите орфограммы в подчёркнутых словах: чудесный, солнца.
Запишите эти слова.
Придумайте свои слова на эту орфограмму.
Физминутка (зарядка для глаз)
Письмо по слуху. (применение мыслительных операций: анализа, синтеза)
Пробуждаются не только цветы, но и насекомые.
Посмотрите, какой замечательный жук.
Запишем про жука предложение. Я вам его прочитаю, а вы постарайтесь его запомнить с первого раза.
Под листочком жук проснулся, потянулся и встряхнулся.
- Кто запомнил?
- Кто хочет повторить?
Зашифруем это предложение
Учитель записывает под орфоэпическое произношение предложение начальными буквами на доске:
П. л. ж. п., п. и в. .
Назовите, какие орфограммы мы встретили в этом предложении?
Как проверить безударную гласную в словах:
Листочком?
Потянулся?
Встряхнулся?
(приём проговаривания)
Кто желает проговорить предложение орфографически, как надо писать его.
Взаимопроверка тетрадей. (самоконтроль) работа в парах
Один ученик записывает это предложение у доски.
Найдите грамматическую основу предложения.
Физминутка
Творческая работа. (использование вопросов, требующих мыслительной деятельности)
Весной все рады первым цветам.
За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.
- А как называются первые весенние цветы?
Посмотрите, какие они бывают разные. (На доске картинки с изображением цветов)
Подснежник – первая песня весны. Едва осядут снега и появятся проталины, как он выставляет любопытный венчик и, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам.
Постараемся запомнить, как пишется слово ПОДСНЕЖНИК
Проговорим орфоэпически, а сейчас орфографически, как будем писать.
Записывают, проговаривая вслух.
Работа с учебником. (метод письменного контроля)
Выполнение упражнения 373
Какой частью речи является слово подснежник?
Творческая работа (сочетание словесных и наглядных методов)
Подберём к нему прилагательные, которые указывают на его признак
Учитель читает стихотворение, дети находят прилагательные
Как цыплёнок
Жёлтый, нежный и немножко озорной.
Первым встретит нас подснежник
На полянке под сосной.
Голубенький, чистый подснежник цветок!
Подле сквозистый, последний снежок.
Запишем прилагательные: жёлтый, нежный, озорной, голубенький, чистый.
Подберём глаголы к слову подснежник. Дети называют глаголы.
Учитель вывешивает на доску свои глаголы:
Улыбнулся, потянулся, обрадовался, загрустил, вышел, прибежал, заглянул, раскачивается, подпевает, сияет, загорелся, спешит, стелется.
Проводится разбор глаголов:
- Чему улыбнулся подснежник? (солнышку, ручейку, облаку)
- Почему он обрадовался? (весна наступила, тепло стало)
- Куда заглянул подснежник? (в ручеек, в снежинку)
-Чему подпевает? (ветру, лучам солнышка)
Творческое задание (приведение собственных примеров)
А сейчас, закройте глаза и представьте себе этот наш подснежник. Составьте про этот цветочек предложение, используя прилагательные и глаголы, которые мы называли.
Примеры:
На солнечной полянке сияет хрустальный одуванчик. Около ручейка проснулся маленький одуванчик. На опушке проснулся жёлтый одуванчик и улыбнулся солнышку.
Запишем предложение, которое вам больше понравилось.
На доске появляется запись:
(предложение записано только начальными буквами), дети находят орфограммы, разбирают их и пишут, проговаривая себе.)
Прибежал подснежник
В мартовский лесок.
Заглянул подснежник
В чистый ручеёк.
И себя, увидев, крикнул: вот те на,
Я и не заметил,
Что пришла весна.
- Итог урока
А вы дети, заметили приход весны?
По каким признакам?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
- Домашнее задание. (по выбору)
Составить и записать предложения о весне. (для слабых учащихся)
Написать мини-сочинение о весне (для средних и сильных учащихся)
Сочинить стихотворение о весне. (для желающих)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс
Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс...
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 2класс "Дорога в школу и домой"
Конспект составлен по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида....
Конспект урока по развитию устной речи специальная(коррекционная) школа 8 вида 2 класс
Специальная( коррекционная школа 8 вида)...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...
Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту
Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....
Конспект урока по развитию речи в 3 классе, для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость. Тема: Составление предложений по сюжетным картинкам по теме «Инструменты».
Цель: учить составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему Кто? что делает? Задачи: • Учить обучающихся соотносить дейст...
Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)
Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...