Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_metopredmetnost.docx | 20.58 КБ |
metapredmetnost.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе»
Автор: учитель начальных классов «гимназии №5» Г.о. Балашиха Малахова Татьяна Александровна.
В настоящее время урок должен рассматриваться, прежде всего, не как форма обучения, а как форма учения. Педагог становится уже не передатчиком знаний, а тьютором. Ведущая же роль на уроке должна принадлежать ученику. Ученик должен делать открытия, которые станут его самостоятельно приобретенными знаниями. Важнейшая задача учителя - организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, управлять их познавательной активностью, способствовать овладению инструментарием для приобретения знаний и работы с ними.
Именно поэтому метапредметная деятельность учащихся выходит на первый план. Метапредметность в обучении русскому языку это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными — способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов.
Уроки русского языка дают возможность широкого применения метапредметных заданий. Например, урок русского языка во 1 классе «Имя существительное».
Цель урока:
- Метапредметная: расширить изучение предмета "русский язык" через интеграцию с изобразительным искусством, литературным чтением, окружающим миром.
- Предметная: обобщение знаний обучающихся об имени существительном.
Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся (познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные).
Решение учебной проблемы:
1. Интеграция с предметом "Изобразительное искусство".
- Давайте вспомним, какие картины о весне мы знаем?
Приведите примеры имён существительных в
- названии картин,
- изображениях.
Работа с источниками информации (со словарём)
Учитель зачитывает текст из толкового словаря (и на доске) после вопросов:
- Кто знает, что такое пейзаж? Сани?
2. Продолжение работы над темой урока. Развитие кругозора. Интеграция с предметом "Литературное чтение".
- Какие литературные произведения о весне вы знаете? - Кто их автор?
- Знаете ли вы произведения Ф. Тютчева?
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений.
- Выпишете из его стихотворения имена существительные, определите их число.
Взаимопроверка (в парах)
Строки стихотворения «Весна»
- Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
(Ф. Тютчев)
3. Продолжение работы над темой урока. Интеграция с предметом "Окружающий мир"
- Каких птиц вы знаете? Назовите зимующих и перелётных птиц.
На какой вопрос отвечают слова «птица», «весна», «зима», «воробей», «ласточка»….
Грачи – это перелётные или зимующие птицы?
Перелетные птицы - птицы, совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.
Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю.
Таким образом, использование метапредметных заданий на уроках русского языка позволяет не только повысить эффективность урока, но и применить полученные знания при обучении другим предметам и во внеурочной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция с предметом "Изобразительное искусство" Примеры имён существительных : - в названии картин, - изображениях Картина И.Левитана «Март» Картина А.Саврасова «Грачи прилетели»
Работа с толковым словарём ПЕЙЗАЖ - общий вид какой-нибудь местности. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. САНИ - зимняя повозка на полозьях.
Интеграция с предметом "Литературное чтение" Весна Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя , Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. (Ф. Тютчев)
Интеграция с предметом «Окружающий мир" Перелетные птицы - птицы , совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник диктантов здоровье сберегающих текстов и заданий для уроков русского языка в начальной школе
Здоровье сберегающие тексты диктантов дают возможность проверять грамотность воспитанников и научить ребёнка быть здоровым....
развивающие задания на уроках русского языка в начальной школе
система развивающих заданий на уроках русского языка как один из способов формирования метапредметных умений и навыков учебной деятельности...
Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...
Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов
Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...
Разноуровневые задания для уроков русского языка в начальной школе.
Дидактические задания по русскому языку для выявления уровня усвоения материала по разным темам....
Метапредметный подход в проведении уроков русского языка в начальной школе.
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жи...
Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....
- Мне нравится (1)