Метапредметный подход в проведении уроков русского языка в начальной школе.
проект (4 класс)
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.1.proektnaya_rabota.docx | 231.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» Г. АЛЬМЕТЬЕВСКА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Метапредметный подход
в проведении уроков русского языка
в начальной школе.
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №20» г.Альметьевск
Республики Татарстан
Ризатдинова Люция Дамировна
Оглавление:
- Введение…………………………………………………………… 3
- Понятие метапредметности………………………………… 6
- Теоретическая часть…………………………………………….. 9
- Метапредметный урок …………………………………….. 9
- Сравнение целей традиционного и метапредметного урока………………………………………………………… 10
- Признаки метапредметного урока………………………… 11
- Алгоритм разработки метапредметного урока…………. 12
- Этапы построения сценария метапредметного урока…. 12
- Метапредметные технологии……………………………... 14
- Использование компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе……………… 18
- Заключение……………………………………………………… 24
- Список используемой литературы…………………………… 25
- Практическая часть …………………………………………… 26
- Введение
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» т.е. формировать у учащихся метапредметные результаты.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
В связи с тем, что приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психолого – педагогической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Поэтому важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий как метапредметных результатов обучения.
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся умения учиться как основы личностного развития, означающего умение познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения.
Цель:
Рассмотреть возможность использования метапредметного подхода в предметной области «Русский язык» на ступенях начального общего образования
Задачи:
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Показать значение метапредметного подхода в обучении.
- Раскрыть сущность метапредметности с точки зрения теории вопроса и практики применения на уроках русского языка.
- Разработать конспект урока по русскому языку, направленный на формирование метапредметных умений, действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов [1].
Метапредметные результаты ориентируют участников образовательного процесса на овладение ключевыми компетенциями, составляющими основ умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные результаты включают освоение младшими школьниками УУД [1]:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [1,6]
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.
- Понятие метапредметности.
Обратимся к определению понятия «метапредметные». По определению Андреевой В.В «Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»». Метапредметный результат – это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией. Метапредметный результат позволит детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а, следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий [4]. Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.
Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса [5] .
Достижение метапредметных результатов, считает Еремеева Е.В., связано с природой универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач.
Из представленного выше анализа метапредметных результатов образования в начальной школе становится очевидным, что они строятся вокруг принятых в педагогике понятий знания, умения, навыка, обладающих надпредметными и междисциплинарными свойствами. Надпредметные и междисциплинарные свойства универсальных учебных действий, как и знаний, умений, навыков, на которых они основаны, исходят из положений системно-деятельностного, междисциплинарного, «ЗУНовского», личностно-ориентированного, когнитивного и аффективного подходов. [5]
Обращение к целям начального школьного образования, которые ставит перед ним современное общество, позволило констатировать необходимость преодолевать тенденцию отношения к знаниям, умениям и навыкам как цели начального школьного образования. Ценность объективного знания при таком подходе детерминировала цель формирования личности учащегося, носителя знаний, навыков и умений в репродуктивной и продуктивной деятельности.
Однако знания и умения, содействуя усвоению и дальнейшему развитию личности и представляя собой содержательный компонент начального школьного образования, не могут служить его самоцелью. Являясь его средством, они призваны обеспечить достижение генеральной цели - индивидуальное развитие учащихся в различных сферах. Характеризуя цель как системообразующий компонент образования, К.Э. Безукладников выявил, что, в соответствии с современными потребностями развития общества, его целью и ценностью выступает личность учащегося как субъект. В свою очередь, такое рассмотрение цели современного образования, которая предполагает акцент на деятельностную сущность метапредметных результатов образования, на мотивационную, этическую, социальную стороны, связь с личностными качествами человека и зависимость от них, наличие сегмента в несодержательных аспектов метапредметных результатов образования, их интегральный характер по отношению к «знаниям, умениям и навыкам», позволяет соотнести понятие метапредметных результатов с понятием компетенции. [5]
Следовательно, совокупность таких метапредметных компетенций определяет общую метапредметную компетентность младшего школьника. А Федеральный государственный образовательный стандарт к метапредметным результатам образования позволяет сформулировать конкретные метапредметные компетенции. Метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности [1].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть.
- Теоретической часть
Раскрыть:
- сущность метапредметного подхода в обучении младших школьников;
- системно - деятельностный подход, технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных умений;
- общие подходы к проектированию урока, направленного на достижение метапредметных результатов;
- целеполагание в уроке (мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, постановка учебной задачи);
- метапредметные задания как компонент содержания начального образования;
- оценочная деятельность метапредметных результатов обучения младших школьников.
- Метапредметный урок - это урок, на котором происходит
интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. Где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Метапредметный урок выстраивается вокруг мыследеятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.
- Сравнение целей традиционного и метапредметного урока
Тип урока | образовательная цель | Метапредметная цель |
урок изучения нового материала | изучение и первичное закрепление новых знаний, расширение понятийной базы учебной дисциплины | формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия |
урок закрепления знаний | выработка умений по применению знаний | формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок |
урок комплексного применения знаний | выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. | формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки. |
урок обобщения и систематизации знаний | обобщение единичных знаний в систему | формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины. |
урок контроля, оценки и коррекции знаний | контроль и самоконтроль уровня усвоения изученных понятий и способов деятельности. | формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. |
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
2.3. Признаки метапредметного урока:
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.
2.4. Алгоритм разработки метапредметного урока:
1. Сформулируйте тему урока.
2. Сформулируйте цель урока и запланируйте предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные) результаты.
3. Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), с которыми планируется деятельность учеников.
4. Перечислите, какого рода способности вы предполагаете задействовать (или обнаружить, например: общеучебные и частнопредметные; или креативные и оргдеятельностные.
5. Предложите, как вы обеспечите личное целеполагание учеников на занятии.
6. Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация:
- Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем.
- Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока.
- Назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать ученики на уроке.
- Продумайте, какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме.
- Решите, каким образом вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности.
- Продумайте, как вы предполагаете продиагностировать образовательный результат ученика.
- Этапы построения сценария метапредметного урока:
1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации.
2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.
3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося.
4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.
5. Рефлексия
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать урок, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:
– причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
– компоненты метапредметного содержания в обучении;
– смысл термина «универсальные учебные действия»;
– различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
– уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
– этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
– понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
– требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и среднего образования.
- Метапредметные технологии - это педагогические способы работы
мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся. Метапредметные технологии создаются для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога.
Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
Какие же метапредметные технологии можно выделить:
- Проектная деятельность.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся
к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.
- Интерактивная методика. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
2) Осмысление полученного опыта.
3) Обобщение (рефлексия).
4) Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы:
1) улучшить качество усвоения материала;
2) развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.
Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с
эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
- Личностно–ориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель данного обучения –создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
- Интегрированная технология.
Процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений: умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы. Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
1) умение извлекать информацию из различных источников;
2) умение составлять план;
3) умение отбирать материал по заданной теме;
4) умение составлять письменные тезисы;
5) умение подбирать цитаты;
6) умение составлять таблицы, схемы, графики.
7) Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
8) умение составлять связное устное высказывание;
9) умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
10) умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
11) умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
12) умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
13) умение использовать различные средства наглядности;
14) умение выражать свое мнение и аргументировать его;
15) умение оформлять научно-исследовательские работы;
16) умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
17) умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
- Технология «Дебаты» - это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров.
2.7. Использование компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование познавательных УУД начинается с первых дней обучения грамоте. Дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах учащиеся обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.
Практически у всех учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.
На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий – все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.
Обучение русскому языку строится в процессе выявления и решения проблем: не изложение готовых формулировок и сведений, а побуждение обучающихся самим формулировать учебные задачи, планировать деятельность, делать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из примеров такого обучения является приём «гипотеза».
Обучающимся уже с первого класса задаются проблемные вопросы, например,
1.Где, в какой комнате должна жить буква «Я»? (В «домике» (система), где живут гласные звуки, есть свободные комнаты).
2.Почему –ча/ща пишутся с а?
3.Все имена собственные пишутся с большой буквы?
4.Как можно разбить данные слова на группы и почему?
5.В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?
6.В тексте обязательно должно быть что?
Обучающиеся выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.
Большую значимость для успешного формирования познавательных УУД имеет организация процесса познания: от частного к общему или от общего к частному. Использование метода дедукции и индукции на разных этапах обучения позволяет достичь требуемых результатов: умения обобщать, делать выводы, принимать решение, применять теорию на практике.
Например, наблюдая за языковыми явлениями, учащиеся делают вывод, что все слова делятся на части. Эти части – части речи, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета (индуктивный метод познания – от частного к общему). При изучении темы «наречие» можно использовать дедуктивный метод (от общего к частному). Зная, что наречие – часть речи, которая обозначает признак действия, ученики находят наречия в тексте, а затем делают выводы о принципах деления наречий на разряды [5].
- Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка широко используют:
Устные творческие задания:
- коллективный рассказ по сюжетным картинкам;
- придумай историю к заданному концу (началу, середине);
- перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;
- драматизация диалога (с разными эмоциями (удивление, страх, недоумение и т.д.);
- драматизация рассказа/отрывка из пьесы;
- придумай сказку с определенными персонажами;
- переведи поэзию в прозу;
- перескажи произведение, написанное «старым» языком на современный русский.
Письменные творческие задания:
- придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной столовой, библиотеки);
- напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа;
- придумай текст - приглашения на свой день рождения для своих друзей;
- отредактируй инструкцию;
- напиши инструкцию:
- как подготовить домашнее задание;
- как выучить стихотворение наизусть;
- как пользоваться общественным транспортом;
сочинения:
- Что я знаю о … ( Тему ученик выбирает сам.)
- Расскажу вам о себе.
- Мое любимое занятие.
- Самая интересная книга.
- Любимый литературный герой.
- Советы нашим учителям.
- Советы будущим первоклассникам.
Использование подобных заданий и вопросов на уроках русского языка позволят обучающимся овладеть русским языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
При формировании метапредметных умений не теряют своей актуальности развивающие игры (фонетические, лексические, орфографические и др.). Не только используются готовые игры, но так же даётся задание детям придумать свое содержание полюбившихся игр.
Многоаспектность системы изучения русского языка создает условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения, тем самым расширяются коммуникативные, познавательные и регулятивные умения учащихся, что способствует достижению метапредметных результатов обучения.
Например, работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно – следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково – символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения) [3].
Расшифруй схемы ПРЕДЛОЖЕНИЙ письменно. | |
рычит.
жужжит.
мяукает. | Ёж Петух Дятел |
Каждое животное |
Таким образом, одним из условий формирования метапредметных результатов на уроках русского языка является выполнение компетентностно – ориентированных заданий, которые выражаются: в умении решать проблемы, использовать собственный опыт; заниматься самообразованием; работать с различными базами данных, документацией; добывать информацию; иметь собственное мнение; понимать позицию других людей; оценивать жизненную ситуацию; определять рациональное потребление; оценивать поступки, вредные привычки; сотрудничать с одноклассниками и взрослыми; принимать решения; уметь прийти к общему мнению; работать в группах; уметь организовать свою работу; нести ответственность за поступки; устоять перед трудностями и так далее.
Можно сделать вывод о том, что идеи компетентностного подхода через компетентностно-ориетироанные задания реализуются в первую очередь через содержание образования, когда компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством обучающегося.
- Заключение
Метапредметные результаты всегда занимали важное место в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности. Совокупность метапредметных компетенций определяет общую метапредметную компетентность младшего школьника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте к метапредметным результатам образования сформулированы конкретные метапредметные компетенции, формирование которых возможно и на уроках русского языка в начальной школе, в том числе с использованием компетентностно – ориентированными заданиями.
Можно сделать вывод, что в данной работе рассмотрены возможности использования компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
Описаны метапредметные результаты на уроках русского языка в начальной школе, раскрыты возможности компетентностно – ориентированных заданий для достижения метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.
Следовательно, цель реализована, задачи решены.
- Список используемой литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст изм. И доп. На 2016 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: [Текст] Просвещение, 2016. – 33с. – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4.Андреева В.В., методист, учитель. Метапредметные образовательные результаты: понятие, классификация: URL:http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/c/c2/Метапредметные_образовательные_результаты.pdf
5.Крузе Б.А. ,Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника [Электронный ресурс] //Сайт Современные проблемы науки и образования : URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11014
6. Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий / В.Б. Лебединцев. – Волгоград : Учитель, 2014. – 97 с.
- Практическая часть
План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»
Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Педагогическая цель.
Создать условия для ознакомления с понятием «непроизносимые согласные звуки»; способствовать развитию умения объяснять написание слов с изученными орфограммами, слов с непроизносимыми согласными в корне.
Тип урока.
Открытие новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные).
Знают понятие «непроизносимые согласные звуки». Объясняют написание слов с изученными орфограммами, слов с непроизносимыми согласными в корне.
Личностные результаты.
Сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; осуществляют самоконтроль действий.
Универсальные учебные действия (метапредметные).
П – умеют приводить свои примеры; строят логическую цепь рассуждений.
Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность.
К – владеют монологической и диалогической формами речи; соблюдают орфографические нормы написания слов.
Основное содержание темы, понятия, термины.
Орфограмма «Непроизносимые согласные звуки». Написание слов с изученными орфограммами, слов с непроизносимыми согласными в корне.
Сценарий урока.
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Учитель
-Прозвенел звонок весёлый
Все готовы?
Дети
-Все готовы!
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Учитель
-Пожелайте друг другу успеха.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- Желаю (соприкасаются большими пальцами);
- Успеха (указательными);
- Большого (средними);
- Во всём (безымянными);
- И везде (мизинцами);
- Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)
II. Чистописание.
Буквы-загадки. Буква по воздуху. (Социо-игровые технологии)
Учитель приглашает 1 посыльных, проговаривает с ними задание на чистописание. Посыльные каждой группы поочерёдно становятся спиной к классу, пишут по воздуху крупную букву. Все отгадывают ее. При этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего.
1 группа - строчная буква о
2 группа - строчная буква а
3 группа - строчная буква б
4 группа - строчная буква в
5 группа - строчная буква д
- Какой элемент объединяет эти буквы? (овал - о)
- Поработаем над чистописанием. Дети прописывают в тетради: о, о с соединительным элементом, о в соединении с о. Соблюдая закономерность прописывают до конца строки.
III. Словарная работа.
Живой алфавит. (Социо-игровые технологии)
- У каждого из вас на парте есть буква из алфавита, потренируемся перед составлением словарных слов:
Буквы алфавита распределены между всеми учащимися.
1) Учитель задает тренировочные задания по алфавиту:
- встаём по алфавиту от а до з;
- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие гласные звуки (а, е, ё),
- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие два звука (е, ё), гласные проходят на место;
- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие звонкие согласные звуки (б, в, г, д, ж, з)
- выходят к ним пары по звонкости глухости (п, ф, к, т, ш, с), проходим на место.
2) Работа по составлению словарных слов.
- Кто из вас может составить слово?..
2 посыльные проверяют правописание по словарю.
Учитель задает слово – ученикам, после этого по сигналу к доске должны выйти те ученики, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. После чего последний ученик диктует классу и сам записывает слово на доске, отмечая ударение и безударную гласную.
- Второй месяц весны (апрель).
- Многолетнее травянистое растение, употребляемое в пищу (щавель).
- Самая вкусная, душистая ягода (земляника).
- Плетёное изделие из прутьев для хранения вещей (корзина).
- Второй месяц осени (октябрь).
- Крупное хищное животное из семейства кошачьих (лев).
-Вид верхней одежды (пальто).
- Значительная возвышенность над окружающей местностью (гора).
- Какие слова мы называем словарными? (Правописание которых мы запоминаем и проверяем по словарю).
- Нет ли среди записанных слов, слов с проверяемым написанием? (Есть: лев –львы, гора-горы).
- собираем алфавит на место, на доску от а до ж, от з до о, от п до ч, от ш до я.
IV. Постановка учебной задачи
Видимо-невидимо (Социо-игровые технологии) Учитель показывает на интерактивной доске приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, "вдоль» и "поперек" написано девять слов на орфограммы «Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных». По стечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат закрывается, а команды записывают все запомнившиеся слова. Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные" другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись. Проверенные листочки возвращаются прежней команде для "проверки проверяющих" и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях, оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
Дождинка, денёк, смешной, травка, дождь, берёзка, местность, сердце, грустно.
- На какие две группы можно распределить данные слова? (Слова с безударными гласными и парными согласными)
Ученики читают слова по группам, с проверочными словами.
- Все ли слова распределены в эти группы? (Остались слова местность, сердце, грустно).
- Где можно найти информацию по правописанию данных слов? Какая это орфограмма?
- Сформулируйте тему урока? (Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)
- Какую поставим задачу? (Повторим написание слов с изученными орфограммами и будем учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)
- Откройте учебники на стр.114 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
- Итак, вы абсолютно правы. Тема и цель нашего урока: Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне
- Где можно найти информацию по правописанию данных слов?
Ищут информацию по теме:
1 группа – в учебнике
2 группа – в справочнике,
3 группа – в интернете,
4 группа – у учителя,
5 группа – у старшеклассников.
Делятся результатами работы с другими группами.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учебник с.114 упражнение 2. Выполняют в группах, по цепочке начиная с 1 посыльного.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
РТ с.62 №4
- Вставь, где нужно, буквы.
- Какую закономерность в расположении слов вам удалось заметить?
1 столбик: капустный-капуста
2 столбик: лестница
3 столбик: чудесный-чудеса
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Учебник с. 116 ! обрати внимание
- Ребята, давайте составим алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными, благодаря которому, вы будете грамотно писать слова с непроизносимыми согласными.
АЛГОРИТМ
ДА НЕТ
АЛГОРИТМ
ДА НЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе. Обучение написанию сочинения "Хочу рассказать о родном крае"....
Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.
Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....
Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе
Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе...
Методическая копилка для проведения уроков русского языка в начальной школе.
Загадки про части речи, шарады, ребусы, дидактическая игра, игра "Поработай корректором"....
«Методические рекомендации по подготовке и проведению урока русского языка в начальной школе»
Необходимая информация....
Метапредметный подход в проведении уроков русского языка в начальной школе.
Итоговая аттестационная проектная работа...
Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....