Метапредметный подход в проведении уроков русского языка в начальной школе.
проект (4 класс)

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.1.proektnaya_rabota.docx231.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» Г. АЛЬМЕТЬЕВСКА

 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Метапредметный подход

в проведении уроков русского языка

в начальной школе.

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №20» г.Альметьевск

 Республики Татарстан

Ризатдинова Люция Дамировна

Оглавление:

  1. Введение…………………………………………………………… 3
  1. Понятие метапредметности………………………………… 6
  1. Теоретическая часть…………………………………………….. 9
  1. Метапредметный урок …………………………………….. 9
  2. Сравнение  целей традиционного и метапредметного урока………………………………………………………… 10
  3. Признаки метапредметного урока………………………… 11
  4. Алгоритм разработки метапредметного урока…………. 12
  5. Этапы построения сценария метапредметного урока…. 12
  6. Метапредметные технологии……………………………... 14
  7. Использование компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе……………… 18
  1. Заключение……………………………………………………… 24
  2. Список используемой литературы…………………………… 25
  3. Практическая часть …………………………………………… 26

  1. Введение

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

        Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» т.е. формировать у учащихся метапредметные результаты.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным,  метапредметным, предметным.

В связи с тем, что приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психолого – педагогической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Поэтому важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий как метапредметных результатов обучения.

Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся умения учиться как основы личностного развития, означающего умение познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения.

Цель:

Рассмотреть возможность использования метапредметного подхода в предметной области «Русский язык» на ступенях начального общего образования

Задачи:

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Показать значение метапредметного подхода в обучении.

- Раскрыть сущность метапредметности с точки зрения теории вопроса и практики применения на уроках русского языка.

- Разработать конспект урока по русскому языку, направленный на формирование метапредметных умений, действий.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов [1].

Метапредметные результаты ориентируют участников образовательного процесса на овладение ключевыми компетенциями, составляющими основ умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные результаты включают освоение младшими школьниками УУД [1]:

1)         овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)         освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)         формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)         освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)          использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)         активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)          использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)         определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)        овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. [1,6]

Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

  1. Понятие метапредметности.

Обратимся к определению понятия «метапредметные».  По определению Андреевой  В.В «Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»».  Метапредметный результат – это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией. Метапредметный результат позволит детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а, следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий [4].  Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.

Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса [5] .

Достижение метапредметных результатов, считает Еремеева Е.В.,  связано с природой универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач.

Из представленного выше анализа метапредметных результатов образования в начальной школе становится очевидным, что они строятся вокруг принятых в педагогике понятий знания, умения, навыка, обладающих надпредметными и междисциплинарными свойствами. Надпредметные и междисциплинарные свойства универсальных учебных действий, как и знаний, умений, навыков, на которых они основаны, исходят из положений системно-деятельностного, междисциплинарного, «ЗУНовского», личностно-ориентированного, когнитивного и аффективного подходов. [5]

        Обращение к целям начального школьного образования, которые ставит перед ним современное общество, позволило констатировать необходимость преодолевать тенденцию отношения к знаниям, умениям и навыкам как цели начального школьного образования. Ценность объективного знания при таком подходе детерминировала цель формирования личности учащегося, носителя знаний, навыков и умений в репродуктивной и продуктивной деятельности.

Однако знания и умения, содействуя усвоению и дальнейшему развитию личности и представляя собой содержательный компонент начального школьного образования, не могут служить его самоцелью. Являясь его средством, они призваны обеспечить достижение генеральной цели - индивидуальное развитие учащихся в различных сферах. Характеризуя цель как системообразующий компонент образования, К.Э. Безукладников выявил, что, в соответствии с современными потребностями развития общества, его целью и ценностью выступает личность учащегося как субъект. В свою очередь, такое рассмотрение цели современного образования, которая предполагает акцент на деятельностную сущность метапредметных результатов образования, на мотивационную, этическую, социальную стороны, связь с личностными качествами человека и зависимость от них, наличие сегмента в несодержательных аспектов метапредметных результатов образования, их интегральный характер по отношению к «знаниям, умениям и навыкам», позволяет соотнести понятие метапредметных результатов с понятием компетенции. [5]

       Следовательно, совокупность таких метапредметных компетенций определяет общую метапредметную компетентность младшего школьника. А Федеральный государственный образовательный стандарт к метапредметным результатам образования позволяет сформулировать конкретные метапредметные компетенции. Метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности [1].

Федеральный государственный стандарт начального общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть.

  1. Теоретической  часть

Раскрыть:

- сущность метапредметного подхода в обучении младших школьников;

- системно - деятельностный подход, технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных умений;

- общие подходы к проектированию урока, направленного на достижение метапредметных результатов;

- целеполагание в уроке (мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, постановка учебной задачи);

- метапредметные задания как компонент содержания начального образования;

- оценочная деятельность метапредметных результатов обучения младших школьников.

  1. Метапредметный урок - это урок, на котором происходит

интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. Где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Метапредметный урок выстраивается вокруг мыследеятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.

  1. Сравнение  целей традиционного и метапредметного урока

Тип урока

образовательная цель

Метапредметная цель

урок изучения нового материала

изучение и первичное закрепление новых знаний, расширение понятийной базы учебной дисциплины

формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия

урок закрепления знаний

выработка умений по применению знаний

формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок

урок комплексного применения знаний

выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки.

урок обобщения и систематизации знаний

обобщение единичных знаний в систему

формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины.

урок контроля, оценки и коррекции знаний

контроль и самоконтроль уровня усвоения изученных понятий и способов деятельности.

формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.

Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

2.3. Признаки метапредметного урока:

- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;

- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.

2.4. Алгоритм разработки метапредметного урока:

1. Сформулируйте тему урока.

2. Сформулируйте цель урока и запланируйте предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные) результаты.

3. Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), с которыми планируется деятельность учеников.

4. Перечислите, какого рода способности вы предполагаете задействовать (или обнаружить, например: общеучебные и частнопредметные; или креативные и оргдеятельностные.

5. Предложите, как вы обеспечите личное целеполагание учеников на занятии.

6. Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация:

- Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем.

- Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока.

- Назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать ученики на уроке.

- Продумайте, какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме.

- Решите, каким образом вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности.

- Продумайте, как вы предполагаете продиагностировать образовательный результат ученика.

  1. Этапы построения сценария метапредметного урока:

1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации.

2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.

3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося.

4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

5. Рефлексия

            Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать урок, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

– причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

– компоненты метапредметного содержания в обучении;

– смысл термина «универсальные учебные действия»;

– различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;

– уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

– этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

– понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

– требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и среднего образования.

  1. Метапредметные технологии - это педагогические способы работы

мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся. Метапредметные технологии создаются для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога.

Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Какие же метапредметные технологии можно выделить:

- Проектная деятельность.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся

к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

- Интерактивная методика. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

2) Осмысление полученного опыта.

3) Обобщение (рефлексия).

4) Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы:

1) улучшить качество усвоения материала;

2) развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.

Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с

эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

- Личностно–ориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель данного обучения –создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

- Интегрированная технология.

Процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений: умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы. Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

1) умение извлекать информацию из различных источников;

2) умение составлять план;

3) умение отбирать материал по заданной теме;

4) умение составлять письменные тезисы;

5) умение подбирать цитаты;

6) умение составлять таблицы, схемы, графики.

7) Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

8) умение составлять связное устное высказывание;

9) умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

10) умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

11) умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

12) умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

13) умение использовать различные средства наглядности;

14) умение выражать свое мнение и аргументировать его;

15) умение оформлять научно-исследовательские работы;

16) умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

17) умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

- Технология «Дебаты» - это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров.

2.7. Использование компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование познавательных УУД начинается с первых дней обучения грамоте. Дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах учащиеся обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.

Практически у всех учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.

        На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий – все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.

Обучение русскому языку строится в процессе выявления и решения проблем: не изложение готовых формулировок и сведений, а побуждение обучающихся самим формулировать учебные задачи, планировать деятельность, делать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из примеров такого обучения  является приём «гипотеза».

Обучающимся уже с первого класса задаются проблемные вопросы, например,

1.Где, в какой комнате должна жить буква «Я»? (В «домике» (система), где живут гласные звуки, есть свободные комнаты).

2.Почему –ча/ща пишутся с а?

3.Все имена собственные пишутся с большой буквы?

4.Как можно разбить данные слова на группы и почему?

5.В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?

6.В тексте обязательно должно быть что?

Обучающиеся выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.

Большую значимость для успешного формирования познавательных УУД имеет организация процесса познания: от частного к общему или от общего к частному. Использование метода дедукции и индукции на разных этапах обучения позволяет достичь требуемых результатов:  умения обобщать, делать выводы, принимать решение, применять теорию на практике.

Например, наблюдая за языковыми явлениями, учащиеся делают вывод, что все слова делятся на части. Эти части – части речи, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета (индуктивный метод познания – от частного к общему). При изучении темы «наречие» можно использовать дедуктивный метод (от общего к частному). Зная, что наречие – часть речи, которая обозначает признак действия, ученики находят наречия в тексте, а затем делают выводы о принципах деления наречий на разряды [5].

  • Коммуникативные:
  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Для формирования и  развития коммуникативных УУД на уроках русского языка широко используют:

 Устные творческие задания:

  1. коллективный рассказ по сюжетным картинкам;
  2. придумай историю к заданному концу  (началу, середине);
  3. перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;
  4. драматизация диалога (с разными эмоциями (удивление, страх, недоумение и т.д.);
  5. драматизация рассказа/отрывка из пьесы;
  6. придумай сказку с определенными персонажами;
  7. переведи поэзию в прозу;
  8. перескажи произведение, написанное «старым» языком на современный русский.

Письменные творческие задания:

  1. придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной столовой, библиотеки);
  2. напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа;
  3. придумай текст - приглашения на свой день рождения для своих друзей;
  4. отредактируй инструкцию;
  5. напиши  инструкцию:
  1. как подготовить домашнее задание;
  2. как выучить стихотворение наизусть;
  3. как пользоваться общественным транспортом;

сочинения:

  1. Что я знаю о … ( Тему ученик выбирает сам.)
  2. Расскажу вам о себе.
  3. Мое любимое занятие.
  4. Самая интересная книга.
  5. Любимый литературный герой.
  6. Советы нашим учителям.
  7. Советы будущим первоклассникам.

Использование подобных заданий и вопросов на уроках русского языка позволят обучающимся овладеть русским языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

При формировании метапредметных умений не теряют своей актуальности развивающие игры (фонетические, лексические, орфографические и др.). Не только используются готовые игры, но так же даётся задание детям придумать свое содержание полюбившихся игр.

Многоаспектность системы изучения русского языка создает условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения, тем самым расширяются коммуникативные, познавательные и регулятивные умения учащихся, что способствует достижению метапредметных результатов обучения.

Например, работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно – следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково – символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения) [3].

Расшифруй схемы ПРЕДЛОЖЕНИЙ письменно.

                        рычит.

                       

                         жужжит.

                 

                        мяукает.

        Ёж

Петух

Дятел

Каждое животное                            

Таким образом, одним из условий формирования метапредметных результатов на уроках русского языка является выполнение компетентностно – ориентированных заданий, которые выражаются: в умении решать проблемы, использовать собственный опыт; заниматься самообразованием; работать с различными базами данных, документацией; добывать информацию; иметь собственное мнение; понимать позицию других людей; оценивать жизненную ситуацию; определять рациональное потребление; оценивать поступки, вредные привычки; сотрудничать с одноклассниками и взрослыми; принимать решения; уметь прийти к общему мнению; работать в группах; уметь организовать свою работу; нести ответственность за поступки; устоять перед трудностями и так далее.

Можно сделать вывод о том, что идеи компетентностного подхода через компетентностно-ориетироанные задания  реализуются в первую очередь через содержание образования, когда компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством обучающегося.

  1. Заключение 

       Метапредметные результаты всегда занимали важное место в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности. Совокупность метапредметных компетенций определяет общую метапредметную компетентность младшего школьника.

       В Федеральном государственном образовательном стандарте к метапредметным результатам образования сформулированы конкретные метапредметные компетенции, формирование которых возможно и на уроках русского языка в начальной школе, в том числе с использованием компетентностно – ориентированными заданиями.

       Можно сделать вывод, что в данной работе рассмотрены возможности использования компетентностно – ориентированных заданий для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.

      Описаны метапредметные результаты на уроках русского языка в начальной школе, раскрыты возможности компетентностно – ориентированных заданий для достижения метапредметных результатов на уроках русского языка в начальной школе.

      Следовательно, цель реализована, задачи решены.

  1. Список используемой литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст изм. И доп. На 2016 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: [Текст] Просвещение, 2016. – 33с. – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4.Андреева В.В., методист, учитель. Метапредметные образовательные результаты: понятие, классификация: URL:http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/c/c2/Метапредметные_образовательные_результаты.pdf

5.Крузе Б.А. ,Еремеева Е.В.  Определение  понятия метапредметных  компетенций  младшего школьника [Электронный ресурс] //Сайт Современные проблемы науки и образования : URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11014

6. Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий / В.Б. Лебединцев. – Волгоград : Учитель, 2014. – 97 с.

  1. Практическая часть 

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Педагогическая цель.

Создать условия для ознакомления с понятием «непроизносимые согласные звуки»; способствовать развитию умения объяснять написание слов с изученными орфограммами, слов с непроизносимыми согласными в корне.

Тип урока.

Открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные).

Знают понятие «непроизносимые согласные звуки». Объясняют написание слов с изученными орфограммами, слов с непроизносимыми согласными в корне.

Личностные результаты.

Сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; осуществляют самоконтроль действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

П – умеют приводить свои примеры; строят логическую цепь рассуждений.

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность.

К – владеют монологической и диалогической формами речи; соблюдают орфографические нормы написания слов.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Орфограмма «Непроизносимые согласные звуки». Написание слов с изученными орфограммами, слов с непроизносимыми согласными в корне.

Сценарий урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Учитель

-Прозвенел звонок весёлый

 Все готовы?  

Дети

-Все готовы!

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Учитель

-Пожелайте друг другу успеха.

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. Желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. Успеха (указательными);
  3. Большого (средними);
  4. Во всём (безымянными);
  5. И везде (мизинцами);
  6. Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

II. Чистописание.

Буквы-загадки. Буква по воздуху. (Социо-игровые технологии)

Учитель приглашает 1 посыльных, проговаривает с ними задание на чистописание.  Посыльные каждой  группы поочерёдно становятся спиной к классу, пишут по воздуху крупную букву. Все отгадывают ее. При этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего.

1 группа - строчная буква о

2 группа - строчная буква а

3 группа - строчная буква б

4 группа - строчная буква в

5 группа - строчная буква д

- Какой элемент объединяет эти буквы? (овал - о)

- Поработаем над чистописанием.  Дети прописывают в тетради: о,  о с соединительным элементом, о в соединении с о. Соблюдая закономерность прописывают до конца строки.

III. Словарная работа.

Живой алфавит. (Социо-игровые технологии)

- У каждого из вас на парте есть буква из алфавита, потренируемся перед составлением словарных слов:

Буквы алфавита распределены между всеми учащимися.

1) Учитель задает тренировочные задания по алфавиту: 

http://4detey.ru/wa-data/public/shop/products/29/60/16029/images/21638/21638.750x0.jpg 

- встаём по алфавиту от а до з;

- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие гласные звуки (а, е, ё),

- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие два звука (е, ё), гласные проходят на место;

- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие звонкие согласные звуки (б, в, г, д, ж, з)

- выходят к ним пары по звонкости глухости (п, ф, к, т, ш, с), проходим на место.

2) Работа по составлению словарных слов.

- Кто из вас может составить слово?..

2 посыльные проверяют правописание по словарю.

Учитель задает слово – ученикам, после этого по сигналу к доске должны выйти те ученики, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. После чего последний ученик  диктует классу и сам записывает слово на доске, отмечая ударение и безударную гласную.

- Второй месяц весны (апрель).

- Многолетнее травянистое растение, употребляемое в пищу (щавель).

- Самая вкусная, душистая ягода (земляника).

- Плетёное изделие из прутьев для хранения вещей (корзина).

- Второй месяц осени (октябрь).

- Крупное хищное животное из семейства кошачьих (лев).

-Вид верхней одежды (пальто).

- Значительная возвышенность над окружающей местностью (гора).

- Какие слова мы называем словарными? (Правописание которых мы запоминаем и  проверяем по словарю).

- Нет ли среди записанных слов, слов с проверяемым написанием? (Есть: лев –львы, гора-горы).

- собираем алфавит на место, на доску от а до ж, от з до о, от п до ч, от ш до я.

IV. Постановка учебной задачи 

Видимо-невидимо (Социо-игровые технологии) Учитель показывает на интерактивной доске приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, "вдоль» и "поперек" написано девять слов  на орфограммы «Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных». По стечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат закрывается, а команды записывают все запомнившиеся слова. Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные" другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись. Проверенные листочки возвращаются прежней команде для "проверки проверяющих" и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях, оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

Дождинка, денёк, смешной, травка, дождь, берёзка, местность, сердце, грустно.

- На какие две группы можно распределить данные слова? (Слова с безударными гласными и  парными согласными)

Ученики читают слова по группам, с проверочными словами.

- Все ли слова распределены в эти группы? (Остались слова местность, сердце, грустно).

- Где можно найти информацию по правописанию данных слов? Какая это орфограмма?

- Сформулируйте  тему урока? (Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)

- Какую поставим задачу? (Повторим написание слов с изученными орфограммами и будем учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.) 

- Откройте учебники на стр.114 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Итак, вы абсолютно правы. Тема и цель нашего урока:  Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

- Где можно найти информацию по правописанию данных слов?

Ищут информацию по теме:

1 группа – в учебнике

2 группа – в справочнике,

3 группа – в интернете,

4 группа – у учителя,

5 группа – у старшеклассников.

Делятся результатами работы с другими группами.

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учебник с.114 упражнение  2. Выполняют в группах,  по цепочке начиная с 1 посыльного.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

РТ с.62 №4

- Вставь, где нужно, буквы.

- Какую закономерность в расположении слов вам удалось заметить?

1 столбик: капустный-капуста

2 столбик: лестница

3 столбик: чудесный-чудеса

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Учебник с. 116 ! обрати внимание

- Ребята, давайте составим алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными, благодаря которому, вы будете грамотно писать слова с непроизносимыми согласными.

АЛГОРИТМ

                                 ДА                         НЕТ

АЛГОРИТМ

                                           ДА                         НЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.  Обучение написанию  сочинения    "Хочу рассказать о родном крае"....

Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.

Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....

Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе

Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе...

Методическая копилка для проведения уроков русского языка в начальной школе.

Загадки про части речи, шарады, ребусы, дидактическая игра, игра "Поработай корректором"....

Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Методическая разработка. Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....