развивающие задания на уроках русского языка в начальной школе
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
система развивающих заданий на уроках русского языка как один из способов формирования метапредметных умений и навыков учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_zadaniya_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Система развивающих заданий на уроках русского языка как один из способов формирования метапредметных умений и навыков учебной деятельности
Учитель начальных классов
Тесёлкина Светлана Юрьевна
2013 – 2014 учебный год
Задача современной школы – подготовить человека думающего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни. Цель педагога – не столько передача суммы знаний, сколько обучение навыкам самостоятельного их добывания, способности продуктивно мыслить, умению самостоятельно решать поставленные проблемы. В связи с изменением цели обучения определилось и новое его назначение: формирование учебной деятельности, которая реализуется в общеучебных интеллектуальных умениях.
Общеучебные интеллектуальные умения – это универсальные учебные действия, которые обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и тесно связаны с достижением метапредметных результатов.
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.
1. Задание на установление сходства или различия языковых явлений
Упражнение. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
(до)брался (до)берега
(по)шёл (по)тропинке
(от)плыл (от)берега
Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом сравнивают морфологический состав слов, определяют принадлежность слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. Считаю, что в этой ситуации учитель не должен спешить с утверждением правильного и полного ответа. Пусть выскажутся все, кто хочет сказать. Особого побуждения требуют слабые ученики, которых нужно ободрить, поддержать, похвалить даже за попытку ответить на вопрос. Это задание я использую на этапе формирования умений обучающихся по теме «Правописание предлогов и приставок».
2. Задание на выявление аналогии языковых явлений
Упражнение. Дополните начатые цепочки до 4-5 слов по трём признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.
Лесников, грибников, … .
Вокзалы, салюты, … .
В упражнении, на станции, … .
Ученики самостоятельно подбирают слова по трём признакам, учитывая:
наличие определённых орфограмм;
категорию числа имён существительных;
падежные формы существительных.
Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.
Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.
3. Задания на классификацию языковых явлений
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщённое значение.
Занимаясь группировкой, ученик должен предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом я подбираю такой материал на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отработать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Упражнение. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Плач_, скрипуч_, брош_, наотмаш_, роскош_, реж_, суш_, могуч_, намаж_, настеж_.
Варианты выполнения задания:
по написанию (с ь после шипящих и без ь);
по частям речи (существительные, прилагательные в краткой форме, наречия, глаголы в повелительном наклонении).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
4. Задания на установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями
Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении обучающимися большого объёма знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
I вариант упражнения: «Найди четвёртое лишнее».
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: я предлагаю ученикам такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из данных.
Упражнение. Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.
Белый, зелёный, серебристый, юный.
Варианты ответов учеников:
Юный – лишнее, т.к. все остальные обозначают цвет.
Серебристый – лишнее, т.к. состоит из корня, суффикса и окончания.
Юный – лишнее, т.к. это относительное прилагательное, остальные – качественные.
II вариант упражнения.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из неё постепенно по одному слову.
Упражнение. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
Объединить – это глагол, остальные – существительные.
Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые.
Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч.
Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл..
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления обучающихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлён перенос знаний, в условиях, требующих самостоятельного вывода, обобщения
5. Логическо - поисковые задания:
Упражнение. Найдите (устно) обобщающее понятие к определениям. Запишите в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:
личные, притяжательные (местоимения);
порядковые, количественные (числительные);
глухой, звонкий (согласные);
повествовательное, вопросительное (предложения);
прямое, косвенное (дополнения);
простое, сложное (предложения);
гласный, согласный (звуки);
настоящее, прошедшее (время);
полное, неполное (предложения).
Ответы: 4,5,6,9.
Данные типы упражнений развивают у обучающихся умение обобщать, анализировать и синтезировать понятия.
Упражнение. Буквенный диктант
Задание: выпишите в порядке следования первые буквы грамматических основ (предложения воспринимаются на слух):
Московские магистрали освещены всю ночь.
Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девчонку за косичку.
Лесная ежевика царапала руки.
Если получилось слово молодец – основы найдены правильно. (Эту работу я использую также при необходимости быстро вспомнить, что такое грамматическая основа предложения).
Упражнение. Числовые диктанты
Он шёл и весело пел.
От количества главных членов в предложении отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3-0=3.)
Упражнение. Цифровой диктант (иначе – игра «Блеф-клуб»)
Предлагаю детям утверждения, которые могут быть правильными и ошибочными. Если они согласны со сказанным – ставят цифру 1 в тетради, если нет – 0. Затем проверяют свои ответы.
Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
В предложении (Мы живём в новом доме) подлежащее выражено местоимением.
В предложении (Скоро будет лето) нет сказуемого.
В предложении (Ученики пишут диктант) сказуемое выражено глаголом
1 - ого спряжения
Ответы: 0 1 0 1
Использование подобных приёмов позволяет избавиться от необходимости фронтальных опросов, включить в работу всех обучающихся и получить мгновенную диагностику. Кроме того, такие задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание, а также предполагают систематизацию, обобщение знаний.
Вывод
Использование на уроках развивающих заданий обеспечивает не только прочное усвоение знаний и формирование умений и навыков, но и развитие метапредметных навыков и умений, то есть учит осмысливать теоретические сведения, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения, развивает воображение, память, силу воли. Совершенствуются и коммуникативные умения (владение видами речевой деятельности, развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов), и информационные (умения осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, работать с текстом), и организационные (умения формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Дети учатся высказываться, отстаивать свою точку зрения, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. Повышается мотивация обучения, развиваются самостоятельность, наблюдательность, воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова"...
Сборник диктантов здоровье сберегающих текстов и заданий для уроков русского языка в начальной школе
Здоровье сберегающие тексты диктантов дают возможность проверять грамотность воспитанников и научить ребёнка быть здоровым....
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...
Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»
Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...
Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе
Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе...
Разноуровневые задания для уроков русского языка в начальной школе.
Дидактические задания по русскому языку для выявления уровня усвоения материала по разным темам....
Программа педагогического эксперимента «Эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе»
Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения Занкова Л.В. на фо...