Методическая разработка урока русского языка «Однородные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка «Однородные члены предложения»
УМК: Планета Знаний
Класс: 4
Тема: Перечисляем (Однородные члены предложения)
Цель: Создать условия для формирования представлений у учащихся об однородных членах предложения.
Задачи: 1. Познакомить с понятие «однородные члены предложения».
2. формировать умения распознавать однородные члены предложения и расставлять знаки препинания при однородных членах.
3. Формирование орфографической зоркости.
4. Формирование общеучебных навыков.
5. Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки со схемами, карточки с предложениями, картинка с ребусом, текст для редактирования, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
1. ОРГМОМЕНТ
Учитель: Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели,
Еще тише мальчики за парты сели,
На меня все посмотрели.
2. ЧИСТОПИСАНИЕ
Начинаем мы наш урок с минутки чистописания.
Сегодня мы работаем со словом на букву Д.
Прописываем: Д Дд до де одо иде
Учащиеся пописывают.
Учитель: Слово, с которым мы будем работать, зашифровано в ребусе.
ДОМ СУК к = г
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Учащиеся: Досуг.
Учитель: Что такое досуг?
Учащиеся: Свободное от работы время. (Смотрят в словарике в конце учебника)
Учитель: Запишем это слово. Определяем ударение, делим слоги на слоги.
Учащиеся выполняют.
Учитель: Найдем в слове орфограммы, объясним их написание.
Учащиеся выполняют (г – нет досуга, 0 – непроверяемая безударная гласная)
Учитель: Дадим характеристику каждому звуку.
Учащиеся выполняют.
Учитель: Подберем однокоренное слово к слову досуг и запишем его. Разберем это слово по составу.
Учащиеся: Досуговый. (корень досуг, -ов – суффикс, -ый окончание, основа – досугов-)
Учитель: Подберем синонимы к слову досуг.
Учащиеся: Праздность, отдых.
Учитель: Подберем антоним к слову досуг.
Учащиеся: Работа, недосуг.
Учитель: Составим устно со словом досуг словосочетание.
Учащиеся выполняют. (в часы досуга, досуговый центр)
Учитель: Составим устно с этим словом предложение.
Учащиеся выполняют.
4. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний
Учитель: Внимание на доску. Я предлагаю вам составить предложение из данных слов и слова досуг.
(Хорошая, скрашивает, досуг, книга)
Учащиеся: Хорошая книга скрашивает досуг.
Учитель: Запишем это предложение.
Учащиеся выполняют.
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Учащиеся объясняют смысл высказывания.
Учитель: Подчеркнем в этом предложении основу предложения.
Учащиеся: Хорошая книга скрашивает досуг.
Учитель: Составим схему этого предложения.
Учащиеся:
Учитель: Перед вами на столе карточки с предложениями и карточки со схемами в предложении. В паре соотнесите предложения и схемы. (Приложения 1)
Учащиеся составляют.
Учитель: Какие предложения показались вам необычными, незнакомыми?
Учащиеся: 4-ое и 5-ое. В 4 – м много сказуемых, а в 5 – м – подлежащих.
5. УСВОЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Учитель: Поработаем с этими предложениями. Положите их пред собой. Читаем перовое предложение. Запишем его.
Учащиеся: Дождик крапал, моросил, стучал, косил.
Учитель: Найдем в этом предложении предмет.
Учащиеся: Дождик.
Учитель: Какие действия он выполняет?
Учащиеся перечисляют.
Учитель: Что интересного заметили?
Учащиеся: Идет перечисление, много действий, которые совершает дождик.
Учитель: Верно. Подчеркнем главные члены предложения.
Учащиеся: Дождик крапал, моросил, стучал, косил.
Учитель: Чем разделены в этом предложении действия, относящиеся к подлежащему?
Учащиеся: Запятыми.
Учитель: Итак, мы с вами использовали слова – перечисления действий предметов. Такие члены предложения называются однородными сказуемыми и разделяются на письме запятыми. Подчеркнем запятые.
Учащиеся выполняют.
Учитель: Посмотрим, что об этом нам говорит учебник. С. 34
Учащиеся читают правило.
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Учитель: Переходим ко второму предложению. Записываем его в тетради и попробуйте проанализировать его в паре и объяснить.
Учащиеся выполняют.
Здесь несколько подлежащих (ромашки, васильки, одуванчики). Все они выполняют одно действие – растут. Все подлежащие разделяются запятыми. Эти слова называются однородными подлежащими.
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель: Внимание на экран. Работаем по рядам. Для каждого ряда предложено предложение. Ваша задача дополнить предложение двумя – тремя однородными членами предложения. Слово – подсказка выделено. Записать это предложение, подчеркнуть однородные члены предложения.
(На экране: Осенний ветер закружил листья. В лесу озере обитает щука. Клумбу украшали розу.)
Учащиеся выполняют.
Проверяют фронтально. Делают выводы о правописании однородных членов предложения.
8. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с тем, что такое однородные члены предложения. Предлагаю Вам сейчас выступить в роли редактора. Работаем в паре. Перед вами текст. (Приложение 2).
Ваша задача отредактировать его, сделать более красивым, уместив все в одно предложение. При этом в центре нашего внимания находятся однородные члены предложения. Ни одного важного слова мы пропустить не можем.
Учащиеся выполняют.
Учитель в ходе работы учеников консультирует учащихся.
Учитель: Готовы представить свои предложения.
Учащиеся зачитывают свои предложения.
(Пришла золотая, красивая, румяная осень. Наступает золотая, красивая, золотая осень. и т. д.)
Учитель: Есть ли здесь однородные члены предложения?
Учащиеся: Золотая, красивая, золотая. Подчеркнули волнистой линией. Разделили слова запятыми.
9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Учитель: Над чем мы сегодня работали?
Что было сегодня самым трудным?
Что вам сегодня понравилось?
Чтобы вы еще хотели бы узнать об однородных членах предложениях?
Учащиеся высказывают свои мысли.
Учитель: Спасибо за урок!
10 Д/з
с.35 упр. 79, с. 34 – правило.
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Однородные члены предложения.Закрепление"
Тема: "Однородные члены предложения. Закрепление"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-78479-1515688013.jpg)
Урок русского языка "Однородные члены предложения" 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний. К уроку прилагается технологическая карта по ФГОС и презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-131821-1396537675.jpg)
урок русского языка Однородные члены предложения
на уроке учащиеся работают в разноуровневых группах, в роли консультантов ученики из 8 класса...
Урок русского языка "Однородные члены предложения"
Урок русского языка "Однородные члены предложения"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210685-1361705588.jpg)
методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"
Урок направлен на углубление знаний учащихся об однородных членах предложения, формирования правильного употребления запятой в предложениях с однородными членами, развитие умения конструировать предло...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/13/picture-1016021-1647134135.jpg)
Разработка урока русский язык "Однородные члены предложения"
Разработка урока русский язык "Однородные члены предложения"...
Урок русского языка "Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами"
Конспект урока русского языка для 4 класса...