Работа со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Дмитриева Юлия Анатольевна

Работа со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа со словарными словами217.5 КБ

Предварительный просмотр:

БАГАЖ                                                                   80

багаж – упакованные для отправки поездом, самолётом или другим транспортом вещи.

Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж…                (С. Маршак)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Багаж (какой?) громоздкий, сданный, …

4. Запиши это слово в словарик.

Словарные слова

3 класс

Словарные слова, изученные в 1 классе.

1. адрес                                                16. морковь        

2. город                                                17. Москва

3. дежурный                                        18. облако 

4. карандаш                                        19. окно

5. карман                                                20. пальто

6. картина                                                21. пенал

7. картон                                                22. пирог

8. картофель                                        23. платок

9. квадрат                                                24. портфель

10. квартира                                        25. Россия

11. компот                                                26. сапоги

12. коньки                                                27. телевизор

13. косынка                                        28. телефон

14. лимон                                                29. улица

15. линейка                                                30. яблоко

ВАГОН                                                                   79

вагон – несамоходное транспортное средство, движущееся по рельсам.

        Вагоны шли привычной линией,

        Подрагивали и скрипели…                        (А. Блок)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Перепиши слова и объясни их значение:

        В…гончик, в…гоновожатый, в…гонетки, в…гонный.

4. Запиши это слово в словарик.

ГОРОХ                                                                             78

горох – растение семейства бобовых, а также его круглые семена.

        У нас в огороде растёт горох.

        Серёжа шёл по улице и ел свежий горох.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова, выдели корень. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

Словарные слова, изученные во 2 классе.

1. алфавит                                                26. облако

2. арбуз                                                27. одежда

3. берёза                                                28. пенал

4. билет                                                29. посуда        

5. быстро                                                30. работа

6. вдруг                                                31. ребята

7. весело                                                32. Родина        

8. воробей                                                33. сирень

9. ворона                                                34. скоро 

10. газета                                                35. собака

11. группа                                                36. сорока

12. девочка                                                37. спасибо

13. директор                                                38. столица

14. завод                                                39. суббота

15. здравствуй                                        40. тетрадь

16. иней                                                41. товарищ

17. класс                                                42. урожай

18. корова                                                43. ученик

19. линейка                                                44. учёный

20. лопата                                                45. учитель

21. машина                                                46. фамилия 

22. медведь                                                47. хорошо

23. молоко                                                48. ягода

24. мороз                                                49. язык

25. народ

СЛОВАРИК  3 класс

МЕТАЛЛ                                                                77

металл – химическое вещество (или сплав), обладающее особым блеском, ковкостью.

        В пламени ярком

        Металл родится.                        (А. Дитрих)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Перепиши слова и объясни их значение:

        М…та…..ический, м…та…..ист, м…та…..оведение, м…та……ография, м…та…..олом, м…та…..опрокат, м…та…..ург.

4. Запиши это слово в словарик.

ОТЕЦ                                                                        76

отец – один из родителей (папа).

        Крошка сын к отцу пришёл,

        И спросила кроха:

        –  Что такое хорошо

                и что такое плохо?         (В. Маяковский)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицу:

        Добрый сын …тцу – радость, а худой – печ…л… .

4. Запиши это слово в словарик.

ПОГОДА                                                                                5

погода – состояние атмосферы в данном месте и в данное время.

        В тот год осенняя погода

        Стояла долго на дворе…                (А. Пушкин)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова, выдели корень. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ЧЕТВЕРГ                                                                  6

четверг – четвёртый день недели.

        В четверг мы ходили в кино.

        В ночь с четверга на пятницу была сильная гроза.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        Не суйся, среда, наперё(д,т) ч…тверга. Среда да пятница ч…твергу не указчица.

4. Запиши это слово в словарик.

ЗЕМЛЯНИКА                                                            75

земляника – многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.

В начале июля мы отправились в лес за земляникой.

        Вся полянка заросла земляникой.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Земляника (какая?) ароматная, лесная, …

4. Запиши это слово в словарик.

ГЕРОЙ                                                                 74

герой – 1) человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый; 2) главное действующее лицо произведения.

  1. Этот солдат – настоящий герой.
  2. Я забыл, как зовут героя рассказа.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        На г…роя и слава б…жит. Г…рой в бою думает не о смерти – о победе. Пример г…роя зовет на подвиг.

4. Запиши это слово в словарик.

ФУТБОЛ                                                                        7

футбол – спортивная командная игра: игроки стараются ударами ноги загнать мяч в ворота соперников.

        Мы смотрели по телевизору финал чемпионата мира по футболу.

        Все мои друзья любят играть в футбол.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова, выдели корень. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ПРАЗДНИК                                                              8

праздник – день тожества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь.

        Девятое мая – праздник Победы!

        В мае несколько праздников.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Праздник  (какай?) международный, великий, …

4. Запиши это слово в словарик.

ОДНАЖДЫ                                                                73

однажды – 1) один раз; 2) как-то раз, когда-то раньше.

  1. Я видел Димину бабушку лишь однажды.
  2. Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел …                (Н. Некрасов)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери близкие по значению слова (синонимы):

4. Запиши это слово в словарик.

БИБЛИОТЕКА                                                        72                                  

библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования.

        Петя часто заходит в школьную библиотеку.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ШОССЕ                                                                       9

шоссе – дорога с твёрдым покрытием.

        Машина быстро ехала по шоссе.

        В этом месте грунтовая дорога заканчивалась, и начиналось шоссе.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Шоссе (какое?) асфальтированное, пустынное, …

4. Запиши это слово в словарик.

ТОПОР                                                                 10

топор – насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.

        В лесу раздавался топор дровосека…

                                                        (Н. Некрасов)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        С т…пором весь свет пройдёшь. Без т…пора не плотник, без иглы не портной. Не всё т…пор, что рубит.

4. Запиши это слово в словарик.

АПТЕКА                                                                 71

аптека – учреждение, в котором изготовляют и продают лекарства, лечебные средства, предметы санитарии.

        Мама зашла в аптеку купить средство от кашля.

        Некоторые аптеки работают круглые сутки.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        ,,,птека не прибавит века.  …птекам предаться – деньгами не жаться.

4. Запиши это слово в словарик.

РАССКАЗ                                                             70

рассказ – малая форма прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

        Во время зимних каникул Маша прочитала три рассказа Бианки.

        Рассказ короче повести или романа.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Рассказ (какой?) поучительный, весёлый, …

4. Запиши это слово в словарик.

КОМПЬЮТЕР                                                        11                                  

компьютер – электронная вычислительная машина.

        Я знаю, в компьютере каждом живёт

        Живой, настоящий компьютерный кот …

                                                        (Л. Уланова)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

АВТОБУС                                                             12

автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.

        Мы долго ждали автобуса на остановке.

        Мы поехали на экскурсию на автобусе.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Автобус (какой?) пассажирский, служебный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ЗАВТРАК                                                                 69                          

завтрак – еда утром, до обеда.

        На завтрак у нас сегодня хлеб с сыром и мёд.

        Коля опаздывал в школу и не съел свой завтрак.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ПЕСОК                                                                            68                                  

песок – рыхлая горная порода, состоящая из мелких частиц твёрдых минералов.

        Дети любят строить крепости из песка.

        Рома растянулся на песке и стал загорать.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ТРАМВАЙ                                                             13

трамвай – железнодорожный наземный электрический транспорт.

        Аня ездит в школу на трамвае.

        Этот трамвай идёт до парка.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Трамвай (какой?) удобный, пустой, …

4. Запиши это слово в словарик.

ПШЕНИЦА                                                                 14

пшеница – хлебный злак, из которого приготовляют хлебную муку.

        Белый хлеб делают из пшеницы, чёрный – изо ржи.

        Пшеница – среди хлебов царица.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        Пш…ница добром р…дится, а д…бро всегда приг…дится. Хв…ли пш…ницу в ст…гу. Сей пш…ницу в пору.

4. Запиши это слово в словарик.

ПИРОГ                                                                      67

пирог – печёное изделие из теста с начинкой.

        Бабушка испекла вкусный пирог с повидлом.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Пирог (какой?) вкусный, румяный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ПИРОЖНОЕ                                                             66

пирожное – кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с начинкой, с кремом.

        Света с мамой приготовили заварные пирожные.

        Пирожное оказалось очень вкусным.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Пирожное (какое?) маленькое, воздушное, …

4. Запиши это слово в словарик.

СЕНТЯБРЬ                                                             15

сентябрь – девятый месяц календарного года.

        Сентябрь – первый осенний месяц.

        В сентябре  дети идут в школу.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Сентябрь  (какой?) теплый, долгожданный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ОКТЯБРЬ                                                                 16

октябрь – второй месяц осени, десятый месяц года.

        Октябрь уж наступил …                (А. Пушкин)

        В октябре часто идут дожди.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        …ктябрь развезёт – ноябрь подберёт. …ктябрь – месяц бли(з,с)кой пороши. В …ктябре на одном часу и дождь, и сне(г, х).

4. Запиши это слово в словарик.

КОМБАЙН                                                             65

комбайн – 1) сложная машина, выполняющая работу нескольких более простых машин; 2) сельскохозяйственная машина для уборки зерна или картофеля.

  1. Маме подарили кухонный комбайн.
  2. На нашем поле с утра работают комбайны.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Комбайн  (какой?) современный, мощный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ОРЕХ                                                                            64                                  

орех – плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе.

        Коля взял щипцы и расколол орех.

        На блюде лежало несколько грецких орехов.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

НОЯБРЬ                                                                      17

ноябрь – третий месяц осени, одиннадцатый месяц года.

        Ноябрь – ворота зимы.

        В ноябре выпадает первый снег.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Ноябрь  (какой?) дождливый, пасмурный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ОГОРОД                                                                    18                                  

огород – участок земли, где устроены грядки с овощами.

        Лёня с папой всё утро вскапывали огород.

        Марина принесла с огорода пучок укропа.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ЧУВСТВО                                                                        63                                  

чувство – 1) способность ощущать, воспринимать, испытывать внешнее воздействие; 2) само это ощущение.

  1. У человека есть пять чувств – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
  2. От его прикосновения я испытал неприятное чувство.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

КОСМОНАВТ                                                          62

космонавт – человек, совершивший полёт в космос.

        Олег хочет быть космонавтом.

        Юрий Гагарин стал первым космонавтом.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Космонавт (какой?) мужественный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ТРОЛЛЕЙБУС                                                          19

троллейбус – вид городского безрельсового электрического транспорта – многоместная машина.

        Троллейбус всю неделю

        По городу катался.

        Троллейбус за неделю

        Ужасно измотался.                 (Э. Успенский)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Троллейбус (какой?) многоместный, новый, …

4. Запиши это слово в словарик.

РАКЕТА                                                                         20                                  

ракета – один из видов летательных аппаратов.

        Сегодня в полночь пущена ракета,

        Она летит куда быстрее света

        И долетит до цели в шесть утра – вчера.

                                                        (С. Маршак)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

КОСМОС                                                                    61                                  

космос – вселенная, мир.

        Современная наука считает, что космос бесконечен.

        В ХХ веке человек впервые побывал в космосе.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ПОБЕДА                                                                 60

победа – успех в борьбе за что-нибудь.

 

        Наша сборная одержала победу на чемпионате мира.

        В этом матче «Спартаку» нужна только победа.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        П…беда любит старание. П…беда не сне…, сама на гол…ву (не)падает.

4. Запиши это слово в словарик.

ВОКЗАЛ                                                                       21

вокзал – здание большой станции на путях сообщения.

        Он опять поспал немножко

        И опять взглянул в окошко,

        Увидал большой вокзал,

        Потянулся и сказал…                        (С. Маршак)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Вокзал (какой?) железнодорожный, новый, …

4. Запиши это слово в словарик.

АЛЛЕЯ                                                                            22

аллея – дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам.

        Мы долго гуляли по липовой аллее.

        Эта аллея ведёт от дома к озеру.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Аллея (какая?) липовая, тенистая, …

4. Запиши это слово в словарик.

ТРАКТОР                                                                    59                                  

трактор – самоходная машина для тяги и приведения в действие машин и орудий.

        Трактор тянул тяжёлый груз.

        Грузовик завяз в грязи, и его пришлось вытаскивать при помощи трактора.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ГОРЯЧИЙ                                                                    58                                  

горячий – 1) имеющий высокую температуру; 2) полный силы, чувств, возбуждения.

  1. На столе стоял горячий чайник.
  2. Петя сделал Маше горячее признание в любви.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

БОЛОТО                                                                 23

болото – топкое место, избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью.

 

        В болоте дрожит умирающий лик.

        То месяц багровый печально поник.

        И тиной запахло. И сырость ползёт.

        Трясина заманит, сожмёт, засосёт.    (К. Бальмонт)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни значение слов:

        Б…лотце, б…лотище, б…лотный, б…лотистый.

4. Запиши это слово в словарик.

МАЛИНА                                                                    24                                  

малина – полукустарниковое растение со сладкими обычно красными ягодами, а также сами ягоды его.

        Медведи очень любят малину.

        Танино лукошко полно малины.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ВОСТОК                                                                    57                                  

восток – одна из четырёх сторон света; направление, противоположное западу; часть горизонта, где восходит солнце.

        А восток всё горит – разгорается.

                                                (И. Никитин)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ЗАПАД                                                                            56                          

запад – одна из четырёх сторон света; направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце.

        Гриша долго смотрел на запад, любуясь закатом.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ШОФЁР                                                                       25

шофёр – водитель автомобиля.

        Фырчит машина скорая,

        Летит, скользя,

        Хороший шофёр я –

        Сдержать нельзя.                (В. Маяковский)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Шофёр (какой?) опытный, лихой, …

4. Запиши это слово в словарик.

ЯНВАРЬ                                                                 26

январь – первый месяц года, второй месяц зимы.

 

        В январе, в январе

        Много снега во дворе…         (А. Барто)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        …нварь – году нач…ло, з…ме серё…ка. …нварь-батюшка го… начинает, зиму велич…ет. Месяц …нварь – з…мы государь.

4. Запиши это слово в словарик.

СЕВЕР                                                                             55                          

север – 1) одна из четырёх сторон света; направление, противоположное югу; сторона, в которую направлена намагниченная стрелка компаса; 2) местность, лежащая в этом направлении.

  1. Чтобы вернуться домой, мы должны идти на север.
  2. Там некогда бродил и я,

Но вреден север для меня.         (А. Пушкин)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

КРОВАТЬ                                                                       54

кровать – мебель для спанья, длинная рама с ножками и двумя спинками, на которую кладут матрас и постельные принадлежности.

        Татьяне купили новую кровать.

        Андрюша сладко спал на своей кровати.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Кровать (какая?) уютная, мягкая, …

4. Запиши это слово в словарик.

ЛЕСТНИЦА                                                               27

лестница – сооружение в виде ряда ступенек для подъёма и спуска.

        Вася поднялся по крутой лестнице на второй этаж.

        Папа приставил лестницу к дереву и стал собирать яблоки.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Лестница (какая?) высокая, деревянная, …

4. Запиши это слово в словарик.

ОГУРЕЦ                                                                  28                          

огурец – овощ с продолговатым зелёным плодом.

        Сеня взял с тарелки солёный огурец.

        Этим летом в нашем парнике выросло очень много огурцов.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ЭКСКУРСИЯ                                                            53                          

экскурсия – 1) поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с познавательной целью; 2) группа участников такой поездки, посещения.

  1. Наш класс поехал на экскурсию.
  2. Экскурсия остановилась перед музеем.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

МОЛОТОК                                                               52

молоток – инструмент для забивания чего-либо, нанесения ударов – металлический или деревянный брусок, надетый на рукоятку.

        Витя взял молоток и забил гвоздь.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Молоток (какой?) слесарный, сапожный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ПОМИДОР                                                                     29                          

помидор – огородное растение, а также его округлый сочный плод красного или жёлтого цвета; томат.

        Лена сидела на табуретке и ела большой помидор.

        Папа принёс с рынка килограмм помидоров.

        

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ОВОЩ                                                                        30

овощ – огородный плод или зелень.

 

        Этот салат сделан из нескольких овощей.

        Надо порезать овощи для супа.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        Всякому ов…щ… своё время. (Не)вырастишь ов…щей – (не)сваришь щей.

4. Запиши это слово в словарик.

РИСУНОК                                                                     51                          

рисунок – нарисованное изображение чего-либо.

        В клубе прошла выставка детских рисунков.

        Алёша изобразил на своём рисунке Красную площадь.

        

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

РАССТОЯНИЕ                                                       50

расстояние – пространство, разделяющее два пункта.

 

        От нашего дома до ближайшего магазина расстояние пятьсот метров.

        Расстояние между двумя машинами было всего метров пять.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        Дружба, как р…с…т…яние у приц, (не)имеет границ.

4. Запиши это слово в словарик.

УЖИН                                                                          31

ужин – вечерняя еда.

 

        В доме собирали ужин.

        Овощей нарвать во двор

        Вышел дедушка Егор.                        (А. Соколов)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши:

        Уж…нать, поуж…нать.

        Сегодня у нас на уж…н макароны (с)котлетами. После уж…на Вася (по)шёл спать.

4. Запиши это слово в словарик.

СОЛОВЕЙ                                                                 32

соловей – серо-бурая птичка, отличающаяся красивым пением.

 

        В бузине, сырой и круглой,

        Соловей ударит дудкой…        (Э. Багрицкий)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        С…л…вей берёт пением, а человек – уменьем. С…л…вей п…ёт – себя тешит. С…л…вья баснями (не)кормят.

4. Запиши это слово в словарик.

ДОРОГА                                                                        49

дорога – полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.

        Эх, дороги, пыль да туман…                (Песня)

        Одному ехать и дорога долга.        (Пословица)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Дорога (какая?) извилистая, ухабистая, …

4. Запиши это слово в словарик.

ВИНЕГРЕТ                                                               48

винегрет – холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, мяса или рыбы с соусом, маслом.

На ужин мама приготовила вкусный винегрет.

        В винегрете было много овощей.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Винегрет (какой?) вкусный, аппетитный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ТАРЕЛКА                                                                        33

тарелка – столовая посуда круглой формы, с приподнятыми краями и широким плоским дном.

        На миг умолкли разговоры;

        Уста жуют. Со всех сторон

        Гремят тарелки и приборы…                (А. Пушкин)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Тарелка (какая?) стеклянная, глубокая, …

4. Запиши это слово в словарик.

ЖИВОТНОЕ                                                               34

животное – живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питаться.

        Собака – домашнее животное.

        В зоопарке можно увидеть много разных животных.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Животное (какое?) свирепое, огромное, …

4. Запиши это слово в словарик.

ОБЕД                                                                         47

обед – прием пищи в середине дня.

 

        Сегодня у нас обед был на час позже, чем обычно.

        Папа вернулся домой к обеду.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        …бе(д,т) красен не ло(ш,ж)кой, а едоком. Прол…жал (на)п…чи, про …бе(д,т) м...лчи.  …бе(д,т) не …бе(д,т), как хозяина нет. …бе(д,т) тогда варят, когда др…ва горят.

4. Запиши это слово в словарик.

МЕТРО                                                                       46

метро – 1) подземная, наземная, надземная городская электрическая железная дорога; 2) станция метрополитена.

  1. Мама ездит на работу на метро.
  2. Скажите, пожалуйста, как нам пройти к метро?

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Метро (какое?) московское, красивое, …

4. Запиши это слово в словарик.

МЕСЯЦ                                                                        35

месяц – 1) срок в 30 суток, двенадцатая часть года; 2) диск Луны.

 

  1. Этим летом Костя прожил в деревне целый месяц.
  2. Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок…                (А. Пушкин)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        Мес…ц светит, да (не)греет. Солнца нет, так и мес…ц светит. Летний день мес…ц кормит. У каждого мес…ца свои подарки.

4. Запиши это слово в словарик.

ХОРОШО, ХОРОШИЙ                                           36

хорошо – так, как надо.

Я пыль пылесосом

Очистил от пыли…

«Какой ты хороший!» --

Мне все говорили.                (С. Островский)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        Х…р…шо (в)дорожке пирожок (с)картошкой. Х…р…шо г…в…рить, да было бы что слушать.

4. Запиши это слово в словарик.

ПОТОМ                                                                       45

потом – спустя некоторое время, после.

Сейчас у нас урок русского языка, а потом будет урок математики.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        Снач…ла думай, а п…том делай. Снач…ла не прытко, да и п…том потише. Сперва подумай, а п…том г…в…ри. Снач…ла цв…точки – яг…(д,т)ки п…том.

4. Запиши это слово в словарик.

КРЕМЛЬ                                                                        44

кремль – крепость в старых русских городах.

        Московский Кремль находится в центре города. (только в этом сочетании пишется с большой буквы)

        Ростовский кремль очень красив.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Кремль (какой?) древний, деревянный, …

4. Запиши это слово в словарик.

МАГАЗИН                                                                37

магазин – помещение, в котором ведут торговлю.

Папа пошёл в магазин за продуктами.

В этом магазине продаётся красивая одежда.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Магазин (какой?) продуктовый, дежурный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ФЕВРАЛЬ                                                                        38

февраль – второй месяц года, третий месяц зимы.

        Дуют ветры в феврале,

        Воют в трубах громко.                (С. Маршак)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Февраль (какой?) холодный, снежный, …

4. Запиши это слово в словарик.

ОСИНА                                                                              43                          

осина – лиственное дерево.

        Осина и без ветра шумит. (Пословица)

        На самую верхушку осины села крупная ворона.

        

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

СОЛОМА                                                               42

солома – стебли злаков, остающиеся после обмолота.

За сараем лежала большая копна соломы.

Мы сделали огородное пугало и набили его соломой.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        С…лома (с)огнём (не)улеж…тся. С…ломой (по)кроемся, да с…ломой (не)оденемся. Кто тонет, тот и (за)с…ломинку хв…тается.

4. Запиши это слово в словарик.

СИРЕНЬ                                                                        39

сирень – кустарник с сиреневыми или белыми душистыми соцветиями.

        Как празднично сад расцветила сирень

        Лилового, белого цвета.

        Сегодня особый – сиреневый день,

        Начало цветущего лета.                (С. Маршак)

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Допиши:

        Сирень (какая?) душистая, лиловая, …

4. Запиши это слово в словарик.

ХОККЕЙ                                                                   40                          

хоккей – командная игра на льду на коньках: игроки стараются ударами клюшки забросить шайбу в ворота соперников.

        Зимой мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Наш класс выиграл чемпионат школы по хоккею.

        

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Подбери и запиши однокоренные слова. Устно объясни значение записанных слов.

4. Запиши это слово в словарик.

ДЕКАБРЬ                                                               41

декабрь – двенадцатый месяц года, первый месяц зимы.

Снег выпал в начале декабря.

Декабрь – начало зимы.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения:

2. Придумай и запиши предложение с этим словом:

3. Вставь пропущенные буквы. Спиши и устно объясни пословицы:

        Д…кабрь го… конч…ет, зиму начинает. Д…кабрь и (за)м…стит, и (за)гв…здит, и с…ням хо… даст.

4. Запиши это слово в словарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе

Описание опыта по повышению орфографической грамотности и зоркости первоклассников при помощи системы работы со словарными словами....

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего зве...

"Работа со словарными словами на уроках русского языка во 2-м классе". Образовательная программа " Школа 2100".

Упражнения,направленные на быстрое запоминание и отработку навыков письма словарных слов. Тиспользование разных видов упражнений....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс знакомит с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах....