Работа со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему

Орлянская Татьяна Валерьевна

Описание опыта по повышению орфографической грамотности и зоркости первоклассников при помощи системы работы со словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovarnymi_slovami.docx95.75 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарными словами на уроках

русского языка в 1 классе

СОДЕРЖАНИЕ

I   Информационно-справочные сведения об опыте………………………..............

3

II  Технологические сведения об опыте……………………………………………..

4

III Рекомендации по внедрению опыта……………………………………………...

13

Приложение 1……………………………………………………………………...

14

Приложение 2……………………………………………………………………...

20

Приложение 3……………………………………………………………………...

21

Приложение 4……………………………………………………………………...

22

Приложение 5……………………………………………………………………...

23

Приложение 6……………………………………………………………………...

25

Приложение 7……………………………………………………………………...

26

Приложение 8……………………………………………………………………...

27

Приложение 9……………………………………………………………………...

28

Приложение 10…………………………………………………………………….

30

Приложение 11…………………………………………………………………….

31


I  ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ  СВЕДЕНИЯ  ОБ  ОПЫТЕ

  1. Тема опыта: «Работа со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе»
  2. Автор опыта: Орлянская Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов
  3. Место функционирования опыта: 400059, г. Волгоград, Кировский район, ул. Губкина, 2, МОУ  СОШ  № 57, тел. 44-15-81
  4. Степень новизны опыта: рационализаторский
  5. Длительность функционирования опыта: 2010 – 2011 гг.
  6. Опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:
  • приложение 1;
  • приложение 2;
  • приложение 3;
  • приложение 4;
  • приложение 5;
  • приложение 6;
  • приложение 7;
  • приложение 8;
  • приложение 9;
  • приложение 10;
  • приложение 11.


II  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  СВЕДЕНИЯ  ОБ  ОПЫТЕ

1.  Актуальность опыта

В настоящее время педагогическая практика испытывает такие затруднения, как:

  • нарушение фонематического слуха у детей;
  • организация активной речевой деятельности учащихся;
  • обучение учащихся серьезному увлекательно;
  • формирование понятий – основных единиц логического мышления;
  • выработка орфографической грамотности и орфографической зоркости;
  • скудность активного словарного запаса.

Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Работая по «Прописи» и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.

2.  В данном опыте решаются следующие задачи:

  • повышение грамотности учащихся путем целенаправленного усвоения словарных слов;
  • развитие связной речи;
  • пополнение активного словарного запаса;
  • активизация отдельных познавательных психических процессов: внимания, памяти, восприятия.

На уроке развертывается живой процесс познания, осмысления и творческого обладания учебным материалом.

3.  Методы работы

  • словесные (рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, учебная дискуссия, работа с учебником и книгой);
  • наглядные (метод иллюстраций, наблюдения учащихся);
  • практический (упражнения – устные, письменные, графические, воспроизводящие и тренировочные);
  • методы обучающего контроля (устный, письменный, программированный, тестовый, самоконтроль);
  • познавательные (дидактические) игры;
  • исследовательский;
  • проблемный;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • ситуационный (творческий).

4.  Приемы работы

  • работа с книгой, карточками, дидактическим и раздаточным материалом;
  • прием создания занимательных и проблемных ситуаций.

5.  Педагогические средства, используемые в опыте

  • средства общения – лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, схемы, условные обозначения), паралингвистические (жесты, мимика – фрагментарно при лексико-синтаксической работе);
  • средства учебной деятельности – материальные (дидактический раздаточный материал, схемы, таблицы и пр.), идеальные (вербализованные и материализованные, то есть действие по алгоритму).

6.  Типология используемых  уроков:

  • урок-игра;
  • урок-исследование;
  • викторина;
  • межпредметный урок;
  • интегрированный урок;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации;
  • урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
  • урок практического применения знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок.

7.  Формы организации учебной деятельности, используемые в опыте:

  • фронтальная работа на уроке;
  • парная и групповая работа;
  • индивидуальная работа.

8.  Технология работы

Чтобы словарная работа была для детей интересна и давала нужный результат, я стараюсь использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.

В русском языке много слов, которые невозможно (или трудно) проверить правилами, и они пишутся так, как принято, то есть по традиции. Это историческая традиция русского языка (калач, собака), или такие слова сохраняют буквенный состав языка-источника (касса, магазин, пассажир). К числу непроверяемых относят также русские слова с «затемненной» этимологией, слишком сложной для учеников начальных классов: петух – от корня пе-, от глагола петь; выразить, ворошить и т. п.

Непроверяемые слова усваиваются на основе запоминания буквенного состава, целого «образа» слова, сравнения и противопоставления, то есть зрительно, путем проговаривания, с опорой на кинестезии, на речедвигательную память, через употребление в речи письменно и устно, составление гнезд родственных слов, составление словариков и т. п.

Слова традиционного написания, как правило, иноязычные: вагон – из немецкого, хоккей, компьютер – из английского, октябрь, линия – из латыни, логика – из древнегреческого, арбуз, балык – из тюркских языков. Поэтому знание языков (даже элементарное) облегчает их усвоение в орфографическом ориентировании: многие заимствованные слова могут быть проверены на основе языка-источника – аккуратный от латинского accuratus, пассажир от французского passager.

Есть и такие слова, в которых традиция написания может быть подкреплена пониманием морфологического состава слова и способа словообразования; таково написание сложных числительных: пять + десят (пять десятков), шесть + сот. Или продукт слияния целого словосочетания: сумасшедший (с ума сшедший), ворона (вор она), спасибо (спаси бог), сейчас (сей час), бездна (без дна)

Многие трудные слова, изучаемые в 1 классе, встречаются в текстах «Азбуки», «Литературного чтения» и учебников «Русский язык», «Математика». Работу над ними я начинаю уже в букварный период. Провожу их звукобуквенный и слоговой анализ. Дети складывают слова из букв разрезной азбуки, а потом записывают их, подбирают к ним соответствующие картинки.

Во II полугодии начинаю проводить систематическую работу над усвоением детьми трудных слов.

У всех учащихся есть индивидуальные словарики, куда они записывают трудные слова. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием я провожу следующую работу:

  • чтение слова с доски;
  • лексическое толкование слова (семантическая работа);
  • обозначение ударения;
  • нахождение так называемых «опасных» мест (безударные гласные, не проверяемые ударением; согласные, парные по звонкости-глухости; удвоенные согласные, мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного, разделительные мягкий и твердый знаки, заглавная буква в именах собственных, а также незнакомые орфограммы);
  • проговаривание слова вслух;
  • письмо слова в тетрадях, словарях (дома дети рисуют картинку к изученному слову);
  • подбор родственных слов (словообразовательная работа);
  • лексико-синтаксическая работа (составление с данным словом словосочетания или предложения и запись его; подбор возможных синонимов, антонимов, крылатых выражений, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок с употреблением данного слова; по возможности проведение этимологического анализа слова – прослеживание его истоков и исторических корней) (см. приложение 1).

Например слово облака.

Дети проговаривают его, записывают в тетрадь, ставят ударение, находят безударные непроверяемые гласные («опасные» места), подбирают родственные слова, составляют предложения.

Запись выглядит так.

Облакá - облако, облачко, облачное (небо).

По небу плыли легкие облакá. Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом.

Дома учащиеся записывают слово в словарик, выделяют орфограммы (подчеркивают «опасные» места), ставят ударение, подбирают картинку или делают рисунок.

Как и другие учителя, я широко использую словарные диктанты.

Зрительный диктант с предварительным разбором

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости я выясняю значение слова.

Картинный диктант

1. Я показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его, выделяют безударную гласную, ставят знак ударения.

2.  Я показываю карточку-картинку, а дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную, ставят ударение.

Диктант по памяти

Я записываю на доске ряд слов из словаря по темам «Школа», «Животные».

Учащиеся читают их несколько раз, а затем записывают. Я поощряю тех ребят, кто записал все слова безошибочно.

Или даю такое задание: запиши слова, в которых нужно запомнить гласную букву е.


Диктант с использованием загадок

Такие диктанты очень любят учащиеся.

Учитель читает загадки, а дети пишут слово-отгадку, выделяя орфограмму (см. приложение 2).

Творческий диктант

Я читаю учащимся предложение и прошу заменить его одним словом (см. приложение 3).

Диктант с комментированием

Я читаю слово из словаря или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Проверку выполнения я сопровождаю объяснением правильности написанных слов или с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я.

Для развития речи я прошу учащихся составить маленькие рассказы на темы, используя слова из словаря, и записать их (см. приложение 4).

Игровые (дидактические) диктанты

Очень любят дети играть в игры. Поэтому я им предлагаю игры из «Занимательной грамматики» Волиной (см. приложение 5). Недаром говорится: «Шутка – минутка, а заряжает на час».

Выборочный диктант (картинный, зрительный, слуховой)

1. Из ряда слов я прошу детей выписать слова, в которых нужно запомнить гласную о, е, а.

2. Выписать из словаря слова по теме «Школа», «Урожай», названия животных. Выделить орфограммы.

3. Записать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, в два столбика.

4. Записать слова, в которых два слога (мороз, завод), три слога (ученик, молоко).

5. Необходимо также учить детей воспринимать слова с непроверяемыми написаниями на слух. Я читаю вслух текст или отрывок из текста, в котором встречаются словарные слова, а учащиеся, прослушав предложение, записывают их (см. приложение 6).

В такой работе дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют правописание тех и других.

Традиционный диктант (слуховой, зрительный, диктант по памяти)

Конечно, не обойтись в работе и без проверенных временем способов итоговой проверки полученных знаний. После изучения 8-10 новых словарных слов мои учащиеся пишут словарный диктант. За 5-7 дней до этого на каждом уроке мы уделяем внимание уже изученным, хорошо знакомым словам. Здесь уже срабатывает механическая память. Например, я произношу слово орфоэпически и прошу учащихся повторить его орфографически. Или записываю словарные слова на доске, намеренно допуская в них ошибки. В этом случае могу использовать как фронтальную работу с классом (коллективное исправление), так и индивидуальную (вызывать по одному ученику), групповую (соревнование по рядам), а также взаимный контроль и самоконтроль (проверка исправленного слова на доске, у себя в тетради самостоятельно или при помощи словарика, в тетради соседа по парте). При подготовке к словарному диктанту дома учащиеся придерживаются приемов и способов работы, используемых на уроках.

На уроках я стараюсь применять элементы программированного контроля, в частности выборочный ответ.

Суть его в том, что я предлагаю учащимся задание и сопровождаю его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся выбирают ответ (см. приложение 7).

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор слов, близких или противоположных по значению (синонимов и антонимов).

Я использую этот прием при изучении частей речи (слов-названий, указывающих на предметы, действия, признаки, количества), так как среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами (см. приложение 8).

Большое место при изучении слов из словаря я уделяю упражнениям лексического характера. Слово наряду с фонемой является основной единицей русского языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова, и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

Знакомя с лексическим значением слова, я говорю о том, что в словарный состав современного русского языка входят разные по происхождению группы слов: исконно русские слова и заимствованные. Для этого я провожу упрощенный этимологический анализ слова.

Для моих учащихся этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего-либо степень запоминания значительно повышается, и всякая сознательная работа приносит большее моральное удовлетворение, чем механическая.

Порой на помощь моим ученикам приходят и детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами (см. приложение 9).

Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологическими оборотами. Такое знакомство позволяет мне показать богатство русского языка, обогатить речь детей, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте и своей речи (см. приложение 10).

9. Результативность работы

Таким образом, в данной работе я представила те виды заданий и приемы работы со словом, которые помогают мне:

  • заинтересовать детей значением изучаемых слов;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи;
  • воспитать внимание к слову, интерес к овладению богатствами родного языка.

Проведение словарного диктанта в начале года в традиционном режиме изучения трудных слов (запись в словаре, обозначение «опасных» мест, проговаривание и механическое заучивание) не дало высоких результатов. Так, не допустили ни одной ошибки всего 16,7% учеников, сделали 1-3 ошибки 20,8% и 4 и более ошибок 62,5% всех обучающихся.

К концу года эти соотношения изменились: не допустили ни одной ошибки теперь уже 40,9% учеников (больше на 24,2%), сделали 1-3 ошибки 27,3% (больше на 6,5%) и 4 и более ошибок 31,8% (меньше на 30,7%) всех обучающихся. Результаты сравнения наглядно представлены на столбчатых диаграммах 1, 2 (см. приложение 11).

Нужно ли говорить о том, что полученные знания будут необходимы и востребованы моими учениками не только на текущих зачетных уроках по всем дисциплинам, но и при подготовке к выпускным экзаменам и олимпиадам. Умения анализа и синтеза, сравнения и классификации, проведения аналогий, полученные путем сознательной систематической работы при помощи нестандартных приемов и способов работы, проведение межпредметных связей для восприятия целостной картины мира, несомненно, способствует формированию всесторонне развитой личности. Мои ученики помнят, что все на свете знать невозможно, но быть грамотным – обязанность каждого уважающего себя русского человека.


III  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ВНЕДРЕНИЮ  ОПЫТА

  1. Условия работы: стандартные

2. Тип здания: типовой проект 1960 года

3. Двухсменная школа

4. 1 класс (не профильный), 26 человек

5. Опыт работы в данной должности: 2 года

6. Насыщенность дидактическим и раздаточным материалом: высокая


Приложение 1

Работа над новым словом

СОБАКА, -и, ж. Домашнее животное семейства псовых. Служебная собака. Комнатная собака. Охотничья собака. Сторожевая собака. // уменьш. собачка, -и, ж. // прил. Собачий, -ья, -ье.

Собак(а) – собач-к-а (черед. к-ч)

 собач-онк-а (черед. к-ч)

 собач-ат-ник (черед. к-ч)

 собач-ник

 собач-ий – по-собачьи

по-собачьему

 К истокам слова

В древнерусском языке были слова пес и пёс. Слово собака пришло позднее из иранских языков. У древних славян, если оно и встречается, то только в неодобрительном значении – распущенный, злой человек.

 Синонимы

Собака – пёс – псина – цербер – барбос – полкан – жучка – шавка – моська – бобик – шарик (разг.).

 Возможные словосочетания

Какая? Большая, маленькая, красивая, хорошая, умная, злая, дворовая, породистая, служебная, охотничья, комнатная, цепная, бездомная … – найдите в текстах и придумайте собственные эпитеты… –

Собака                       Что делает? Лает, рычит, скулит, воет, напала на след … – найдите в текстах и придумайте собственные глаголы… –

С кем, чем сравнима? Найдите в текстах и придумайте собственные сравнения…  –

 Подскажите словечко

След, лай (кого?) … Выставка (кого?) … Кормить, дрессировать (кого?) … Ездить (на ком?) … Бежать, мчаться (от кого?) … Гулять, идти, играть (с кем?) …

 Крылатые выражения

1)  как собака на сене – о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт;

2)  как кошка с собакой живут – о постоянно ссорящихся людях;

3)  собаку съесть – быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чём-либо;

4)  как собака – очень сильно устать, проголодаться;

5)  как собак нерезаных (разг.) – очень много;

6)  с собаками не сыскать (не сыщешь) – кого-либо невозможно, трудно найти, отыскать;

7)  собак гонять – бездельничать;

8)  вешать собак – порицать кого-либо, взваливать вину на кого-либо;

9)  вот где собака зарыта – именно в этом заключается главное, вот в чём суть дела;

10) нужен (нужна) как собаке пятая нога – совсем не нужен.

 Пословицы и поговорки

Собака – друг человека

На замахивайся палкой – и собака не залает

И собака помнит, кто её кормит

Ласковая собачка и во сне хвостом виляет

Не учили щуку плавать, а собаку лаять

Без собаки зайца не поймаешь

Собака лает, ветер носит

Свои собаки грызутся, чужие – не пристают

Собаке собачья смерть

 Загадки

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается

С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком

На сене лежит, сама не ест и другим не даёт

На дворе сидит

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт

Чёрненькая собачка

Свернувшись лежит,

Не лает,

Не кусает,

А в дом не пускает.

 Тексты

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. (По Л. Толстому)

Собачьи следы всегда к жилью выводят. (По Е. Пермяку)

Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапки. (По Л. Толстому)

К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. (По Г. Троепольскому)

Ты мне дорог почти до слёз (я таких, как ты, обожаю), верный храбрый дворовый пёс, ты, собака сторожевая. (По Я. Смелякову)

Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги…

Он нагнулся к ней и спросил:

– Псина, ты откуда? (По А. Чехову)

На том краю хутора разноголосо брехали собаки, прорешетенная жёлтыми огоньками дымилась тьма. (По М. Шолохову)

Жили в лесу кошка и собака. Пришли холодный январь да лютый февраль. Наступили сильные морозы.

Увидали звери огонёк. Дом поблизости. Собака заглянула в оконце. За столом пировал заяц. (По Цвитко)

А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. Собака, выхваченная из дикой жизни, сохранила, вероятно, чувство утраты всей матери-природы и на веру отдалась человеку, как матери. По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе. (По М. Пришвину)

КАРАНДАШ, -а, м. 1. Письменная принадлежность – деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом. Автоматический карандаш. Цветной карандаш. Чертёжный карандаш. 2. Предмет такой формы для рисования, раскрашивания, для косметических целей. Пастельные карандаши. Гримировальный карандаш. Карандаш для век, для бровей. // прил. карандашный, -ая, -ое.

Карандаш – карандаш-ик

 карандаш-н-ый

 

 К истокам слова

В этом слове тюркское кара является в своём обычном значении – «чёрный». Даш (таш) тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «чёрный камень» – графит.

 Возможные словосочетания

Какой? Хороший, плохой, новый, большой, маленький, длинный, короткий, твёрдый, мягкий, тупой, отточенный, очиненный, сломанный, двухцветный, простой, жёлтый, чёрный, красный, чернильный… – найдите в текстах и придумайте собственные эпитеты… –

Карандаш                 Что делает? Лежит, пылится, рисует, пишет… – найдите в текстах и придумайте собственные глаголы… –

С чем (кем) сравним? Найдите в текстах и придумайте собственные эпитеты… –


 Подскажите словечко

Купить, потерять, сломать, точить, очинить, взять, держать (что?) … Писать, рисовать, чертить, сделать пометку, подчеркнуть (чем?) … Подойти (к чему?) … Отойти (от чего?) …

 Пословица

Плохой карандаш лучше плохой памяти

 Загадки

Чёрный Ивашка – деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт.

Если ты его отточишь,

нарисуешь всё что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж –

что же это?..

 Считалка

Взял я в руки карандашик:

раз и два – стоит барашек?

А потом я взял резинку: три-четыре –

стёр картинку. (По Г. Лагздынь.)

 Тексты

Какой карандаш я со стола беру? Каким нарисую бруснику в бору? (По          Н. Найдёновой)

Пришёл домой художник наш и взял тетрадь и карандаш. (По. А. Барто)

Я – малютка карандашик, исписал я сто бумажек. А когда я начинал, то с трудом влезал в пенал. (По В. Берестову)

Maman села за рояль, а мы, дети, принесли бумаги, карандаши, краски и расположились рисовать около круглого стола. (По Л. Толстому)

Был урок рисования. Арсюша даже не притронулся к набору карандашей. Он не знал, что рисовать. Вдруг он увидел за окном облака. Арсюша обрадовался. Через полчаса рисунок был готов. (По В. Бахаревскому)

Папа достал набор цветных карандашей. Он брал один карандаш. Шуршал им по бумаге. Это называлось «Рисование». И вот рисунок готов. У папы целая коллекция разных рисунков. Ведь папа – художник. (По А. Кардашовой)

На десятом этаже рисовали малышки. Ниточка теребила в руках карандаш для рисования. Перед ней лежал набор красок. Это был художественный отдел. Здесь создавали рисунки для тканей. (По Н. Носову)


УЧИТЕЛЬ, -я, мн. –я, -ей, м. 1. Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Школьный учитель. Учитель математики. Домашний учитель. Заслуженный учитель.  2. Глава учения (во 2 знач.), человек, который учит (научил) чему-нибудь. Великие учителя-философы. // ж. учительница, -ы (к 1 знач.). // прил. Учительский, -ая, -ое. Учительская забота. Учительский тон.

Уч-и-тел-ь – уч-и-тел-ь-н-иц-а

 уч-и-тел-ь-ств

 уч-и-тел-ь-ск(ий) – уч-и-тел-ь-ск-ая

 уч-и-тел-ь-ств-ов-а-ть

УЧИТЕЛЬНИЦА. То же, что и учитель в 1 знач.

Уч-и-тел-ь-н-иц

 Возможные словосочетания

Какой? Молодой, новый, опытный, строгий, любимый, школьный, сельский, дежурный… – найдите в текстах и придумайте собственные эпитеты… –

Учитель                 Что делает? Учит, говорит, смеётся, поздравляет, проводит урок, объясняет, рассказывает… – найдите в текстах и придумайте собственные глаголы… –

С кем (чем) сравним? Найдите в текстах и придумайте собственные эпитеты… –

 Подскажите словечко

Профессия (кого?) … Уважать (кого?) … Помогать (кому?) … Работать (кем?) … Обращаться (к кому?) … Узнать (у кого?) … Познакомиться (с кем?) …

 Синонимы

Учитель, преподаватель, педагог; учительница, преподавательница

 Пословицы и поговорки

От учителя наука. Ученику – удача, учителю – радость

Почитай учителя, как родителя

Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно

Опыт – самый лучший учитель

 Тексты

В класс учительница входит. Начинается урок. (По С. Баруздину)

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забыли своего бывшего учителя. (По В. Осеевой)

Мишка пошёл в учительскую (По Н. Носову)

Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. (По Л. Кассилю)

Учитель стал показывать Филиппку буквы. (По Л. Толстому)

Избрал он путь скромный – учительство. (По И. Бунину)

На перемене учительница ушла. Дежурным велела следить за порядком. Но ребята стали портфели бросать. Шумно начался урок. Один задачу по  математике  решает.  Смело  болтают.  А где  шум, там  мало толку. (По Е. Ильиной)

Ольга и Светлана успели проскочить мимо дежурного. Они влетели в класс в конце перемены. Ольга раскрыла портфель. Вынула пенал и тетрадь. Сложила руки на парте. Начался урок математики. (По С. Иванову)

Что я думал, если это только были думы? Я думал, конечно, о гимназии, об удивительных людях, которых я видел в ней, которые назывались учителями и принадлежали как бы к какой-то особой породе людей, всё предназначенье которых – учить и держать учеников в вечном страхе… (По И. Бунину)

Юн взглянул на свою находку, и она показалась ему совсем неинтересной. Он решил, что это обыкновенный мелок – точно такой же, каким учительница пишет на доске. (По Г. Х. Андерсену)

Почти месяц после того, как мы переехали в Москву, я сидел на верху бабушкиного дома, за большим столом и писал; напротив меня сидел рисовальный учитель и окончательно поправлял нарисованную чёрным карандашом голову какого-то турка в чалме. Володя, вытянув шею, стоял сзади учителя и смотрел ему через плечо. Головка эта была первое произведение Володи чёрным карандашом и нынче же, в день ангела бабушки, должна была быть поднесена ей. (По Л. Толстому)


Приложение 2

Диктант с использованием загадок

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? … (Конькú.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь,

Этот зверь – лесной … (медведь).

В тетради появляется запись:

Воробей, конькú, медведь и т. д.


Приложение 3

Творческий диктант

К примеру:

  • четвертый день недели;
  • прием пищи в середине дня;
  • плод яблони;
  • помещение для торговли чем-нибудь.

В тетради появляется такая запись:

Четверг, обед, яблоко, магазин.


Приложение 4

Диктант с комментированием

  • «Учебные вещи»

Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке.

  • «Наши друзья»

Мы любим птиц. Делаем для них кормушки. Витя насыпал зерна. Вот сел воробей, прилетела ворона. Ребята помогают птицам пережить зиму.


Приложение 5

Игровые (дидактические) диктанты

  • «Первый слог потерялся»

…радь (тетрадь)

..нал (пенал)

..бака (собака)

..хар (сахар)

  • «Собери слоги»

бе, за, рё (берёза)

де, ный, жур (дежурный)

воч, ка, де (девочка)

ки, ва, лен (валенки)

  •  «Угадай слово»

Для этой игры я использую слоговые карточки.

Я показываю карточку с первым слогом нужного для усвоения слова:

мо… (учащиеся пишут слова мороз, молоко)

пе… (пенал, петух)

са… (сахар, сапоги)

  • «Выпали гласные»

В этой игре я прошу вставить пропущенные гласные (можно использовать сигнальные карточки):

м . ш . н . (машина)

з . в . д (завод)

л . с . ц . (лисица)

д . р . г . (дорога)

Во II полугодии игры я усложняю. Дети любят такие задания:

  • «Кто как голос подает?»

с..бака

с..рока

в..робей

п..тух

к..рова

стрекочет

поёт

лает

мычит

чирикает

Учащиеся приписывают подходящее по смыслу слово и вставляют пропущенные гласные.

  • Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд. Кроссворды я использую и на уроках русского языка.

В пустые клетки дети вставляют пропущенные буквы, чтобы получились слова, обозначающие предметы.

м

о

м

о

м

о

(Мороз, молоко, молоток.)

и

ц

а

и

ц

а

и

ц

а

(Улица, лисица, ученица.)

  •  «Запись слов по алфавиту»

К концу 1 класса учащиеся усваивают алфавит. И я прошу записать словарные слова, которые я предварительно записала на доске вразбивку, в алфавитном порядке.

Например:

Калач, альбом, диван, песок, вагон, тетрадь, пальто, бетон.

Дети записывают, подчеркивая непроверяемые орфограммы:

Альбом, бетон, вагон, диван, калач, пальто, песок, тетрадь.

По мере усвоения учащимися алфавита я усложняю задания. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, я записываю слова на доске:

Батон, билет, базар, бутон, берёза, багаж, бокал.

Учащиеся записывают:

Багаж, базар, батон, берёза, билет, бокал, бутон.

Затем объем задания увеличивается. Я записываю слова:

Азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, пионер, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог.

Прошу учащихся записать слова в три столбика и внутри каждого столбика строго по алфавиту. Дети записывают:

автобус

азбука

алмаз

алфавит

апельсин

газета

гараж

герой

горох

графин

пакет

пенал

пионер

пирог

помидор


Приложение 6

Выборочный диктант

Например, я читаю текст рассказа А. Гайдара «Совесть». Учащиеся записывают слова:

Математика, пакет, завтрак, тетрадка, собака, совесть.

В дальнейшем (2 класс) этот вид работы я усложняю: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой – с непроверяемыми.

Например, прослушав первую часть рассказа И. Соколова-Микитова «Поздняя осень» учащиеся записывают:

поля (поле)

срезают (срезать)

тяжёлый (тяжесть) и т. д.

колхозник

картофель

капуста и т. д.


Приложение 7

Программированный контроль

Например:

слова

ответы

1

2

3

4

б . тон

г . зета

г . рох

а

о

о

о

а

а

а

а

о

о

о

о

В данном случае правильный ответ под цифрой 3.

Другой пример:

слова

ответы

1

2

3

4

ко .. ектив

а .. ея

ко .. дор

л

лл

рр

лл

л

р

л

л

рр

лл

лл

р

Учащиеся выбирают ответ под цифрой 4.


Приложение 8

Подбор синонимов и антонимов

Например, я предлагаю домашнюю работу на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, Отечество.

Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные:

метель – вьюга, буря, метелица, пурга;

граница – рубеж, край, межа, предел;

Отечество – Родина, Отчизна.

Предлагаю аналогичного типа задания и на подбор антонимов.

Например, при изучении глагола учащиеся подбирают и записывают слова:

работать – отдыхать, праздновать;

мешать – помогать, пособлять.

Аналогичные задания предлагаю и при изучении других частей речи.


Приложение 9

Упражнения лексического характера

Чтобы раскрыть смысл слова, я предлагаю такие задания:

  • Прочитай и объясни значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком – о сирени как цветке этого растения?

1. Сирень посадили у нас под окном.

Весною красивым становится дом.

2. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.

  • Прочитай и объясни значение каждого из родственных слов.

Вот и лето подоспело – земляника покраснела.

Земляничка, земляничка – красненькая невеличка,

Беленький цветочек и тройной листочек.

Но ежели вы жили возле земляничника,

Значит земляничное варенье вам привычное.

Выдели общую часть в родственных словах.

  • Этимологический анализ слов: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.

Учащиеся «разгадывают» эти слова вместе со мной («теле» – греч. «далеко»). Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов.

В латинском языке есть приставки кон-, ко- и де-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомлю учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета, команда, командир, демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Много ошибок дети допускают в словах шоссе, аллея, кофе, метро, автомобиль, инженер. Поэтому их мы заучиваем, проводится также этимологический анализ.


Также я предлагаю такие упражнения.

  • Ответь письменно одним словом:

комната для занятий в школе – класс;

дорога с рядами деревьев по обеим сторонам – аллея.

Ответить на вопросы, ответы записать.

  • Вставь вместо точек подходящие по смыслу слова:

сообщение по телеграфу - …

килограмм – это тысяча … (граммов)

сумка для ношения книг и тетрадей - …

  • Нам помогают авторы книг для детей

Вот учатся дети писать правильно, к примеру, слово лимон:

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

- Лимон. –

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Или считалка И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор –

Потерял Егор топор,

Вот и ищет до сих пор…

Поищи и ты топор!

Дальше я даю такое задание: определи безударную гласную, поставь ударение; определи, в каких падежах употреблено слово топор (не для 2-3 классов).

Приложение 10

Наблюдение за словарными словами внутри фразеологических оборотов

Например, это такие задания:

  • Прочитай и объясни значение выделенных выражений.

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда:

В дым разругаетесь,

Потом –

Сгорите со стыда.

  • Объясни смысл пословицы

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

  • Замените данные сочетания слов выражениями из слов для справок

1) обмануть;

2) очень много;

3) неизвестно когда;

4) очень давно;

5) свободный для транспорта путь;

6) очень быстро.

Слова для справок:

зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.


Приложение 11

Диаграмма 1

Результаты изучения словарных слов в традиционном режиме

Результаты изучения словарных слов при целенаправленном применении

вспомогательных приемов и способов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего зве...

"Работа со словарными словами на уроках русского языка во 2-м классе". Образовательная программа " Школа 2100".

Упражнения,направленные на быстрое запоминание и отработку навыков письма словарных слов. Тиспользование разных видов упражнений....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс знакомит с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах....

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка (2 класс)"

Правописание трудных слов - одно из направлений освоения русского языка. Но механическое заучивание редко ведёт к прочному их запоминанию. Данная разработка позволит разносторонне подходить  к из...