Урок русского языка. 2 класс. Школа России. Общее понятие о предлоге.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка "Общее понятие о предлоге" является первым уроком в теме "Предлоги".
Один из первых в системе уроков "Предлоги"
Тип урока - урок изучения нового материала. Новый материал не был связан с предыдущими уроками. В основе урока лежит проблемно-поисковый, и системно нагладный подход.
При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Соловяненко Елена Васильевна
учитель начальных классов
Тема урока. Общее понятие о предлоге.
Цель урока: Обеспечить условия для формирования представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении.
Задачи урока:
- Формирование предметных умений:
- познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
- развивать память, мышление, орфографическую зоркость;
- развивать умения составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом.
- Формирование метапредметных умений:
Личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?)
Регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания\незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
.
Оборудование: ПК, презентация, аппликации светофора - регулировщика и дорожных знаков, таблички « Проблема», « Для чего нужны предлоги?», « Как пишутся предлоги?» ; карточки с предлогами, рисунок « Чудо - дерево», индивидуальные карточки, сигнальные карточки в виде светофоров, смайлики.
- Организационный момент.
Учитель. Сегодня на уроке мы не только пополним свои знания по русскому языку, но и посетим Страну дорожных знаков.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок
А помогать нам в нашей работе будет главный помощник на улицах города. Это светофор. Он поможет нам узнать: грамотные ли пешеходы учатся в нашем классе?
- Актуализация знаний учащихся.
- Чистописание
Учитель:
Я тетрадь свою открою
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою-
Ручку правильно держу.
Запишите буквы и сочетания букв. Какие правила каллиграфии надо помнить, чтобы ваше письмо было правильным и красивым?
Ученики:
Кто красиво сидит, тот красиво пишет.
Буквы пишутся безотрывно.
Надо соблюдать при письме наклон и высоту букв.
Надо соблюдать одинаковое расстояние между буквами и словами.
Учитель: Запишите первые две строки по образцу:
В У За С Над Перед На О К
в у за с над перед на о к.
Молодцы! Многие написали красиво и аккуратно. У кого не получилось, упражняйтесь дома. А сейчас внимание на дорогу. На нашем пути появляется дорожный знак. Что он обозначает?
Ученики:
- Машинам нельзя сигналить.
- Звуковой сигнал запрещен.
- Подача звукового сигнала запрещена.
- Словарная работа.
Учитель: Нам предстоит выполнить следующее задание, соблюдая правила дорожного знака. Записываем только букву, которая обозначает опасное место в словах.
Картинный диктант: город, карандаш, ученик, завод, капуста, рябина, собака, дорога…
Проводится взаимопроверка в парах: о а а е а а я о о , затем читает один ученик, дети сигнализируют светофорами.
Учитель: Какая буква пропущена?
Ученик: Буква а.
Учитель: Какие из оставшихся слов пишутся с непроверяемой безударной а ?
Ученик: Завод, капуста.
Учитель: Покажите светофорами зеленый свет те, кто выполнил задание без ошибок.
- Формулирование темы и целей урока.
Учитель: Мы снова в пути. Нас встречает следующий знак. Что он обозначает?
(Главная дорога.)
Хочешь грамотным быть - учись думать. Внимание на доску!
Составьте из слов каждой строки предложения. Форму слов менять нельзя (слова записаны на доске).
машина мчится грузовая
свет светофоре красный загорелся
Какое первое предложение у вас получилось?
Ученики:
- Грузовая машина мчится.
- Мчится грузовая машина.
- Машина грузовая мчится.
Учитель .Составьте второе предложение. (Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднения).
Проблема.
Ученики: У нас не может получиться предложение.
Учитель: Почему? Что вызвало у вас затруднение?
Ученик: Нам не хватает слова
Учитель: Какого?
Ученик: Маленького слова НА.
Предлога НА.
Учитель: Какое предложение получится с предлогом НА?
Ученики:
- Красный свет загорелся на светофоре.
- Загорелся красный свет на светофоре.
- На светофоре загорелся красный свет.
Учитель: Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
Ученики:
- Мы будем заниматься предлогами.
- Составлять предложения с предлогами.
- Изучать предлоги.
Учитель: Правильно, тема урока: « Предлоги». (Табличка на доске: «Предлоги».)
Учитель. Какую проблему мы с вами сегодня на уроке будем решать?
Ученики:
- Для чего нужны предлоги?
- Как пишутся предлоги?
На доске появляется таблица:
Проблема:
- Для чего нужны предлоги?
- Как они пишутся?
Учитель: Что нужно делать, если загорелся красный свет на светофоре?
Ученики: Нужно остановиться.
Учитель. Вот и мы остановимся и подумаем: для чего нужны предлоги?
Ученик. Предлоги нужны для связи слов в предложении.
(«Предлоги служат для связи слов в предложении»- вывешивается табличка.)
Учитель. Молодцы! Спасибо, ребята, за помощь!
Учитель: С помощью каких предлогов мы узнали место, куда встать или сесть?
Ученики: Нам помогли предлоги: около, перед, под, у, за.
- Первичное закрепление.
а ) Работа с учебником страница109 упражнение 105.
Учитель. Запишите, подчеркните место между предлогом и словом - это пробел - промежуток между двумя словами. ( Взаимопроверка - в парах.)
Учитель: Изменилось ли что- либо при употреблении предлога?
Ученик. Да, изменилось окончание слова.
Учитель: Устно составьте предложения.
Ученики:
- Мы пробирались через лес.
- По лесу бродят волки.
-За лесом были поля.
Учитель. Что называет слово с предлогом?
Ученик. По лесу, через лес, к лесу-направление, куда идти.
Учитель. А как сказать по-другому, точнее?
Ученик. Направление движения.
Ученик. Около леса, за лесом, у леса - место.
Вывод: мы видим, что слово с предлогом может называть направление движения и место.
Табличка на доску: Предлоги помогают выражать мысли точно.
- Открытие нового знания.
Учитель: Ребята, вспомните, где мы впервые встретились с маленькими словами- предлогами?
Ученик: Первый раз мы встретились с предлогами в «Букваре».
Учитель: И сегодня мы уже встречались с предлогами. А кто догадался: где?
Ученики:
- Когда составляли предложения.
- На чистописании: писали предлоги.
Учитель: Сравните 1 и 2-ю строчки чистописания. Что заметили?
Ученик: Предлоги на 1-ой строке написаны с заглавной буквы, а на 2-ой строке - со строчной.
Учитель: Почему?
Ученики: С заглавной буквы пишутся предлоги, если они стоят в начале предложения, а в середине предложения пишутся со строчной буквы.
Учитель: Что еще заметили?
Ученик : Предлоги с другими словами пишутся раздельно.
Учитель: Ребята, как вы думаете: это все предлоги, которые встречаются в русском языке?
Ученики: Нет, есть еще предлоги ПО, ПОД, ДЛЯ, ОТ.
Учитель: Учитель. Правильно, это не все предлоги. В русском языке их больше 200. Мы сегодня постараемся запомнить наиболее часто встречающиеся предлоги.
Физкультминутка.
Учитель. Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть под партой, встать у стула, сесть за парту.
Я использовала слова «встать» или «присесть» со словом «парта». Почему же вы меняли место и положение?
Ученики: Было сказано, куда встать.
Куда сесть.
б) Игра "Помощники" - помогите вернуть предлоги на свои места.
Стихотворение написано на доске, предлоги закрыты. Дети вставляют нужный предлог
(работа в парах).
Птицы ( в) клетке;
Листики (на) ветке;
Кошка (под) столом;
Садик (за) углом;
Книжка (у) подруги;
Песенка ( о) друге;
Заяц (без) хвоста;
Устный счет (до) ста...
(Ученики рассказывают, какой предлог вставили . Учитель открывает закрытые предлоги. Самопроверка.)
Учитель : Как записали предлоги с другими словами? Почему?
Ученики: Предлоги записали раздельно.
Предлоги - это маленькие слова, а слова пишутся раздельно. ' «г
На доске появляется дорожный знак "Место стоянки».
Учитель: Что обозначает этот знак?
Ученик: Это место стоянки, где можно отдохнуть.
Физкультминутка. Проводится игра "Регулировщик".
Учитель: Я буду показывать свет на светофоре, а вы выполняйте движения:
красный свет - стоять на месте;
зеленый - идти на месте;
желтый - повороты вправо - влево.
- Самостоятельная работа.
Учитель: Внимание на доску. На нашем пути следующий знак. Что он означает?
Ученик. Будь внимателен.
Учитель: Возьмите индивидуальные карточки и выполните задание. (Ученики получили карточки по уровню сложности.)
Карточка 1.
Вставьте пропущенные предлоги, подходящие по смыслу.
Река вышла ______ берегов.
______ школой большой сад.
______ густых кустов выползает черепаха.
Воробей сидит ______ ветке.
Шла лошадь ______ дороге.
Карточка 2.
Мяч отлетает ______ коленки,
Пролетает ______ плечом.
Целый день играть ______ стенки
Может девочка ______ мячом...
Шлеп ______ землю, хлоп ______ стенку
И опять ______ коленку.
В. Берестов
Слова для справок : через, об, у, с, над, о, от.
Карточка 3.
Выберите в скобках подходящий предлог, а лишний зачеркните.
работать ( в, на ) заводе
пришел ( в, из) магазина
идут ( в, на ) школу
бежала ( в, по ) дороге
сидит ( за, у) конуры
- Тренировочное упражнение.
Учитель: Мало знать предлоги .Их надо правильно употреблять. Разместите предлоги на картинке, чтобы дерево стало волшебным, а Светофор и ваши сигнальные карточки покажут: правильно ли вы справились с заданием.
Игра « Самый внимательный».
На доске картинка с изображением дерева и карточки с пред логами: в, у, за, с, над, перед, на.
- Итог урока (с опорой на схему).
Учитель: Что вы узнали о предлоге?
Ученики: Предлоги - это маленькие слова.
Предлоги не изменяются, всегда пишутся одинаково.
К предлогам нельзя поставить вопрос.
Учитель: Для чего нужны предлоги ?
Ученики: Предлоги нужны для связи слов в предложении.
Чтобы правильно составлять предложения.
Чтобы речь была точной и понятной.
Учитель: Как пишутся предлоги с другими словами?
Ученики: Предлоги пишутся отдельно.
Предлоги пишутся раздельно с другими словами.
Учитель: Молодцы! Вы работали очень дружно! Оцените свою работу на уроке: покажите смайлик!
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/17/picture-24986.jpg)
Урок русского языка по теме "Наречие.Общее понятие"
К уроку подобраны слова, сочетания слов , которые помогают усвоению материала...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-65982-1381418918.jpg)
презентация к уроку русского языка УМК Школа России 4 класс По теме Местоимение
презентация к уроку по теме "Местоимение"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/01/picture-475223-1409571840.jpg)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/01/picture-475223-1409571840.jpg)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...
Конспект урока русского языка на тему: "Суффикс (общее понятие)"
Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-1440034-1669748420.jpg)
Урок русского языка УМК «Школа России» Тема: «Роль предлогов в речи»
Урок русского языкаУМК «Школа России»Тема: «Роль предлогов в речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-22552-1349712861.jpg)
Урок русского языка по теме "Наречие" (общее понятие)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие" (общее понятие). (учебник "Русский язык" 4 класс, авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова...