I. Организационный. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности; 2) проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. 3)Развивать у детей ценностное отношения к русскому языку. | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти.
- И, как всегда, будем работать на уроке активно, дружно, старательно! (слова на доске) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт ситуацию успеха. | Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.
Дети говорят хором; слова на доске
| Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний. Выход на тему урока. Цель: Подведение детей к формулировке темы и постановке задач урока. Задачи: 1).Развивать навык каллиграфического письма; 2). Воспитывать любовь к малой родине.
III.Систематизация знаний об имени существительном. Определить цель и учебные задачи урока.
Цель: Постановка учебной проблемы. Задачи: 1).Закрепить полученные знания, вспомнить темы прошлых уроков. 2). Составление плана работы- поиска решения проблемы. 1.одуш.- неодуш. 2.нариц. –собст. 3.число 4.род
| Видеосюжет « Моя малая родина - село Объячево» (1,5 мин) Проблемный вопрос: - Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет « Моя малая родина - село Объячево». Вы подумайте, почему на уроке русского языка я включила этот клип? -Ваши предположения. -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Важна ли для нас тема? Аргументируйте!
-Покажите на карте России, где находится Республика Коми. - Назовите имена существительные, относящиеся к Объячеву. -А можно ли соотнести слова, словосочетания с доски к нашей сегодняшней теме? амя амя газета « Знамя труда» ал ал журнал « Би кинь» - Откройте тетради, запишите число, вид работы.
- Что такое имя существительное? -Что мы уже знаем об имени существительном? -Какую работу выполняет имя существительное в нашей речи? - С какими морфологическими признаками имени существительного мы уже познакомились? -Можно ли имена существительные разделить на группы? Проблема. На доске таблички постоянные - непостоянные (морфологические признаки) имени существительного. ниже одуш.- неодуш. нариц. –собст. род число - Разделите все эти признаки на две группы. . -А как проверить, верны ли ваши гипотезы? -Надо исследовать!
-Сформулируйте главную цель сегодняшнего урока:
-Назовите задачи урока- «поиск решения» | Создаёт проблемную ситуацию, используя приём «яркое пятно». Организует диалог с учащимися, задает вопросы.
Ассоциация с видеосюжетом
Минутки чистописания. Учитель обращает внимание на соединение букв амя амя ал ал , словарные слова, на правильное написание названий периодических изданий (кавычки, имена собственные ). Учитель при письме напоминает правила посадки, письма…(Говорят хором, показывают.) Учитель ведёт диалог с учащимися, закрепляют знания об имени существительном.
Учитель создаёт проблемную ситуацию. Работу предлагает выполнить в группах.
|
Выдвигают гипотезы. - Мы предполагаем, что тема урока имя существительное (над этой темой мы сейчас работаем) будет связана с нашим Коми краем, Республикой Коми, с родным селом Объячево. –Мы будем работать с имена существительными-объектами, географическими названиями, людьми, животными, растениями,..которые живут, растут, находятся в Республике Коми). - Тема актуальна, важна и по русскому языку, и по окружающему миру, т.к. мы готовимся к контрольным работам; каждый гражданин должен знать о своей родине как можно больше информации. Дети показывают расположение Республики Коми на карте России. - Парк, памятник, Луза, стела, библиотека, церковь,…) -Газета « Знамя труда» издаётся в Прилузском районе. Республиканский детский журнал « Би кинь» выпускается на коми языке в Сыктывкаре. Дети находят в классе эти издания. -Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
Самооценка работ по каллиграфии. (подчёркивают самые красивые буквы)
Дети предлагают свои варианты: люди, явления природы, по родам,…)
Учащиеся выдвигают свои гипотезы. Дети справились с заданием. ( Может быть и не справились) Лидеры групп докладывают продукт деятельности.
Возле доски 1 ученик выполняет аналогичную задачу. Коллективно проверяем.
-Надо исследовать! (Проверить, выяснить, верно ли думаем) по плану: 1.одуш.- неодуш. 2.нариц. –собст. 3.число 4.род -Выяснить и научиться определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного через различные формы, приёмы, методы работы. -Надо проверить все морфологические признаки на постоянство по плану: 1.одуш.- неодуш. 2.нариц. –собст. 3. род 4. число | Познавательные: постановка темы урока. Выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.
Познавательные: развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; составлять план решения учебной задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
IV. «Поиск решения проблемы». Открытие новых знаний. 1).Одушевленное- неодушевленное имя существительное. Цель: выяснить к какому признаку относится эта категория имён существительных.
Цель: Выяснить постоянство морфологических признаков имени существительного по плану: 1.одуш.- неодуш. 2.нариц. –собст. 3. род 4. число Задачи: 1).Подведение детей к самостоятельному выводу
____________________________ Решение следующей учебной задачи. 2).Собственные, нарицательные имена существительные. Цель: выяснить к какому признаку относится эта категория имён существительных.
| 1признак одушевленное- неодушевленное им. сущ. -Проведём словарную работу. -На столе у каждого ученика карточка со словарным словом. На доске две таблички со словами одушевленное неодушевленное Ваша задача: соотнести словарное слово с табличкой. - Проверяем. -Докажите, что эти слова действительно одушевленные. - Внимательно ещё раз прочитайте все слова и напишем их по памяти.
–Как вы думаете, одушевленный или неодушевленный - это признак постоянный или непостоянный? Сделайте вывод. Аргументируйте!
- Почему? Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”?
–Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Я его зашифровала. Чтобы разгадать, надо вспомнить некоторые понятия русского языка. ( Слайд17)
Правда -
Отечество, Родина -
Эхо
Тащить за уши
–Если прочитаем первые буквы вначале каждой строки, получится слово ПОЭТ. -Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. – Поэт. Назовите лексическое значение этого слова. - Где можно свериться в правильности наших суждений? - Возьмите нужные словари и найдите значение слова ПОЭТ (работа в группах.)
___________________________ 2 признак. Слайд 18. -Узнаёте ли по портрету этого человека? Чем он знаменит? -Знаком ли вам этот человек? -Сколько лет исполнилось ему в этом году? (Готовим урок внеклассного чтения по произведениям С. Попова) -Из данных слов на слайде слов составьте предложение. .- Как понимаете слово народный? Объясните смысл этого слова.
- Назовите в этом предложении имена собственные.
-Как вы думаете, категория «нарицательное» - «собственное» постоянный или непостоянный морфологический признак имени существительного? Докажите!
|
- назовите антоним этого слова, найдите и объясните орфограмму) -назовите синоним к этим словам, объясните смысл слов -Что характерно этому слову? -Как называются такие словосочетания? Что обозначает?
Организует диалог с учащимися, в ходе которого выясняется новое словарное слово
Работа по группам. Находят в словарях значение слова поэт.
(Инд. работа у доски. Фонетический анализ слова ПОЭТ)
Проверка индивидуальной работы возле доски. (звуко-буквенный анализ слова поэт) _____________________
Выясняют, кто такой Серафим Попов
Из данных слов на слайде составляют предложения. Инд. задание возле доски. Разобрать по составу слово народный
Проверка индивидуальной работы.
|
Дети выходят к доске, с помощью магнитиков прикрепляют слова под соответствующей таблицей и возвращаются на место. –Отвечают на вопрос кто? К ним относятся люди и животные. Во втором столбике неодушевленные имена существительные, отвечают на вопрос что?
-Мальчики пишут на память неодушевлённые предметы, девочки одушевлённые предметы.
Взаимопроверка по доске.
Вывод 1 . Одушевлённый и неодушевлённый – это постоянный признак имён существительных! (Вывод фиксируется с помощью табличек на доске)
Есть всегда, в любой форме данного слова. - Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно уже не может отвечать на вопрос что? ( есть исключения )
ложь
Отчизна
употр. только в ед. числе
фразеологический оборот, обозначает…) Всеми возможными способами, средствами помочь, обычно ленивому, малоспособному человеку (в учёбе).
Оценивают свою работу на листах самооценки
- В словарях. –Толковый словарь русского языка С.И Ожегова Поэт. Автор стихотворных поэтических произведений. Толковый словарь живого Великорусского языка. В.И.Даля Поэт. Человек, который сочиняет стихи. Человек, который наделён поэтическим даром. Автор поэтических произведений.
____________________________ Серафим Попов народный поэт 08.01.1913 — 11.08. 200 Участник Великой Отечественной войны, уроженец села Жешарт Республики Коми
Серафим Попов - народный поэт Республики Коми. Народный-признанный народом; писал для народа; любимый народом. Серафим Попов, Республика Коми- имена собственные.
Дети задают вопросы по составу слова, оценивают. -Назови главную часть слова. -Что такое окончание? Вывод 2: «нарицательное или собственное» -это постоянный морфологический признак имени существительного. (Вывод фиксируется с помощью табличек на доске) | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; определять успешность выполнения задания.
Познавательные: постановка темы и задач урока. Выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; поиск и выделение необходимой информации,
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции
Регулятивные: определять успешность выполнения задания.
______________ |
| - Продолжаем работу над предложением. -Подчеркните безударные гласные в этом предложении. - Выделите грамматическую основу предложения. (СЛАЙД 20) - Почему поставили тире? - Дайте характеристику предложения. - Выпишите словосочетание прилагательное + существительное, отметьте главное слово, поставьте вопрос к зависимому слову (показ на слайде) - Подберите однокоренные слова к слову ПОЭТ (Слайд 26) поэт поэтесса [тэ] поэтичный поэтично
- Выделите в них корень слова. - Выполните морфологический разбор слова ПОЭТ. (Слайд 27)
- Серафим Попов состоялся и как поэт-песенник. На его стихи сложены красивые, мелодичные коми песни. -Включаю клип « Катшасинъяс», а вы подумайте, почему так тянет поэта к Коми земле - Составьте предложения о родном крае.
|
Муз .клип «Катшасинъяс»
| Сверяем каждое задание по слайду
Поэт-(кто?), н.ф. (кто?) поэт- сущ., нариц., одуш., м.р., ед.ч. ,сказуемое. -Это его родина, родная земля, где он родился, где прошло его детство, где покоятся его родители.
Записывают : Люблю тебя, мой край родной! Д.З. Продолжите эту мысль в прозе или в стихах.
| Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: умение участвовать в коллективном решении проблем; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
|
Физминутка. 3). Род имени существительного. Цель: снятии усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, выполняя заодно и учебную задачу- выяснить к какому признаку относится род имён существительных. | 3 признак Определи род имени существительного. – Называю сущ. м . р. -встают мальчики -Называю сущ. ж . р.- встают девочки -Называю сущ. ср. р.- никто не встаёт -Называю сущ. общего рода - встают и мальчики, и девочки Медведь, лиса, лось, озеро, заповедник, тундра, дичь, солнце, егоза, кенгуру, рожь, тюль, какао, кофе, плакса,… - Я считаю, что род- это постоянный признак имён существительных. - Согласны ли вы с моим высказыванием? Почему?
| Учитель называет имена существительные.
Учитель предлагает высказывание.
| Учащиеся распознав род имён существительных, поочерёдно встают.
Вывод 3: род-это постоянный морфологический признак имени существительного. ( Вывод фиксируется с помощью табличек на доске) | Регулятивные: умение соотносить свои действия с представленными действиями. Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные: развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал |
V. Закрепление изученного материала. Проектная задача.
| - Для закрепления темы нашего урока я предлагаю выполнить проектную задачу «Имена собственные не карте Республики Коми» Задания: 1 группа выписывает из географического атласа названия городов Республики Коми; определяет морфологические признаки имен существительных. 2 группа выписывает названия рек Республики Коми; определяет морфологические признаки имен существительных. 3 группа выписывает названия сёл Республики Коми; определяет морфологические признаки имен существительных. 4 группа собирает Блок схему «Имя существительное». 5 группа составляет синквейн на тему «Имя существительное»
Проверим, что у нас получилось. | Даёт инструкцию; кратко вспоминают правила работы в группе.
Правила работы в группе висят в классе. Группы работают по географическим атласам.
| Дети получают задания, распределяют между собой обязанности.
.
Работают в группах. Обсуждают, исправляют. Проверка. По одному человеку выходят к доске, объясняют выполнение задания.
Выбирает и приклеивает нужные вырезки. Замечают, что остаются пустые места. Выясняя с учителем, делают вывод, что не всё о существительном изучено. Это перспектива на будущее.
Докладчики читают сообщения. Оценивают эксперты (заранее подготовленные обучающиеся) | Познавательные: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе в поиске и выборе информации; умение слушать и говорить.
|
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. КОД (контрольно-оценочная деятельность) Цель: анализ деятельности и ее результатов. Задачи: 1) Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2) Фиксация нового знания во внешней речи ( постоянный, непостоянный морфологический признак) 3). Развивать у детей ценностное отношения к русскому языку; -воспитывать любвь к своей малой родине, чувства патриотизма, гуманное отношение к окружающей среде.
| -Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели? -Какая тема урока? Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.) -Что нового вы узнали? -Какие затруднения испытали?--Всё ли успели выполнить, что задумали? -Справились ли задачами, что были поставлены в начале урока? -Как работали в группах?
Расскажите по схеме: -Я знаю, запомнил, смог. -Чему научились на уроке? Минутка экологии: Планета Земля наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем. Что нужно сделать нам, людям, чтобы сохранить нашу планету чистой, годной для здорового проживания? 7) Оцените свою деятельность на уроке, используя солнышки (Коми солнце. Оно особенно дорого на севере, как символ света, тепла, добра!) Расположите их возле слов-лучиков (Кто как работал на уроке) –Заканчиваем урок песней дедушки Степана Кетова, обучающегося нашего класса, Александра Степановича Кетова, который воспевал наше родное Прилузье. «Земля Прилузья» Прилузье моё, ты Прилузье, Юга коми родная земля. Под припевку красавицы Лузы Тонут в песнях леса и поля. | 1) Задаёт вопросы о задачах урока. 2) Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?
Воспитательный момент
На доске с помощью магнитиков прикрепляют солнышки к словам активно, дружно, старательно
Включает песню А.С. Кетова «Земля Прилузья»
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
Дети высказывают свои мнения. | Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью, задачами урока и оценить его, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. Познавательные: рефлексия. |