Исследовательская работа «От макушки до пят. Фразеологизмы о частях тела»
проект по русскому языку (3 класс) на тему
познакомиться с фразеологизмами и составить свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.docx | 354.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сапоговская СОШ»
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Ломоносовские чтения»
Секция Русский язык
Тема: «От макушки до пят. Фразеологизмы о частях тела»
Выполнила:
Медведева Елизавета,
ученица 3 класса.
Руководитель:
Крупченко Светлана Федосеевна,
учитель начальных классов.
Содержание
I. Введение ………………………………………………………………... | 3 | |
II. История возникновения фразеологизмов …………………………... | 3 | |
2.1. Что такое фразеологизмы?……………………………………… | 3 | |
2.2. Как возникли фразеологизмы ……………………………………. | 4 | |
2.3. Фразеологизмы о частях тела ………………………………… | 5 | |
III. Практическая часть ………………………………………………….. | 7 | |
3.1.Результаты анкетирования ………………………………………... | 7 | |
3.2. Создание фразеологического словаря ……………………….. | 8 | |
Заключение …………………………………………………………. | 9 | |
Список литературы | ||
I. Введение
На уроках русского языка учитель познакомил нас с фразеологизмами. Мы узнали, что фразеологические обороты очень украшают нашу речь, делают её выразительной и эмоциональной.
Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели прошлого, поэтому фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем мире, истории и культуре России. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.
Но мы столкнулись с проблемой: наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями, и мы часто не понимаем значение некоторых фразеологических оборотов, которые встречаются в текстах для чтения, и употребляем их неправильно. Во фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм, понимать образную основу.
Я считаю, что тема моего исследования будет актуальна во все времена, так как знание родного языка, его богатств необходимо каждому.
Цель: Познакомиться с фразеологизмами и составить свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела.
Гипотеза: Я предполагаю, что школьникам необходим словарь фразеологизмов для обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями. Изучение фразеологизмов помогает изучить не только русский язык, но историю, традиции, обычаи русского и других народов.
Задачи исследования:
- познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
- произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах;
- выяснить источники происхождения фразеологизмов;
- провести социальный опрос по данной теме, какие фразеологизмы ученики употребляют чаще всего
Методы:
- поисковый (работа с информационными источниками: книгами, Интернетом);
- аналитический (, анализ информации, обобщение данных);
- творческий (создание собственного проекта).
II. История возникновения фразеологизмов.
2.1.Что такое фразеологизмы?
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи например: «бить баклуши», «повесить нос», «во всю Ивановскую». Но в отличие от обычных словосочетаний, состоящих из отдельных слов, каждое из которых имеет свой смысл, фразеологизмы – это не свободные, а связанные сочетания, цельные по значению. Они не производятся, т.е. не придумываются говорящим в процессе общения, а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей памяти, а не строит его заново.
Другое важное свойство фразеологизмов: смысл каждого из них не складывается из смыслов входящих в него слов. Например; съесть собаку означает «быть мастером в каком-нибудь деле»; собственные значения слов съесть и собака здесь не играют никакой роли.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, устойчивые сочетания слов, афоризмы, пословицы и поговорки).Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», то есть обороты, выражения. Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.
Очень важный признак фразеологизмов – их образность, яркость, эмоциональность. Используя фразеологизм, говорящий не просто называет предмет, явление, но и выражает свои чувства, свое отношение, дает свою оценку. Очень часто фразеологизмы употребляются в речи героев детских произведений, делая их речь более эмоциональной.
2.2. Как возникли фразеологизмы?
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, устойчивые сочетания слов, афоризмы, пословицы и поговорки).Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», то есть обороты, выражения. Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.
По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие — заимствованными
Исконно-русские фразеологические обороты, можно разделить на несколько групп, каждая группа имеет интересную, увлекательную историю происхождения:
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ связаны с:
Историческим прошлым | Народными обычаями | Ремёслами | Литературными произведениями |
.
Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения (связанные с жизнью народа, его историей). Например: Вывести на чистую воду.
Сказочного происхождения. Например: Битый небитого везёт,.
Связанные с древними ремёслами (с работой): Бить баклуши. Попасться на удочку.
Отражающие детали русского быта: Лаптем щи хлебать.
Из произведений русских писателей. Из басен И.А.Крылова: А воз и ныне там, Мартышкин труд.
Из иностранных языков: Вавилонское столпотворение.
- Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа, например, где раки зимуют - многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
- Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья, например, забежать на огонёк – раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча (огонёк), значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И по огоньку люди шли в гости к знакомым.
- Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел, например, в час по чайной ложке – первоначально это выражение употреблялось в речи медиков буквально по отношению к лекарству. Затем оно стало употребляться пренебрежительно в разговорной речи со значением «делать что-нибудь очень медленно, едва-едва».
- Крылатые слова – так называют краткие цитаты, вошедшие в нашу речь из литературных источников, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными. Например, принцесса на горошине – выражение, ставшее крылатым, благодаря сказке Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Употребляется по отношению к избалованному человеку.
2.3. Фразеологизмы о частях человеческого тела.
Меня заинтересовали фразеологизмы, которые связаны с различными частями человеческого тела: головой, ногами, руками, шеей, языком, пальцами и так далее. Очень многие из них мы часто упоминаем в нашей школьной жизни. Например: зарубите на носу, знать назубок, развесили уши, бежать сломя голову. А вот откуда они появились? Как пришли в нашу жизнь? Вот что я узнала о некоторых фразеологизмах.
Нос
Во фразеологизмах слово нос практически никак не проявляет своего основного значения. Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают, если сильно
Расстраиваются, приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур любопытен, вмешивается в то, во что не следует.
Нос удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, ее нужно зарубить на носу.
Язык
Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.
Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться. «И кто меня за язык тянул»?
Ухо
Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Слушать во все уши – значит слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать в полуха или краем уха.
Если человек напряженно ждет опасности, то он держит ухо востро. Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого-либо слишком доверчиво.
Грубые действия действуют прежде всего на уши. Они режут уши, уши от них вянут. Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений.
Про человека, который никогда не получает желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей. По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много.
Рот
Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с помощью говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому.Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул?» - спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение.
III. Практическая часть
3.1. Результаты анкетирования.
В ходе исследования было проведено анкетирование среди учеников3 класса. Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи
Всего было опрошено 30 человек. Им были предложены следующие вопросы:
- Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет)
- Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Часто, иногда, никогда) Какие? Приведите примеры используемых Вами фразеологизмов.
- Объясните значение следующих фразеологизмов:знать назубок, пудрить мозги, навострить уши, намылить шею, душа в пятках.
Итак, мы получили следующие результаты:
Мы выяснили, что все опрошенные дети знают, что такое фразеологизмы. Четверо из опрошенных детей часто используют в своей речи фразеологизмы, шестнадцать человек иногда используют фразеологизмы, а десять человек ответили, что никогда не используют их.
Из опрошенных детей никто не смог правильно объяснить историю происхождения всех пяти предложенных фразеологизмов. Значение выражений: «знать на зубок» знают 23 человека, «навострить уши» - 11 учеников, «пудрить мозги» -6 человек, «намылить шею» - 6 человек, «душа в пятках» - 16 учеников.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается: школьникам необходим словарь фразеологизмов для обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями.
3.2. Создание фразеологического словаря.
Проведя своё исследование,я решила создать свой словарь фразеологизмов о частях человеческого тела. Его можно будет предложить школьникам для использования в классной библиотечке.
В этом словаре не только будет разъясняться значение фразеологизмов, но так же будут добавлены историко-этимологические сведения о происхождении фразеологизмов и иллюстративный материал.
Для словаря я выбрала наиболее интересные фразеологизмы, значение которых будет поучительно узнать школьникам.
После изготовления макета, словарь был предложен ребятам в классе для ознакомления.
Так же я составила памятку по правильному употреблению фразеологизмов. Данная памятка была размещена на стенде в классе, где все ребята могли с ней ознакомиться.
Памятка.
1. Не заменяйте слова в составе фразеологизмов.
2. Не включайте во фразеологизмы новые слова.
3. Не изменяйте грамматическую форму слов.
4. Не изменяйте порядок слов во фразеологизме.
5. Употребляйте фразеологизмы!
Мой словарь привлёк внимание ребят в классе. Практической работой стала игра аукцион, проведенная в 3 классе. Победил тот, кто назвал больше фразеологизмов с указанным словом. Словами были названы части тела. Наибольшее количество фразеологизмов (8) было названо к слову «уши»
Заключение
Итак, в ходе моего исследования я узнала, что такое фразеологизмы, их свойства и особенности.
Изучая фразеологизмы, ученики изучают не только русский язык, но и историю, традиции, обычаи русского народа и других народов.Употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь.
Цель моей исследовательской работы достигнута – я создала фразеологический словарь о частях тела и предложила его школьникам для самостоятельного ознакомления.
Гипотеза подтвердилась – школьникам действительно необходим словарь фразеологизмов, т.к. большинство ребят не знают истинное значение некоторых «крылатых слов».
Список литературы.
- Русский язык: Справ. Материалы: Учебное пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. Ред. Н.М. Шаманского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
- Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся образовательных орагнизаций: в 2 ч. Ч. 1 (Л.Н.Канакина и др.) - 3-е изд., перера. – М.:Просвещение, 2014. – 192 с.: ил.: вкл.
- http://festival.1september.ru/articles/213242/
- Аспекты изучения русской фразеологии. Н.В. Богдановская. СПб, 2008г.
- http://www.tutoronline.ru/blog/chto-vy-znaete-pro-frazeologizmy
- http://studopedia.ru/1_129636_frazeologiya-sovremennogo-russkogo-yazika-tipi-frazeologizmov-sistemnie-svyazi-frazeologizmov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа:"История г. Сорска" часть 2
Исследовательская работа "История г. Сорска. Часть 2...
Исследовательская работа "Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова" Куренкова Елена
Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм - это краткое выражение длинной человеческой мысли....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...
Исследовательская работа "Фразеологизмы"
Созвучья слова не случайны… Не случайны и сочетания слов, ставшие фразеологизмами. Далеко не все они понятны нам, людям 21 века, но в момент создания фразеологизма эти сочетания имели смысл, хорошо ос...
Научно- практическая конференция младших школьников Исследовательская работа "Использование фразеологизмов в нашей речи"
Мы очень устойчивыИ просим настойчиво!На слова нас не менять-Прямо так употреблять! Использование фразеологизмов в нашей речи....
Исследовательская работа на тему «Фразеологизмы в русских народных сказках»
Данный проект представляет учебно-исследовательскую работу "Фразеологизмы в русских народных сказках"...
Конспект индивидуального дефектологического занятия "Мое тело: части тела"
Представляю Вашему вниманию технологичсекую карту коррекционно-развивающего индивидуального занятия для обучающихся с умеренной умственной отсталостью на тему "Мое тело: чаасти тела"...