Синонимы и антонимы (обобщение знаний)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гамазова Светлана Викторовна

Синонимы и антонимы

(обобщение знаний)

Цель:   обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синонимы и антонимы";  учить распознавать синонимы и антонимы; подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь; воспитывать самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Синонимы и антонимы20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока составлен к учебнику 2 класса. «Русский язык» автор: Канакина Л.Ф.

Синонимы и антонимы

(обобщение знаний)

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синонимы и антонимы»
  • учить распознавать синонимы и антонимы
  • подбирать синонимы и антонимы к словам
  • формировать умение применять полученные знания на практике
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь
  • воспитывать самостоятельность

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

  1. Мотивация учебной деятельности

  • Соедините понятия.

Синонимы                          Слова, противоположные по значению

Антонимы                          Слова, близкие по значению

  1. Сообщение темы и задач урока
  • Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы. Антонимы»
  • Наши задачи: учиться распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам.

  1. Обобщение и систематизация знаний
  1. Каллиграфическая минутка

На доске буквосочетания: до, здрав, сви, ствуй, да, те, ния

  • Какие слова «спрятались» в буквосочетаниях? (Здравствуйте, до свидания)
  • Запишите эти слова в тетрадь.
  • Написание каких слов запомнили?
  • Что можно сказать о значениях этих слов? (Противоположные по значению)
  • Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)
  • Составьте похожее задание со словами, близкими по значению.
  • Как называются такие слова? (Синонимы)
  • Для чего нужны синонимы в нашей речи? (Ответы учащихся)

  1. Работа над пословицами (упр. 73, с. 56)
  • Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете их значение.
  • Рассмотрите рисунок. К какой пословице они подходят?
  • Какие слова, противоположные по значению, встретились в пословицах?
  • Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи?

  1. Письмо по памяти (упр. 74, с. 56)
  • Прочитайте загадку.
  • По каким признакам поняли, что речь идёт о дятле?
  • Какие антонимы встретились в загадке?
  • Запомните загадку и постарайтесь записать её по памяти в тетрадь.

Это интересно: вы знаете, что дятел может за один приём пищи съесть до 1000 муравьёв. Всю осень желудёвый дятел проделывает до 400 отверстий в стволах деревьев и кладёт в каждое по жёлудю, чтобы сохранять на зиму.

  1. Взаимопроверка выполненной работы
  • Подчеркните слова-антонимы.
  • Написание каких слов запомнили?
  • Составьте предложение по рисунку. Запишите.
  • Подчеркните главные члены в составленном предложении.

  1. Упражнение в подборе антонимов (упр. 75, с. 57)
  • На какие орфограммы встретились слова?

  1. Физкультминутка

  1. Выполнение заданий 5; 6 (с. 76)
  • Какие слова называются синонимами?
  • Какую «работу» они выполняют в языке?
  • Какие слова называются антонимами?
  • Какую «работу» они выполняют в языке?

  1. Игра «А ну-ка, угадай!»
  • Хором назовите пропущенные слова.

Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я …. (широка)

- Ты мелок, а я … (глубока)

Об одном позабыла река –

Что она началась с … (ручейка)

                                                       В. Данько

  • Как называются слова, которые вы подобрали?
  • Для чего поэт употребил антонимы? (Чтобы показать противоположность значений)

  1. Игра «Синонимы. Антонимы»

Учащиеся под диктовку записывают слова, а потом к каждому слову подбирают ещё два: одно – синоним, другое – антоним. Кому трудно – можно пользоваться словарями антонимов и синонимов (с. 141, 142)

Синонимы

Антонимы

мощный

смелый

мрак, тьма

потчевать

труд

жара

прощай

смешной

сильный

храбрый

темнота

угощать

работа

зной

до свидания

забавный

слабый

трусливый

свет

жадничать

безделье

холод, прохлада

здравствуй

грустный

  1. Итог урока

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог.

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Антонимы, синонимы

К словам мы подобрали.

А теперь, внимание,

Домашнее задание …

  1. Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России".

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России"....

Изучение антонимов, синонимов и антонимов в начальной школе

Презентация к уроку на тему "Антонимы, синонимы". Материал презентации можно использовать как на уроке изучения нового материала, так и на этапе закрепления....

Урок русского языка во 2 классе Тема: Синонимы и антонимы ( обобщение).

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК Школа России...

Русский язык. Климанова Л.Ф. 4 класс Обобщение знаний.Синонимы

Русский язык. Климанова Л.Ф. 4 класс. Обобщение знаний синонимы, антонимы, омонимы....

синонимы и антонимы (обобщение)

Синонимы и антонимы (обобщение)...