"Чередование согласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Яикова Ирина Николаевна

УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила учитель начальных классов  ГБОУ СОШ № 302

Яикова Ирина Николаевна

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Чередование согласных звуков в корне  слова»

Основная цель:

1) сформировать представление о понятии «чередование  согласных в корне», умение находить эти согласные в однокоренных словах;

2) тренировать навыки образования однокоренных слов с  чередованием согласных

Задачи:

  1. Начать  работу над орфограммой «написание парных согласных в корне слова; продолжить работу над родственными словами;
  2. Способствовать развитию познавательных процессов;
  3. Способствовать формированию универсальных учебных действий: анализа и синтеза; способов учебного сотрудничества; установлению связей между учебной деятельностью и мотивом; самооценки; самоконтроля  выполняемой деятельности.

Ход урока.

1)Реорганизация пространства, создание эмоционального настроя.

Урок начинается с речёвки  «Как живёшь?» (дети хором отвечают на вопросы учителя, показывая соответствующие движения).

                       -Как живёшь? Вот так!

                       -Как идёшь? Вот так!

                      -Как летишь? Вот так!

                      - А как спишь? Вот так!

                       -Как стоишь? Вот так!

                     -Как сидишь?  Вот так! (рассаживаются на свои места).

2)Проверка домашнего задания и систематизация ранее  усвоенных знаний.

-Ребята, перед вами ваза с цветком, который называется Корень Слова. Но в этой  вазе нет воды! Цветок  может завянуть! Давайте наполним вазу капельками воды (стеклянные капельки воды приготовлены учителем заранее), каждая капля - это ваши знания о корне слова.

 (Корень – это главная,  значимая часть слова. В  корне  заключено общее значение  всех однокоренных слов. Слова с  одними и тем же корнем называются однокоренными словами. Корни у однокоренных слов пишутся одинаково).

- Дома вы должны были записать  однокоренные слова к существительным ГОЛОД, СТАРИК. Давайте назовём  их и  тоже соберём в нашу вазу (голодный, проголодался, голодает  и т. д).

У учащихся в тетради заранее вклеены листочки с заданием.

а) обведи крону дерева, не отрывая руки (чистописание)

б) внутри кроны дерева написаны слова: посадка, садовник, посадили, садик, рассада, сад.

- Как называются эти слова? (однокоренные). Давайте выделим корень в этих словах

(- сад-).

- Помните, чтобы выделить корень, нужно определить  общую часть всех однокоренных слов.

3)Сообщение цели урока, мотивация к учебной деятельности.

- Как вы думаете,  почему однокоренные слова изображены на дереве, что общего между ними?

( И у дерева, и у однокоренных слов есть корень).

- Сегодня мы продолжим говорить о корне слова, откроем новые знания об этой части слова и в конце урока положим ещё одну каплю в  вазу к цветку Корень Слова. ( на доску вывешивается знак вопроса, за которым спрятано новое понятие - Чередование согласных звуков в корне слова, которое откроется в процессе урока).

4)Подготовка к открытию новых знаний.

Работа с упр.75 стр.119.(на доске картинки к каждому из предложенных слов- снег,берег,пирог,рука,книга)

- Какие части слов помогают образовывать новые однокоренные слова (суффиксы, приставки)

-Подберите однокоренное слово с суффиксом - ОК- к словам, выделите в этих словах  корень

СНЕГА-СНЕЖОК                              
БЕРЕ
ГА - БЕРЕЖОК
ПИРО
ГИ- ПИРОЖОК      (пары слов пишем рядом с соответствующей картинкой)

-Сравните последние звуки в корне каждого из этих слов. Запишите оба слова. Отметьте последнюю согласную букву в корне слова.

- Подберите однокоренные существительные  с суффиксом  -К-  к словам РУКА,КНИГА. Запишите слова парами.

РУКА - РУЧКА

КНИГА – КНИЖКА. Выделите корни в парах слов. Отметьте последнюю согласную в корне слова.

5)Мастерская по созданию правила.

- Попробуйте рассказать, что происходит с согласными корня в этих словах. Для этого поработайте в группах, заполнив пропуски в карточках, используя свои наблюдения в выполненном упражнении.

(Карточки раздаются  на группы из  4-х человек.  Дети заполняют пропуски, делая свои предположения).

Замена одного ……………….. звука другим в корне  однокоренных слов называется ……………….

                                                          C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\26WMIU3H\MC900397074[1].wmf

- Послушаем, что у вас получилось. Сравним  свои выводы с выводом в учебнике (  прочитать вывод может подготовленный ученик  в очках Знайки).

Замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов называется чередованием.

Учитель убирает знак вопроса с доски, за которым спрятана тема урока ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.

6.Динамическая пауза.

Под музыку из передачи «В мире животных» выполняется гимнастика для рук с использованием кусочка пластилина голубого цвета.

7.Применение новых знаний в условиях выполнения упражнения.

Учитель показывает докторский чемодан, в котором лежат книги К. Чуковского «Айболит».

-Как вы думаете, кому может принадлежать этот чемодан? Почему вы так решили? Верны ли ваши предположения, мы узнаем, прослушав отрывок знакомого вам произведения. А прочитает его для нас  сам автор. Вспомните его имя.

(Звучит отрывок из сказки К.И. Чуковского «Айболит» в прочтении автора).

 -Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица

И жучок, и червячок,

И медведица.

- А лежат в этом чемодане книги с этой сказкой. Вы их сможете посмотреть на переменах.

- Как называется профессия   Айболита? (ветеринар). Вывешивается  слово на доску.

-Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, работающий ветеринаром? ( Cмелостью,  добротой, терпением, любовью к  животным, наблюдательностью,   уметь сочувствовать).

- Кто из вас хочет стать ветеринаром, когда вырастет? Почему?

- Составьте из слов  на доске предложение («Рассыпавшееся предложение»).

                             Ветеринар занимается лечением животных.

- Какие правила записи предложений  вспомните? Запишите предложение в тетрадь. Проверьте запись  у соседа по парте.

- Отрывок из сказки «Айболит» перечитывают несколько учеников. (Можно надеть читающим  на голову медицинскую шапочку).

Задание перед прочтением:

- Найдите  в этом отрывке однокоренное слово  к слову ВОЛК - ВОЛЧИЦА, ЖУК – ЖУЧОК.

- Запишите слова парами. Разберите каждое слово по составу. Что заметили в корнях этих слов? (чередование согласных) Назовите их. Подчеркните чередующиеся согласные.

8)Итог урока. Рефлексия.

- Какие новые знания о корне слова мы открыли сегодня? (В корнях однокоренных слов иногда происходит замена одного согласного на другой. Такая замена называется чередованием согласных).

- Давайте положим в нашу вазу ещё одну каплю, проговорив  правило о « Чередовании согласных  звуков в корне однокоренных слов» (кладёт ученик, рассказавший новое правило).

-Почему происходит чередование в корнях однокоренных слов?

- Кому скажите спасибо  за работу на уроке, чью работу отметите? Объясните свой выбор.

- Если на сегодняшнем уроке вам все удалось, вы довольны своей работой, то вы можете слепить свою капельку из пластилина и тоже опустить её в вазу с цветком  КОРЕНЬ СЛОВА.

- На этом наш  урок окончен. Спасибо за внимание!

                                       

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....

Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...

Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

Чередование согласных в корне слова

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Чередование согласных звуков в корне слова"...

Урок русского языка в 3 классе по теме «Чередование согласных в корне слова"

Урок по теме «Чередование согласных звуков в корне слова»  построен  на  основе технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»)  состоящая из трех фаз: ст...

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...