Урок русского языка с презентацией по теме: "Многозначные слова". 2 класс.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Урок русского языка.2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 24.68 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_mnogoznachnye_slova.rar | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме:
«Многозначные слова». 2-й класс. Учитель: Санчило И. В.
Цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
Задачи:
* выявление многозначности у слов;
*формировать умения работать с толковым словарём;
* развивать умения работать в парах;
*способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;
* содействовать повышению интереса к изучению русского языка;
Оборудование:
- учебник «Русский язык. 2 класс» ( авт. С. В. Иванов);
- записи на доске;
- мультимедиа установка;
- карточки для индивидуальной работы;
- документ-камера
Ход урок:
I.Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы урок!
- А начать его мне хочется с высказывания К. Паустовского
«С русским языком можно творить чудеса».
Учитель: Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.
II. Чистописание.
Учитель: Урок начинаем с чистописания.
- А зачем нужно чистописание?
- Разгадайте кроссворд и узнаете какие соединения нужно написать.
1. Неожиданный подарок.
2. Устройство для катания по кругу, с сидениями.
3. Звуки во время грозы.
4. Утренняя еда.
5. Изображение человека на картине, фотографии.
Учитель: Посмотрите внимательно, какая буква есть во всех словах?
Дети: «эр».
Учитель: напишите сочетания: ри, ру, ро, ра, ре
III. Повторение изученного материала.
Учитель: Рассмотрите разгаданный кроссворд. Посмотрите , что вы ещё заметили?
Дети: Слово.
Учитель: Назовите два признака слова?
Дети: Слово состоит из звуков и имеет лексическое значение?
Учитель: Где можно узнать лексическое значение слова?
Дети: В толковом словаре.
Учитель: Какие слова называются однозначными?
Дети: Слова, которые имеют одно значение.
Учитель: Какие слова называются многозначными?
Дети: Слова, которые имеют два и более значения.
IV. Изучение нового материала.
1. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Приведите примеры многозначных слов?
Дети: Коса, язык, лук.
Учитель: А как думаете, почему здесь вопрос?
Дети: Значит мы, что- то будем узнавать о многозначных словах?
- Как у многозначных слов появляются другие значения?
V. Постановка учебной задачи.
Учитель: Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать на уроке?
Дети: Узнаем, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов.
Учитель: Да. Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы.
VI. Работа над новым материалом.
- Беседа по выявлению многозначности у слова.
Учитель: Прочитайте значения слова «КИСТЬ».
Дети: КИСТЬ - укреплённый к рукоятке пучок ровных щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски
КИСТЬ – часть руки
КИСТЬ – украшения в виде стянутого вверху и расходящеюся книзу пучка ниток, шнурков
КИСТЬ - кисть рябины
Учитель: В чём особенность в лексическом значении многозначных слов?
Дети: Они похожи по форме.
( на доске появляется карточка с записью
СХОДСТВО ПРЕДМЕТОВ)
Учитель: Составьте и запишите предложение со словом кисть по выбору.
(один ученик у доски пишет и выделяет орфоргаммы)
Учитель: Прочитайте предложения?
Часы идут правильно.
Туристы идут в поход.
Учитель: Слово «ИДУТ» какое имеет значение в данных предложениях?
Дети: В первом предложении «ИДТИ» - о механизме, быть в действии.
- Во втором предложении «ИДТИ» - двигаться, переступая ногами куда-нибудь.
Учитель: Какое сходство наблюдаем здесь?
( на доске появляется карточка с записью
СХОДСТВО ПО ДЕЙСТВИЮ)
Учитель: Прочитайте предложения.
Учёные-археологи нашли старинную золотую чашу.
Наступила золотая осень.
Учитель: Объясните значение выделенных слов?
Дети: Золотая – изделия из металла жёлтого цвета.
Золотая – Цвета золота, блестяще-жёлтая.
Учитель: на каком основании появилось много значений у слова «золотая2?
Дети: Сходство по признаку.
( на доске появляется карточка с записью
СХОДСТВО ПО ПРИЗНАКУ)
Учитель: А кто знает значение слова археолог?
Дети: Люди, которые занимаются наукой- археологией.
Учитель: Давайте найдём и прочитаем , что такое АРХЕОЛОГИЯ?
( Учитель или хорошо читающий ученик читает: АРХЕОЛОГИЯ - наука о древностях, изучение быта и культа древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам.
ВЫВОД.
Учитель: какой вывод можно сделать, когда у слова появляются другие значения?
Дети: У слова появляются другие значения , когда слово называет предметы, признаки , действия.
Учитель: Как можно назвать картину «Золотая осень»?
Дети: Пейзаж.
VII. Работа с учебником.
- Работа со словарём.
Учитель: Где можно узнать лексическое значение слова?
Дети: В толковом словаре. (учебник стр. 165)
Учитель: Найдите лексическое значение слова ПЕЙЗАЖ?
Дети: 1. Вид какой-нибудь местности.
2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
ФИЗМИНУТКА.
2.Знакомство с прямым и переносным значением слов.
Учебник стр. 37
Учитель: Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи-предложения.
-В каких предложениях слова употреблены в переносном значении?
Учитель: Предлагаю эту работу выполнить в парах.
Работа в парах. ( кто закончил работу раньше получают карточки) в приложении
Учитель: Прочитайте предложения?
Ребята идут в школу.
Часы идут без остановки.
Мне родители подарили золотое колечко.
Все говорят, что у папы золотые руки.
В сенях из стены торчал железный гвоздь.
У этого мальчика железное здоровье.
ПРОВЕРКА (ОДНА ПАРА У ДОСКИ подчёркивают разным цветом предложения), или ( проверка по документ –камере пара с тетрадью для парной работы)
VIII. Закрепление.
Самостоятельная работа.
Самопроверка. Самооценивание. ( Легко-!, Трудно –Т, Сомневаюсь -?)
- Какие слова называются однозначными? Какие многозначными?
- Закройте глаза. И по цепочке называйте многозначные слова.
- Я предлагаю тесты двух уровней. Возьмите их. Посмотрите, послушайте и реально оцените свои знания.
Учитель: 1-ый тест для тех, кто сомневается.
2-ой тест для тех, кто уверен в себе.
Учитель: - В тесте №1 вопросы есть, часть ответа есть, вам надо найти правильный ответ.
- В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.
-Где будете брать ответы (в учебнике, в карточке)
Тест №1
1) Подчеркни однозначное слово:
Берёза корень лисичка
2) Подчеркни многозначное слово:
Гора коса спорт велосипед
3) Отметь «+», многозначные слова:
- имеют одно значение
- имеют много значений
- имеют одинаковые приставки
4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь « +».
- однокоренные
- однозначные
- многозначные
Тест №2
- Придумай и запиши три многозначных слова.
----------------------------------------------------------------------------------
- Придумай и запиши три однозначных слова.
-----------------------------------------------------------------------------------
.
- Составь и запиши два предложения в прямом и переносном значении со словом « звезда».
------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------
Проверка. Тест №1. Прочитай вопрос. Какое слово вписали. Какой ответ отметили.
Проверка. Тест №2. Выборочно.
Учитель: Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
Итог урока. Учитель:- Над какой темой сегодня работали?
- Какую цель ставили на уроке?
- На какие вопросы удалось ответить?
- Что нового узнали?
- Как появляются многозначные слова?
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднение?
Оценивание.
Учитель: Как вы можете оценить свою работу на уроке?
Учитель: Домашнее задание: стр. 38, упр. 3.
Я вам предлагаю домашнее задание по выбору:
- Для будущих исследователей – узнать значение слов и составить предложения.
- Для творческих натур – написать сочинение- мини использую слова в прямом и переносном значении.
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо!
Приложение
- Найди и подчеркни слово в переносном значении
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вчера на арене цирка два клоуна вели такую беседу. Один говорит: «Вечер уже наступил».
Второй спрашивает: «На кого?»
Почему клоуны не поняли друг друга?
Подписи к слайдам:
1
2
3
4
5
Однозначные Многозначные
КИСТЬ- УКРЕПЛЕННЫЙ К РУКОЯТКЕ ПУЧОК РОВНЫХ ЩЕТИНОК, ВОЛОСКОВ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ НА ПОВЕРХНОСТЬ КРАСКИ
КИСТЬ- ЧАСТЬ РУКИ
КИСТЬ- УКРАШЕНИЯ В ВИДЕ СТЯНУТОГО ВВЕРХУ И РАСХОДЯЩЕГОСЯ КНИЗУ ПУЧКА НИТОК, ШНУРКОВ
КИСТЬ- КИСТЬ РЯБИНЫ
Часы идут правильно.Туристы идут в поход.
Учёные-археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.
Ребята ИДУТ в школу. Часы ИДУТ без остановки. Катя УБЕЖАЛА от подруги. У мамы УБЕЖАЛО молоко. Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко. Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки. В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь. У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.
Вывод:При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные – переносными. Прямое значение слова- это его основное лексическое значение.
В нашем классе много цветов . Класс внимательно слушал учителя. Маша случайно разбила тарелку. Я съел две тарелки каши.
В нашем классе много цветов. Маша случайно разбила тарелку .
Стр. 38 упр.№3Я вам предлагаю домашнее задание по выбору:1. Для будущих исследователей – узнать значение слов и составить предложения.2. Для творческих натур- написать сочинение –мини используя слова в прямом и переносном значении.
Я ко всем наукам ключ имею,Я со всей вселенною знаком,Это потому, что я владеюРусским всеохватным языком. (С. Данилов)Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с презентацией во 2 классе по теме " Корень слова. Однокоренные слова"
Данный урок способствует формированию у детей умений подбирать цепочку однокоренных слов и находить однокоренные слова в тексте....
Урок русского языка с презентацией в 4 классе "Орфограммы в корнях слов"
Урок русского языка проводила в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Его можно использовать, работая по любому УМК,...
Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс
Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....
конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"
Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...
конспект урока русского языка с презентацией по теме "Словосочетание". 3 класс.
урок русского языка в 3 классе к УМК "Перспектива"....
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова.Проверочные и проверяемые слова".
Данная презентация использовалась на открытом уроке к педсовету как сопроводительный материал....
Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе "Лексическое значение слов. Многозначные слова" программа "Школа России"
Урок русского языка в 3 классе.Тема: Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова.Цель: Систематизировать знания о многозначных и однозначных словах. Формировать умение распознавать мно...