Артикуляционная гимнастика.
материал по русскому языку (1 класс) на тему
Игры на развитие артикуляционного аппарата, с целью предупреждения артикуляционной дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 605.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения
для развития артикуляционного аппарата
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения:
-для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,
- отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.
К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.
В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.
Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,
Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.
Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -
Это – левая щека. Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -
Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:
Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,
Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.
Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка
В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.
Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,
Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края –
Все про ротик знаю я!
После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.
Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние
зубы, а сам язык приподнять вверх.
«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Боковые края языка прижать к верхним коренным
зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и
убирать в глубь рта.
«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком
языка нижние зубы с внутренней стороны, делая
движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть
и губы неподвижны. Движущийся из стороны в
сторону кончик языка должен находиться у
десен.
«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.
Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в
получившуюся «дудочку».
Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий
расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять
края языка, не касаясь верхних зубов.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
язык.
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
бугорков (альвеол).
«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и
сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя
челюсть и губы не двигаются.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать.
Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь
его, сделать узким.
«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий
расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять
края языка, не касаясь верхних зубов.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
язык.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
бугорков (альвеол).
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться
языком попеременно то к правому уху, то к левому.
Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
язык.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
бугорков (альвеол).
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с
силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и
произносить звуки: «д – д – д …»
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:
- статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».
- динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».
Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.
«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и
плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе
перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками
(это «футбольные ворота»);
2 вариант: улыбнуться, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу
(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.
«Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий
передний край языка на верхнюю губу так, чтобы
боковые края его были прижаты к верхней губе, а по
середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,
положенную на кончик носа. Воздух при этом
должен идти по середине языка, тогда ватка полетит
вверх.
«Ветерок дует с горки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык
«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по
середине языка. Воздух должен быть холодным.
Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.
Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов. В своей работе я использую и другую интерактивную сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»
Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости, («Толстячок»)
С ними худые, лишь кожа да кости, («Худышка»)
Толстые внучки приехали тоже, («Толстячок»)
С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышка»)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Утром проснулись – в улыбочку губы, - («Улыбочка»)
Чистили мы свои верхние зубы. («Чистим зубки»)
Влево и вправо, внутри и снаружи, -
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губки сожмем мы и рот прополощем,
И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики»)
Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
Блинчик жуем. Завернем и надкусим («Кусаем язычок»)
Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)
Чашки поставим, чтоб чаю налили, («Чашечка»)
На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка»)
Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Вкусное варенье»)
Бабушке нашей всегда помогаем –
Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)
Бабушка швы на машинке строчила
И на «зигзаг» ее переключила. («Часики», «Змейка»)
Петли иголкой она обметала,
Пуговки круглые попришивала.
Дедушка сделал для внуков качели –
Все покачаться на них мы успели. («Качели»)
После качелей мы в прятки играли:
Прятались на чердаке и в подвале. («Качели»)
Дедушка скачет на лошади ловко,
Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)
Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)
Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)
Мы их в корзинки скорее собрали,
Лошади «тпру!» мы у дома сказали. («Кучер»)
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»! («Индюк»)
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений помогает:
- Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации (нервную проводимость),
- Улучшить подвижность артикуляционных органов,
- Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
- Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу,
- Увеличить амплитуду движений,
- Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов,
- Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика
При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...
Артикуляционная гимнастика
Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки С,...
Презентация . Артикуляционная гимнастика
В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики
Представлен опыт работы при аттестации...
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...