Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.
презентация по логопедии по теме
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 – 4 раза Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А теперь закроем рот – Отдыхает бегемот. О. Перова Дополнительное задание: сосчитай и покажи всех рыбок, которые плывут налево.
Подражаем мы лягушкам: Тянем губки прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мо потянем – перестанем И нисколько не устанем Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» ( или «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза. Дополнительное задание: найди стрекозу которая не похожа на остальных
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» –опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 5 – 6 раз. Дополнительные задания: 1. Посмотри на бабочку, которая сидит у Язычка на руке и найди таких же бабочек. 2. Покажи бабочек которые летят налево. 3. Покажи бабочек, которые летят направо.
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать под счёт до пяти, затем до десяти. Вернуться в исходное положение. Вытянуть губы трубочкой, «набирать» водичку слегка причмокивая при этом. Буду подражать слону! Губки «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Я водичку набираю И ребяток поливаю! Дополнительное задание : посмотри на вёдра и скажи чем они отличаются
Описание упражнений: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5 – 6 раз Раз лягушка с толстым брюшком Два – большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив её в кадушку, Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он.
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Описание упражнения: улыбнуться открыть рот. Попеременно тянуться языком попеременно то к левому, то к правому углу рта. Повторить 5 – 10 раз. Следить чтобы двигался один язык а не нижняя челюсть. Дополнительное задание: знаешь ли ты, что за часы нарисованы? Назови все, которые знаешь.
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» его между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его. С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска. А зовут меня … (расчёска)
Дополнительное задание: посмотри на рисунки в квадратиках и скажи что сделано из муки Тесто мнём, мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, выпекать пирог поставим. Рез, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать? О.Перова Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами – па-па-па…; покусать язык зубами та-та-та; закусить язык зубами и протаскивать его с усилием.
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счёт до 5 - 10
Дополнительное задание: найди среди маленьких блинчиков все похожие на большой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-163413-1359444767.jpg)
Комплексы артикуляционной гимнастики
Комплексы артикуляционных упражнений в игровой форме, сопровождаемые весёлыми стихотворениями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-114267-1349702752.jpg)
Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330232-1383156087.png)
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330232-1383156087.png)
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330232-1383156087.png)
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков....
"Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р "Путешествие в деревню к старушкам-болтушкам"
Материал содержит презентацию и подробное описание комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Р. Гимнастика проводится в виде игры-путешествия в деревню. Можно рекомендовать использоват...