склонение прилагательных 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рогова Светлана Александровна

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку  4 класс. Склонение прилагательных

Тема: Склонение прилагательных.

Тип урока: Закрепление и обобщение знаний

Цели урока:

1.Закрепить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном;

2.Совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.

3.Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость.

УУД

Организационный момент

Отгадайте загадку.

Это часть речи. Она тесно связана с существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и  существительное.

Правильно, это прилагательное. Дайте полное определение прилагательному(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прил. изменяются по падежам и числам. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные с которым они связаны. Прилагательные во множ. числе по родам не изменяются. В предложении чаще всего бывает определением.

Сегодня у нас  урок закрепления и обобщения.

Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

1.вспомнить все, что знаем о имени прилагательном

2. Находить прилагательные в тексте, определять род, число, падеж прилагательных

3.

Запишите число, классная работа.

Актуализация знаний

Послушайте песню о Россиии и выпишите сочетания ПРИЛ.+СУЩ.

«У моей России»(звучит песня)

Длинные косички

Светлые реснички

Голубые очи

Радуга цветная

Определите род, число, падеж прилагательных. Объясните, как вы это будете делать.

А какие прилагательные могут охарактеризовать нашу Россию?(милая, добрая, счастливая, богатая, огромная, бескрайняя, неповторимая,....

А кто назовет цвета Российского флага, а как выглядит флаг республики Коми? Какую часть вы назвали?(прилагательные) СЛАЙД 1  Дайте определение прилагательному

А какую форму имеет флаг? (прямоугольную) Как часто мы используем имя прилагательное в речи. А что это нам дает?(обогащает нашу речь).Посмотрите на карту нашей страны. Она занимает огромную площадь. Если мы отправимся путешествовать по стране, то лучше взять атлас дорог, чтобы легче найти нужную дорогу. Автор этого атласа.....

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат ) автор (товар, отвар, вор)  Подберите прилагательные к полученным словам

Атлас новый, дорожный,автомобильный, географический

Автор известный, интересный популярный,знакомый...

Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)

Антоним к слову временный (постоянный)

Как называется дождь, идущий при солнце? (слепой)

На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)

- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)

- Проявите зоркость.  Прочитайте текст и найдите ошибки.

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи.

Игра: Что «лишнее»?

Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

Стеклянный, хрупкий, деревянный

Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

Добрый, умный, ласковый, нежный

Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

Смелый, отважный, высокий, решительный

Белый, синий, нежный, зеленый.

работа с деформированным текстом.

-Для чего в речи  нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)

-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.

1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.

3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.

4. Закачалась, ветка, вот, еловая.

5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.

- Определите падеж прилагательных, выделите окончание.

Упражнение в подборе синонимов и антонимов. Значение прилагательных.  - Прочитайте словосочетания:

   1. Теплая погода                  

   2. Холодный ветер          

 3. Сладкая ягода

- В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).

-Измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении. Используйте слова для справок.

Слова для справок: кофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.(Теплая беседа)(Холодный разговор)(Сладкая речь)

- Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).

- Замените прилагательное в словосочетании холодный разговор противоположным по смыслу (задушевный, приятный).

- Как называются слова близкие по смыслу? Противоположные по смыслу?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.

- Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.

________пенёк опрокидывает _______воз.

_______крючком_______рыбу не выудишь.

Даже самое ______дерево выросло из _______семени.

Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.

Сильный ветер вдруг подул,

Окончания в кучу сдул.

Карточку скорей возьмите

И порядок наведите.

Самостоятельная работа

-  Вставьте окончания, укажите падеж:

О весенн…погоде,    к рыж… лисице,        с ранн… пташкой,

 в жарк.. летн..  ночь, поздн…вечером, о свеж… ветре,

до дальн…озера, возле свеж… пахуч…сена,

  с неуклюж… медвежонком, в дремуч… лесу.

-Проверим, как вы справились с этой работой.

Игра «В каком магазине?»

На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.

Вывод:

 Очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

Последнее задание  «ТЕСТ – ОПРОС»

1. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть;           б) бледноватый;                 в) бледнота

2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется –И?

а)  к могуч…му            б) летн…го          в) с зимн…м      г) по здешн…му

3. Имена прилагательные во множественном числе по родам:

а) изменяются                           б) не изменяются

4. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;                  б) числа;                      в) рода.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего является:

а) определением          б) обстоятельством            в) дополнением

Проверка.

Итог урока. Рефлексия. Что вам больше всего понравилось в уроке?

Вот уроку конец, а кто работал  «Молодец»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Урок русского языка в 4 классе (программа Л.В. Занкова) по теме:" Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы".

   Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется при помощи речи, важно изучать развитие речевой деятельности. Через речь проявляются и формируются интеллектуальные ...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Склонение прилагательных мужского и среднего рода"

Данный урок по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода» по системе «Школа России». Основная цель урока – это самостоятельная ...

русский язык 3 класс склонение прилагательных

Карточки для отработки умения определять падеж имени существительного и имени прилагательного...

Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким окончанием на конце основы." 4 класс

1.Мотивация к учебной деятельности-Ребята, здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Яна Александровна. Открываем тетради, записываем дату, классную работу.2. Актуализация ...

Морфологический разбор имён прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание падежных окончаний

Морфологический разбор имён прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание падежных окончаний...