Урок русского языка в 3 класс по теме: "Склонение прилагательных во множественном числе" УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_sklonenie_pril_vo_mn_ch.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Янушок М.Б.

МБОУ - ООШ №13 п. Черёмухи

Цели урока:

  • Формировать умения склонять имена прилагательные во
    множественном числе;
  • Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и
    письменной речи;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к обучению, любовь и
    уважение к русскому языку; чувства коллективного сопереживания и
    сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения.

Оборудование: индивидуальные карточки к уроку, памятки, тест, музыка, раздаточный материал, картины, сигнальные карточки, абаки « Падежи».

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.        Организационный момент

А) Приветствие.

-        Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Тихо мы за парты встали

И друг другу покивали

Всем гостям сказали «Здравствуйте»

Улыбнулись, поклонились...

И на место повернулись.

-        Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес
вам радость общения друг с другом. Сегодня у нас в гостях сказочные герои,
учащиеся « Лесной школы»

Б) Проверка готовности к уроку.

2.        Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

А)- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

( картина Левитана « Берёзовая роща»)

Улыбнулись сонн... березки, Растрепали шелков... косы.                                Шелестят зелен... сережки,                                      И горят серебрян... росы.


  • Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в
    форме множественного числа.)
    Почему так решили? (В стихотворении
    пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
  • Как определили, что это прилагательное во множественном числе?  По
    вопросу - Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они
    также употреблены во множественном числе.)
  • Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного
    числа в именительном падеже?
    (Да, -ые, -ие.)
  • Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме
    множественного числа?

(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

Б) Тест.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1.        Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет

с) признак предмета в) действие предмета

2.        на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
Т) кто? что?

л) что делает? что сделает? К) какой какая какие?

3.        Как определить род прилагательного?
м) по вопросу

л) по существительному с ним связанному.

4.Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя

о) ое ее

и) ый ий ой

5.        Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в
предложении?

т) главным

н) второстепенным

6.        Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный "?
а) вежливый

е) аккуратный

о) хлопотливый

7.        С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным

т) с глаголом с) с наречием.

8.        Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка


и) вода

е) уводить

9. Прилагательное это: О) часть слова И) член предложения е) часть речи.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

  1. группы -1-3 вопрос
  2. группы — 4-6 вопрос
  3. группы — 7-9 вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

с

к

л

о

н

е

н

и

е

Какое ключевое слово вы получили? (склонение)

  • Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам называется
    склонением.)
  • Сформулируйте тему « Склонение прилагательных во множественном
    числе»
  • Цель нашего урока: научиться склонять прилагательные во множественном
    числе, использовать их в устной и письменной речи.

3.        Минутка чистописания

  • На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем
    стихотворении окончаниями прилагательных во множественном числе.
    Какие это буквы?
    (-ые, -иё)
  • Определите порядок написания букв в данной цепочке: ыеие  иеые
  • Напишите эти цепочки букв в указанной последовательности до конца
    строчки

4.        Словарная работа.

  • Назовите словарное слово, которое встретилось в стихотворении (берёза).
  • Берёза - символ России. Известно, что в ни какой стране нет такого обилия
    берёз, как у нас. О берёзе пели песни, слагали стихи, написано много картин.
    Мила она русскому сердцу.
  • Чтение стихотворения учащимся:

Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.

-        Составьте различные словосочетания со словом береза  во множественном
числе.

( Высокие берёзки, красивые берёзки, зелёные берёзки)

-        Составьте предложение и разберите по членам предложения.
5. Работа по теме.

а)        Работа над языковым материалом

-        Определите род прилагательных в этих словосочетаниях.

( Не определяется)

-Как определить род имен прилагательных?

  • Можно ли определить род имен существительных во множественном
    числе?
  • Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?

б)        Работа с учебником.

  • Откройте учебник на стр. 134
  • Рассмотрите таблицу, вопросы.
  • Чтение вопросом и ответов на них по таблице.

в)        Упр. 155.

-Чтение задания. Коллективное выполнение (учащиеся у доски).

- Составление вывода.

г)        Чтение правила.

  • Как изменяются имена прилагательные во мн. ч.? (только
    по
    падежам) (слайд. №4 правило).
  • Как не изменяются имена прилагательные мн. ч.? (не изменяются
    по родам).

-        Как определить падеж имени прилагательного во мн. ч.? (как в ед. ч. Падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного,  к которому оно относится).

6.        Формирование полученных знаний и умений.

-        Давайте просклоняем словосочетания: сонные берёзки (по строчке разные
ученики у доски) или другие из стихотворения

И.п. (какие?) высокие сугробы, пушистые снежинки,

Р.п. (каких?) высоких сугробов, пушистых снежинок,

Д.п. (каким?) высоким сугробам, пушистым снежинкам,

В.п. (какие?) высокие сугробы, пушистые снежинки,

Т.п. (какими?) высокими сугробами, пушистыми снежинками,

П.п. (о каких?) о высоких сугробах пушистых снежинках

-        Какие окончания имеют имена прилагательные мн. Ч.

  1. Физминутка (музыка).
    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз - росой она умылась,
    Два - изящно покружилась,
    Три - нагнулась и присела,
    На четыре улетела.
  2. Закрепление.

а)        Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.

-        Какие шаги мы должны сделать?

  1. шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.
  2. шаг - определить падеж у имени существительного.
  3. шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного

б)        Выполнение задания по группам:


1 группа.     Списать словосочетания, выделить окончания прилагательных, указать падеж (опираясь на памятку).

За воздушными шарами, о летних каникулах, в сыпучих песках, соседние подъезды, на задних лапах, из колючих кустов, с трескучими морозами, к соседским мальчикам, по речным волнам.

2        группа.     Списать словосочетания, вставляя пропущенные
окончания. Выделить окончания прилагательных, указать падеж.

За воздушн... шарами, о летн... каникулах, в сыпуч... песках, соседн... подъезды, на задн... лапах, из колюч... кустов, с трескуч... морозами, к соседск... мальчикам, по речн... волнам.

3        группа.   Мини - сочинение (по картине Рылова « Пейзаж; реки»),
употребляя прилагательные во множественном числе.

в)        Самостоятельная работа.

г)        Проверка: 1 и 2 группа - с помощью абаков, 3 группа - прослушивание
сочинений.

9. Итог урока.

А) Как вы думаете, мы справились с задачей: научились склонять имена прилагательные во множественном числе?

Б) Рефлексия.

Сегодня на уроке ...                                понял.

узнал.
Я        удивился.

научился.

обрадовался.

10.Домашнее задание: стр. 135 - правило, памятка (вопросы),

 тетрадь 2 №81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Составляем текст по плану».На уроке  будут отрабатываться умения продолжать текст по заданному плану при наличии пе...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Учимся составлять план текста».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Учимся составлять план текста». На этом уроке русского языка для 2 класса мы будем продолжать работу над составлением пл...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...