План-конспект урока по русскому языку в 3 кл. "Правописание сложных слов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чепурко Марина Валентиновна

План-конспект урока по русскому языку в 3 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slozhnyh_slov.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная» (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с

Ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

        Конспект урока по русскому языку

                           в 3 – А классе

                     Тема. Правописание  сложных слов.

                                                                         Составила

                                                                                                                    учитель высшей кв.категории.

                                                                                                                    Чепурко М.В.

Тема.  Правописание сложных слов.  Слайд 2

Цель:  

  • познакомить с понятием  «сложные слова»,  со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  • обобщить знания и умения записывать сложные слова, используя соединительные гласные о и е;
  • применять правила правописания орфограмм в корнях сложных слов;
  • уметь применять орфографические правила;

Метапредметные УУД:

  • способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять её;
  • развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку;
  • воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, умения работать в парах и самостоятельно.
  • уметь слушать и понимать других.
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • уметь работать в паре;
  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД: 

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • формировать умения выявлять затруднения при применении нового знания;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • учить образовывать сложные слова.

Современные образовательные технологии: 

  • личностно-ориентированное обучение, информационно- коммуникативные и игровые технологии.

Ресурсное обеспечение: презентация, С. И.Ожигов «Толковый словарь»,

конверты с заданиями, учебник «Русский язык» 3кл. Канакина В.П.

                                                      Ход урока.

1.Организационный  момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

А все ли хотят получить отметку «пять», поднимите-ка руки! А все ли смогут?  Что для этого нужно? (активно работать в ходе урока, использовать ранее изученные знания, давать правильные, полные ответы)

- Вижу, что все знают, как нужно поработать на уроке, чтобы получить хорошую отметку.

2. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности.

1 Каллиграфическая минутка: Оо ооо оу ио оло Оля Омск       Слайд 3

От одних слов толку мало  

- Объясните значение пословицы     Слайд 4

(Надо не только говорить, но и дело делать).

2. Подберите к слову «бег» однокоренные слова- забег, бегун, бегать, прибежать.

Выделите корень. ( Это простые слова. В них один корень,)

Послушайте стихотворение. СЛАЙД 1                                Слайд 5

Стихи весёлые читай

А для чего они – смекай!

Жил да был на свете ПАР

Был он с виду сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайника струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слова ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

 Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили-

По воде они поплыли.

Паром ходит ПАРОХОД,

В паре ходят ПАР и ХОД.

-Как выделить корень в слове ПАРОХОД? Вы затрудняетесь?

-От каких слов образовалось слово ? От слов ПАР и ХОД.  Сколько слов? Два. Соединили  гласной  О получилось слово ПАРОХОД.

- Соедините с помощью гласной О  слова       Слайд5 

НОС   РОГ                

ВЕРТИТСЯ     ЛЕТАЕТ

ВОДА  ПАДАТЬ              

Вывод:

Сложные слова –  это слова которые состоят из нескольких корней. Корни в этих словах соединяются с помощью гласных –о, -е.

(Знакомиться с новыми словарными словами)    Слайд 6

-Прочитайте слова.

Чистотел, зверобой.

Почему растения так названы? Что это за слова? 

Спишите, выделите корни. (Работают самостоятельно в тетрадях).

-Проверяем. Выделим корни в словах, записанных на доске. (Ученик у доски, все проверяют с помощью сигнальных карточек).

 На основе этих слов сформулируйте тему урока. Назовите тему урока. (Сложные слова)

Открываю тему на доске.

-Сегодня на уроке мы будем работать со сложными словами.

3. Локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений.

Игра-диалог «Блицопрос»                   Слайд 7

  1. Какие слова называются сложными?
  2. Как мы можем убедиться в том, что слово сложное? Что надо сделать, чтобы выделить корень? (Знать лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова)
  3. Как образовываются сложные слова? (сложением двух основ) Есть даже такое стихотворение, которое поможет вам запомнить, что такое сложные слова.

  Если сложишь две  основы,

  То получишь сложное слово.

  1. Какие гласные соединяют две основы в сложных словах. (гласные О и Е) Как они называются?
  2. Какая новая орфограм орфограмма есть в сложных словах?
  3. Когда пишутся соединительные О или Е в сложных словах?
  4. Какую схему имеют сложные слова?Ученик выполняет задание у доски.
  5. Приведите примеры сложных слов. Все учащиеся класса по цепочке называют сложные слова 
  6. Вспоминаем к какой части речи относятся эти слова. (какой? какая? какое?)Имя прилагательное. Такие слова могут называть черты характера человека. например? К какой еще части речи могут относиться сложные слова? Имя существительное.(кто? что?) Приведите примеры.
  1. Обобщение затруднений во внешней речи. Открытие новых знаний.

                        Физкультминутка.

Попробуем записать сложные слова в два столбика. Как вы думаете, по какому признаку будем разбивать сложные слова? (В первый столбик слова с соединительной гласной –о-, во второй – с- е-).

-Обозначим название столбиков.   о         е

-Я буду  диктовать предложения, вы должны заменить их одним словом. Выделим корни и основы, подчеркнем соединит. гласную.

  1. Аппарат, который сам летает по воздуху. (Самолет)
  2. Человек, который идет пешком. (Пешеход)
  3. Поток воды, который падает с большой высоты. (Водопад)
  4. Ферма, на которой выращивают птиц.(Птицеферма) 
  5. Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня.(Бронежилет)
  6. Осеннее явление природы, когда деревья сбрасывают листья. (Листопад)

Обучающие выполняют самопроверку.   Слайд 8

самолет           пешеход

водопад           птицеферма

листопад        бронежилет

- Почему не у всех задание выполнено правильно? Что помешало выполнить задание правильно. (не смогли составить сложные слова, не все усвоили, когда пишутся соединительные гласные О или Е в сложных словах)

                                            Гимнастика для глаз

5 Этап включения в систему знаний и повторение

.Работа с учебником.

а) Упр. 139 с.113 –Результат. Уметь анализировать слова, сравнивать, устанавливать сходство и различие в структуре слов.

6.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону . Работа в парах.

Выполним задания на карточках. Оба ли задания одинакового уровня сложности?

- Прочитайте первое задание на карточке. Выдели корни, подчеркни соединительную букву. Какому уровню соответствует это задание? Какую отметку можно получить за правильное выполнение?

-Прочитайте второе задание на карточке. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните  только те предложения,  в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корни  и подчеркните соединительную гласную. 

Конверт №1

Лед – о – ход

Сам – о - вар        

Рыб – о – лов

Вод – о – лаз

Конверт №2

Стал - е - вар        

Пар – о - ход

Пч Звез д– о - пад

Конверт №3

На ст…ле ст…яла коф-е-варка.

Мама пром…лола мясо в мяс-о-рубке.        

7. Итог. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 9

- Какова была тема нашего урока?

- Над чем работали на уроке?

- Давайте подведем итоги?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Над чем нужно поработать?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...