План-конспект урока по русскому языку в 3 кл. "Правописание сложных слов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План-конспект урока по русскому языку в 3 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slozhnyh_slov.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная» (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с
Ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект урока по русскому языку
в 3 – А классе
Тема. Правописание сложных слов.
Составила
учитель высшей кв.категории.
Чепурко М.В.
Тема. Правописание сложных слов. Слайд 2
Цель:
- познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- обобщить знания и умения записывать сложные слова, используя соединительные гласные о и е;
- применять правила правописания орфограмм в корнях сложных слов;
- уметь применять орфографические правила;
Метапредметные УУД:
- способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять её;
- развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, умения работать в парах и самостоятельно.
- уметь слушать и понимать других.
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- уметь работать в паре;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные УУД:
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формировать умения выявлять затруднения при применении нового знания;
- обогащать словарный запас учащихся;
- учить образовывать сложные слова.
Современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированное обучение, информационно- коммуникативные и игровые технологии.
Ресурсное обеспечение: презентация, С. И.Ожигов «Толковый словарь»,
конверты с заданиями, учебник «Русский язык» 3кл. Канакина В.П.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
А все ли хотят получить отметку «пять», поднимите-ка руки! А все ли смогут? Что для этого нужно? (активно работать в ходе урока, использовать ранее изученные знания, давать правильные, полные ответы)
- Вижу, что все знают, как нужно поработать на уроке, чтобы получить хорошую отметку.
2. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности.
1 Каллиграфическая минутка: Оо ооо оу ио оло Оля Омск Слайд 3
От одних слов толку мало
- Объясните значение пословицы Слайд 4
(Надо не только говорить, но и дело делать).
2. Подберите к слову «бег» однокоренные слова- забег, бегун, бегать, прибежать.
Выделите корень. ( Это простые слова. В них один корень,)
Послушайте стихотворение. СЛАЙД 1 Слайд 5
Стихи весёлые читай
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР
Был он с виду сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Он из чайника струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слова ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили-
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.
-Как выделить корень в слове ПАРОХОД? Вы затрудняетесь?
-От каких слов образовалось слово ? От слов ПАР и ХОД. Сколько слов? Два. Соединили гласной О получилось слово ПАРОХОД.
- Соедините с помощью гласной О слова Слайд5
НОС РОГ
ВЕРТИТСЯ ЛЕТАЕТ
ВОДА ПАДАТЬ
Вывод:
Сложные слова – это слова которые состоят из нескольких корней. Корни в этих словах соединяются с помощью гласных –о, -е.
(Знакомиться с новыми словарными словами) Слайд 6
-Прочитайте слова.
Чистотел, зверобой.
Почему растения так названы? Что это за слова?
Спишите, выделите корни. (Работают самостоятельно в тетрадях).
-Проверяем. Выделим корни в словах, записанных на доске. (Ученик у доски, все проверяют с помощью сигнальных карточек).
На основе этих слов сформулируйте тему урока. Назовите тему урока. (Сложные слова)
Открываю тему на доске.
-Сегодня на уроке мы будем работать со сложными словами.
3. Локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений.
Игра-диалог «Блицопрос» Слайд 7
- Какие слова называются сложными?
- Как мы можем убедиться в том, что слово сложное? Что надо сделать, чтобы выделить корень? (Знать лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова)
- Как образовываются сложные слова? (сложением двух основ) Есть даже такое стихотворение, которое поможет вам запомнить, что такое сложные слова.
Если сложишь две основы,
То получишь сложное слово.
- Какие гласные соединяют две основы в сложных словах. (гласные О и Е) Как они называются?
- Какая новая орфограм орфограмма есть в сложных словах?
- Когда пишутся соединительные О или Е в сложных словах?
- Какую схему имеют сложные слова?Ученик выполняет задание у доски.
- Приведите примеры сложных слов. Все учащиеся класса по цепочке называют сложные слова
- Вспоминаем к какой части речи относятся эти слова. (какой? какая? какое?)Имя прилагательное. Такие слова могут называть черты характера человека. например? К какой еще части речи могут относиться сложные слова? Имя существительное.(кто? что?) Приведите примеры.
- Обобщение затруднений во внешней речи. Открытие новых знаний.
Физкультминутка.
Попробуем записать сложные слова в два столбика. Как вы думаете, по какому признаку будем разбивать сложные слова? (В первый столбик слова с соединительной гласной –о-, во второй – с- е-).
-Обозначим название столбиков. о е
-Я буду диктовать предложения, вы должны заменить их одним словом. Выделим корни и основы, подчеркнем соединит. гласную.
- Аппарат, который сам летает по воздуху. (Самолет)
- Человек, который идет пешком. (Пешеход)
- Поток воды, который падает с большой высоты. (Водопад)
- Ферма, на которой выращивают птиц.(Птицеферма)
- Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня.(Бронежилет)
- Осеннее явление природы, когда деревья сбрасывают листья. (Листопад)
Обучающие выполняют самопроверку. Слайд 8
самолет пешеход
водопад птицеферма
листопад бронежилет
- Почему не у всех задание выполнено правильно? Что помешало выполнить задание правильно. (не смогли составить сложные слова, не все усвоили, когда пишутся соединительные гласные О или Е в сложных словах)
Гимнастика для глаз
5 Этап включения в систему знаний и повторение
.Работа с учебником.
а) Упр. 139 с.113 –Результат. Уметь анализировать слова, сравнивать, устанавливать сходство и различие в структуре слов.
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону . Работа в парах.
Выполним задания на карточках. Оба ли задания одинакового уровня сложности?
- Прочитайте первое задание на карточке. Выдели корни, подчеркни соединительную букву. Какому уровню соответствует это задание? Какую отметку можно получить за правильное выполнение?
-Прочитайте второе задание на карточке. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните только те предложения, в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
Конверт №1
Лед – о – ход
Сам – о - вар
Рыб – о – лов
Вод – о – лаз
Конверт №2
Стал - е - вар
Пар – о - ход
Пч Звез д– о - пад
Конверт №3
На ст…ле ст…яла коф-е-варка.
Мама пром…лола мясо в мяс-о-рубке.
7. Итог. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 9
- Какова была тема нашего урока?
- Над чем работали на уроке?
- Давайте подведем итоги?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Над чем нужно поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"
Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...