Урок русского языка в 4 классе "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Головина Елена Николаевна

 Урок русского языка в 4 классе "Три склонения  имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»

городского округа Рошаль Московской области

Урок русского языка

в 4 классе

Три склонения

имен существительных

 

                                                                 Учитель начальных классов:

Головина Е.Н.

2017 – 2018

учебный год

Три склонения имен существительных

Тип урока: урок «открытие» новых знаний.

Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных,

Задачи:

Образовательные: 

     дать общее понятие о 3-х склонениях существительных,

     учить определению склонения имен существительных,

     определение места типов склонения имен существительных в грамматических   категориях части речи.

Развивающие:

     развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, при работе с текстами;

     развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

Воспитывающие:

    привитие интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Ход урока

1. Организационный момент. Рефлексия.

– Ребята, ответьте на вопрос. Зачем мы здесь?

- Взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов

2. Актуализация знаний.

- По какому плану мы будем работать?

(повторение пройденного, открытие новых знаний, закрепление пройденного)

- С чего начнём нашу работу? (Чистописание)

- Кто сегодня хочет загадать нам букву для чистописания?

(Эта буква обозначает согласный звук, всегда мягкий, глухой, непарный)

Чч Щщ чк чн рщ щн ча-ща чу-щу

- Назовите соединения.

- Запишите буквы и пропишите правильно соединения.

3. Повторение пройденного

- Посмотрите на доску, прочитайте.

- Что заметили? (на доске текст без знаков препинания)

Кончилось в..сёлое лето пришла ненас…ная поз…няя ос..нь п..дул х..лодный вет..р и с..рвал листья (с ) д…ревьев.

- Спишите, расставив знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте, что получилось.

- Почему именно здесь вы поставили точки? Что знаете о предложении?

- Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

- Какие буквы вставили вместо пропусков, почему?

- Вспомните какую тему мы изучали на прошлых уроках. (имя существительное)

- Вспомните всё, что мы знаем об имени существительном.

4. Игра «Узнай падеж»

(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.)

- Форма какого падежа является начальной?

- Без предлога не употребляются какой падеж? (П.п)

- Вопрос кому? (Д.п.)

-  Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)

- Вспомогательное слово нет (Р.п.)

- Предлоги к, по (Д.п.)

- Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п)

- Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)

- Вопрос что? (И.п. и В.п)

- Предлоги о, об (П.п)

Вывод:

- Молодцы! Вы были внимательны на уроках и серьезно изучали новый материал.

- Давайте отдохнём (упражнения для активизации мыслительной деятельности «Шапка для размышлений», «Ленивые восьмёрки» и т,д,

5. Открытие нового знания. Постановка проблемы.

- Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.

- Прочитайте предложение

Книги учат нас смелости_и дружбе. (написано на доске)

- Определите у существительных род, падеж, число.

- Как вы думаете почему в одном и том же падеже, роде и числе окончания разные?

- От чего же зависит правописание гласной в окончании?

6. Решение проблемы. Объяснение нового.

1). Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.

Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов.

На каждом ряду мы организуем группу.

2). Работа в группах

1. Просклоняйте имена существительные

2. Выделите окончания

3. Определите род имен существительных

- Сравните окончания имен существительных.

- В чем сходство в чем различие.

1 группа

Склоняют существительные ДЯДЯ, ТЁТЯ, ПЧЕЛА

- Проверка по эталону.

- Какого рода существительное вам досталось

- Какие окончания они имеют в И.п.

- Вы сравнили окончания в различных падежах? Что заметили?

- Какой же вывод мы можем сделать.

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

2 группа

Склоняют существительные ОКНО, ПОЛЕ, ОГОНЬ

Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах

3 группа

Склоняют существительные печь степь

Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания.

- Сколько же в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания. (Дети делают вывод.) На доске получилась таблица. Дети читают вывод по учебнику.

- Вернёмся к предложению на доске.

Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания?

/ Они относятся к разным склонениям/.

7. Закрепление нового материала

1) Работа по таблице

2) Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему?

- Склонение – это постоянный или непостоянный признак?

- Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное? Давайте составим алгоритм.

3) Алгоритм

- Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?

- Поставьте карточки в нужной последовательности (карточки на доске в произвольном порядке.

|окончание| |ед. число| |И.п.| |род| |склонение|

(ответы детей)

|И.п.| |ед. число| |род| |окончание| |склонение|

4) – Определи склонение существительных.

ДРУЖБА СТРАНА СЕМЬЯ ОБЛАКО СОЛНЦЕ ЗАКАТ БОЛЬ

МЫСЛЬ ГРУСТЬ

- Докажи правильность ответа

5) Работа в паре

- Запишите по 3 слова каждого склонения

- Прочитать слова 1склонение, 2 склонение, 3 склонение

8. Итог урока

– Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете?

- Какие существительные относятся к 1 склонению, 2склонению, 3 склонению?

- Как определить склонение существительного?

9. Рефлексия

- Доволен ли ты своей работой? Чем?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...

Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"

Обобщение  и  систематизация  знаний   об   имени   существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...

Урок русского языка. Тема: Род имён существительных.

Урок-путешествие в Страну знаний. На уроке открывают новое знание, учатся работать в сотрудничестве с другими в группах....

Урок русского языка 4 класс Имя существительное (урок 47)

   Цель  урока: систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительном; Задачи:- повторить, какова роль имени существительного...

Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...