Урок русского языка в 4 классе "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе "Три склонения имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»
городского округа Рошаль Московской области
Урок русского языка
в 4 классе
Три склонения
имен существительных
Учитель начальных классов:
Головина Е.Н.
2017 – 2018
учебный год
Три склонения имен существительных
Тип урока: урок «открытие» новых знаний.
Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных,
Задачи:
Образовательные:
дать общее понятие о 3-х склонениях существительных,
учить определению склонения имен существительных,
определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
Развивающие:
развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, при работе с текстами;
развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
Воспитывающие:
привитие интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Ход урока
1. Организационный момент. Рефлексия.
– Ребята, ответьте на вопрос. Зачем мы здесь?
- Взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов
2. Актуализация знаний.
- По какому плану мы будем работать?
(повторение пройденного, открытие новых знаний, закрепление пройденного)
- С чего начнём нашу работу? (Чистописание)
- Кто сегодня хочет загадать нам букву для чистописания?
(Эта буква обозначает согласный звук, всегда мягкий, глухой, непарный)
Чч Щщ чк чн рщ щн ча-ща чу-щу
- Назовите соединения.
- Запишите буквы и пропишите правильно соединения.
3. Повторение пройденного
- Посмотрите на доску, прочитайте.
- Что заметили? (на доске текст без знаков препинания)
Кончилось в..сёлое лето пришла ненас…ная поз…няя ос..нь п..дул х..лодный вет..р и с..рвал листья (с ) д…ревьев.
- Спишите, расставив знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
- Проверка. Прочитайте, что получилось.
- Почему именно здесь вы поставили точки? Что знаете о предложении?
- Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.
- Какие буквы вставили вместо пропусков, почему?
- Вспомните какую тему мы изучали на прошлых уроках. (имя существительное)
- Вспомните всё, что мы знаем об имени существительном.
4. Игра «Узнай падеж»
(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.)
- Форма какого падежа является начальной?
- Без предлога не употребляются какой падеж? (П.п)
- Вопрос кому? (Д.п.)
- Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)
- Вспомогательное слово нет (Р.п.)
- Предлоги к, по (Д.п.)
- Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п)
- Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)
- Вопрос что? (И.п. и В.п)
- Предлоги о, об (П.п)
Вывод:
- Молодцы! Вы были внимательны на уроках и серьезно изучали новый материал.
- Давайте отдохнём (упражнения для активизации мыслительной деятельности «Шапка для размышлений», «Ленивые восьмёрки» и т,д,
5. Открытие нового знания. Постановка проблемы.
- Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.
- Прочитайте предложение
Книги учат нас смелости_и дружбе. (написано на доске)
- Определите у существительных род, падеж, число.
- Как вы думаете почему в одном и том же падеже, роде и числе окончания разные?
- От чего же зависит правописание гласной в окончании?
6. Решение проблемы. Объяснение нового.
1). Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.
Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов.
На каждом ряду мы организуем группу.
2). Работа в группах
1. Просклоняйте имена существительные
2. Выделите окончания
3. Определите род имен существительных
- Сравните окончания имен существительных.
- В чем сходство в чем различие.
1 группа
Склоняют существительные ДЯДЯ, ТЁТЯ, ПЧЕЛА
- Проверка по эталону.
- Какого рода существительное вам досталось
- Какие окончания они имеют в И.п.
- Вы сравнили окончания в различных падежах? Что заметили?
- Какой же вывод мы можем сделать.
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.
2 группа
Склоняют существительные ОКНО, ПОЛЕ, ОГОНЬ
Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах
3 группа
Склоняют существительные печь степь
Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания.
- Сколько же в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания. (Дети делают вывод.) На доске получилась таблица. Дети читают вывод по учебнику.
- Вернёмся к предложению на доске.
Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания?
/ Они относятся к разным склонениям/.
7. Закрепление нового материала
1) Работа по таблице
2) Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему?
- Склонение – это постоянный или непостоянный признак?
- Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное? Давайте составим алгоритм.
3) Алгоритм
- Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?
- Поставьте карточки в нужной последовательности (карточки на доске в произвольном порядке.
|окончание| |ед. число| |И.п.| |род| |склонение|
(ответы детей)
|И.п.| |ед. число| |род| |окончание| |склонение|
4) – Определи склонение существительных.
ДРУЖБА СТРАНА СЕМЬЯ ОБЛАКО СОЛНЦЕ ЗАКАТ БОЛЬ
МЫСЛЬ ГРУСТЬ
- Докажи правильность ответа
5) Работа в паре
- Запишите по 3 слова каждого склонения
- Прочитать слова 1склонение, 2 склонение, 3 склонение
8. Итог урока
– Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете?
- Какие существительные относятся к 1 склонению, 2склонению, 3 склонению?
- Как определить склонение существительного?
9. Рефлексия
- Доволен ли ты своей работой? Чем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...
Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...
Урок русского языка. Тема: Род имён существительных.
Урок-путешествие в Страну знаний. На уроке открывают новое знание, учатся работать в сотрудничестве с другими в группах....
Урок русского языка 4 класс Имя существительное (урок 47)
Цель урока: систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительном; Задачи:- повторить, какова роль имени существительного...
Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.
Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...