Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ6 г.Королёва
учитель начальных классов
Шишилова Ю.В.
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков
Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить работу по формированию умения различать на слух необходимость написания ъ и ь разделительных знаков.
2. Продолжить работу по формированию умения определять местоположение ъ и ь разделительных знаков по отношению к корню.
3. Продолжить работу по формированию умения правописания слов с ъ и ь разделительными знаками.
4. Продолжить работу по формированию каллиграфического навыка учащихся.
Развивающие:
1. Продолжить работу по формированию перспективного самоконтроля при сравнении написания букв с образцом.
2. Создать условия для развития речи учащихся при работе со словосочетанием, предложением и текстом, обогащения словарного запаса.
3. Продолжить работу по развитию логического мышления учащихся.
4. Продолжить работу по развитию сенсорной сферы во время минутки чистописания.
5. Продолжить работу по развитию двигательной сферы, моторики мелких мышц, соразмерностью движений.
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию художественного вкуса учащихся.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; компьютер; экран; запись музыки А.Вивальди «Времена года»; альбомный лист с написанными на нем воском ъ и ь, синяя краска, картины «Зима» карточки с деформированным текстом для 1 группы, ёлочки и игрушки с заданием.
Ход урока:
1.Организационный этап. Мотивация.
Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Сегодня на урок к нам пришла необычная гостья. А вот кто она, вам предстоит отгадать. Поможет вам в этом произведение известного итальянского композитора Антонио Вивальди, которое называется «Времена года». Закройте глаза, дайте волю своей фантазии.
(Звучит отрывок музыкального произведения.)
Учитель: Как вы думаете, какому времени года была посвящена эта музыка?
Учащиеся: Я думаю, что эта музыка была написана о зиме.
Учитель: Какие картины природы вы представили, какие звуки зимы услышали?
Учащиеся: Я услышал, как завывает вьюга за окном. Я представил заснеженный лес и одинокого волка, который воет на Луну.
Учитель: Вы совершенно правы. Именно Зима будет сегодня гостьей нашего урока.
(На экране появляется изображение Зимы.)
Учитель: Она принесла с собой этот альбомный лист. На нем была записана тема сегодняшнего урока, но, к сожалению, весь лист занесло снегом, и он стал совершенно белым. Кто хочет помочь мне восстановить тему урока?
(Один ученик выходит к доске, закрашивает лист синей краской и появляется запись «ъ и ь»)
Учитель: Какую цельна уроке мы поставим перед собой?
Учащиеся: Повторить изученное о ъ и ь разделительных знаках.
2.Чистописание.
Учитель: Зима часто украшает окна витиеватыми узорами. Сейчас мы ненадолго превратимся в помощников зимы и украсим наши тетради буквами ъ и ь. Приступайте к выполнению задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец. Расскажите, что вы знаете об этих буквах.
Учащиеся: Они не обозначают звуков.
Учитель: Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке. Все ли из них можно встретить в словах русского языка?
(На доске буквосочетания: бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)
Учащиеся: Нет, два буквосочетания не могут нам встретиться. (оъ, ъп)
Учитель: Кто сможет объяснить свой выбор? Вспомним алгоритм «Когда пишется разделительный мягкий знак»
Учащиеся: Мы знаем, что разделительный ъ пишется после приставок, заканчивающихся на согласную букву. Значит буквосочетания оъ не может быть. Еще мы знаем, что разделительный ъ пишется перед йотированными гласными. Значит и буквосочетание ъп нам встретиться не может.
(Отмеченные буквосочетания стираются)
Учитель: Запишите оставшиеся буквосочетания.
3. Упражнение в различении слов с разделительными ъ и ь знаками.
Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске.
(Об яснение, обез яна, в юга, с едобный, под ём, полоз я.
Учитель: Понятны ли вам эти слова, знаете ли вы их значение.
(демонстрирует на экране изображение полозьев)
Учитель: Зима запорошила некоторые буквы. Давайте попробуем восстановить слова и распределить их в 2 столбика. Работать вы будете по группам.
Дети 1 группы работают вместе со мной, комментируя свои действия.
Дети 2 группы выполняют задание самостоятельно.
Дети 3 группы выполняют задание самостоятельно, а после выполнения дополняют каждый столбик тремя своими словами.
(Проверка выполняется следующим образом: дети 2 и 3 групп сравнивают свою работу с тем, что написано на доске, учащиеся из 3 группы зачитывают слова, которые придумали сами, а остальные «светофорами» отмечают свое согласие или несогласие.)
4. Работа со словосочетаниями.
(На экране слова: обезьяна, какой?, подъём, полозья, какая?, какие?, съедобный, вьюга, объяснение, что?)
Учитель: Вьюга разбросала слова и вопросы словосочетаний, а некоторые замела совсем. Используя слова с разделительным ь, придумайте такие словосочетания, чтобы данные слова были главными.
обезьяна (какая?) сообразительная
вьюга (какая?) снежная
полозья (какие?) скрипучие
Учитель: А теперь придумайте словосочетания, используя слова с разделительным ъ, но так, чтобы эти слова были зависимыми.
придумал (что?) объяснение
расчистил (что?) подъём
гриб (какой?) съедобный
5. Творческая работа на уровне предложения.
Учитель: Составьте предложение с любым из этих словосочетаний.
(Запись наиболее удачного предложения. Разбор по членам предложения и частям речи)
6. Физкультминутка.
Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Я буду произносить различные слова. Если в слове нужно писать разделительный ъ, то встают мальчики и изображают спуск на лыжах с горы. Если в слове нужно писать разделительный ь, то встают девочки и изображают подъем на лыжах в гору.
Объявление (мальчики)
Воробьи (девочки)
подъезд (мальчики)
съемка (мальчики)
семья (девочки)
колья (девочки)
съехал (мальчики)
7. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.
Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картина, на которой изображены соревнования по лыжным гонкам. Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.
1 группа восстанавливает деформированный текст.
Лыжные соревнования.
Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.
Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.
(Возможное дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)
2 группа составляет текст, используя словосочетания:
объявил о соревнованиях
объяснил правила
началась гонка
подъём впереди
подъехали к финишу
3 группа составляет текст самостоятельно, воспользовавшись лишь первым предложением: Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях.
(Возможное дополнительное задание: звуко-буквенный разбор одного из слов текста.)
Проверка: один ученик от группы зачитывает получившийся текст, грамотность работы 3 группы оценивает учитель, грамотность работ 2 и 1 группы можно поручить проверить ученикам 3 группы.
8. Итог урока.
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ъ? В каких словах пишется ь?
Прокомментируйте свою работу на уроке, продолжив предложения:
У меня получилось…..
Больше всего мне понравилось….
Я смог правильно….
Было трудно….
9. Домашнее задание.
Учитель: Закончить наш урок мне снова хотелось бы музыкой Антонио Вивальди. Послушайте её и дома постарайтесь описать свои впечатления. Может быть, это будет только несколько слов, а кто-то, возможно, напишет небольшой рассказ или стихотворение. Все будет зависеть от вашего желания.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Правописание слов с разделительным ъ знаком и разделительным ь знаком.
Цели:
1.Развитие умения различать слова с разделительными знаками
2. Закрепить умение распознавать орфограмму и определять способ проверки
3.Развитие орфографической зоркости
4.Воспитание чувства товарищества
Задачи:
Оптимизация образовательного процесса в начальной школе, повышение интереса учащихся к предмету.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Добрый день, дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте свою готовность к уроку. Проверьте, всё ли у вас лежит на парте: рабочая тетрадь, пенал, учебник, дневник, дидактический материал.
2. Целевая установка.
1) Учитель дает алгоритм работы на урок:
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.
Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь).
- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ знаком, а другая – с разделительным Ь знаком. (Появляются карточки).
- Не подскажите ли тему урока?
- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними).
– Сегодня на уроке русского языка мы будем работать над написанием слов с Раскройте свои тетради. Запишите число, классная работа.
3.Минутка чистописания:
- Девизом нашего урока я взяла такие слова:
Друзья, ученье нас объединяет!
Учитель: Запишите девиз в тетрадь. Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Это обращение, к вам обращаются, делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно послушали и вчитались.
Учитель: Что вы записали?
Дети: Предложение
Учитель: Из чего оно состоит?
Дети: Предложение состоит из слов.
Учитель: Из каких слов? Одной части речи? Что выражает предложение?
Дети: Предложение выражает законченную мысль.
Учитель: На какие группы я могу разделить слова этого предложения, учитывая тему урока: “Разделительный Ъ и Ь знаки”?
Дети: Друзья, ученье – Ь; объединяет – Ъ.
Учитель: По какому признаку вы их объединили?
Дети: Разделительные Ь и Ъ знаки пишутся после согласных перед гласными е, ё, ю, я.
4.Словарная работа(слайд)
Найди словарные слова и
выпиши их в тетрадь.
Вет…р вес…л… бежал по М…скве.
Он шутил с прохожими, играл их …деждой, гонял по д…рогам листья. Бежал он быстр…, словно хотел облететь нашу …одину.
Учитель читает стихотворение:
Не чересчур ли ты добряк?
Так знаку Ь промолвил Ъ знак.
Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
Знак Ь твердому на это отвечал.
Ты тверд и груб, как суковатый дуб
Давным-давно пора как букву ЯТЬ
Тебя из азбуки изъять…
Друзья, Ваш разговор- никчемные слова-
Услышав этот спор сказала буква А.
Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте
2) Сопоставление Ъ и Ь знаков. (слайд)
_ И так , мы начинаем исследовать проблему будем сопоставлять Ъ и Ь .
(Работа в парах) (Устно)
--Послушайте вопросы:
- Что общего? (Название – разделительные знаки.)
- Какие общие действия? ( Разделяют согласную от гласной е, ё, ю, я.)
- Каковы составные части? (Ь стоит в корне, Ъ перед приставкой.)
- В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?
-На эти вопросы найдете ответы, работая устно в парах.
После коррекции, пояснения ответов, на доске появляются схемы
Ъ –е Ъ - е
ё ё
ю я и ю я
Фронтально проговаривают, делают вывод
3) Игра «Кто лучше считает?»
Совпадает ли количество букв и звуков в словах?
- ЯКОРЬ (5б. ,5зв.)
- СЪЯЗВИТЬ (8б., 7зв.)
- СЪЕХАЛ (6б., 6зв.)
- ПАЛЬТО (6б.,5зв.)
- СЕМЬЯ (5б., 5зв.)
- БУРЬЯН (6б., 6зв.)
- ИЗЪЯН (5б, 5зв.)
- Пьёт
У доски самостоятельно - пьёт
ФИЗМИНУТКА
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками, киваем головой.
Мы руки поднимаем и кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками, киваем головой
Мы руки разведем и побежим кругом.
4)Выпишите:
Мальчики выписывают слова с разделительным Ъ, а девочки – с Ь.
Взаимопроверка.
Раз, два, три, четыре,
Начинается игра.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь – учителя.
Учителя – девочки называют слова с Ъ знаком и объясняют. Учителя – мальчики – с Ь и объясняют
С*ехал Пред*явить
Руч*и Варен*е
Грозд*я Об*яснил
Об*ехал Бел*ё
Обез*янка Под*езд
7. Работа по учебнику
УПР.169
УПР.170
Тест «Разделительные знаки»
- Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
- Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
3. С каких букв должен начинаться корень? Отметь знаком +
а) с гласных;
б) с согласных.
4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +
а) на согласную;
б) на гласную.
5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.
А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.
6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.
А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.
7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак
а) жизн…
б) счаст…е
в) б…ет
г) пис…мо
8. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный твёрдый знак:
а) у…ехал
б) пред…явить
в) в…ёт
г) об…яснить
9.Итог урока
Выполнение по заданию.
Незнайкин диктант: записать правильно слова.
(У каждого на парте текст диктанта. Внимательно читают, находят ошибки, обсуждают в паре, записывают)
Незнайка писал диктант: Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.
-Ой. Ой, ой- вскрикнули неправильно написанные слова. В таком виде нам нельзя показываться в обществе: нас засмеют.
-А что случилось с вами?- удивился Незнайка.
-Ничего-то ты не знаешь!- горевали буквы.
-Скажите, какое правило незнал Незнайка?
- Какие буквы горевали? (е,ё,ю,я)
-В каких случаях пишется Ъ?
-Какую роль играет Ь разделительный знак? (Речевое проговаривание)
Учитель: Всем ребятам надо знать,
Где Ъ, а где Ь знак писать.
11. Рефлексия
• Самооценка собственной работы на уроке.
– У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?
12. Домашнее задание.
Придумать 4 слова с ъ и 4 слова с ь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаков"
Тема урока по учебно-методическому плану:Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаковФорма урока:комбинированный урок с использованием ИКТ,Цели:1.Развитие умения различать слова с Ъ и Ь...
Тема: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»
Презентация к уроку русского языка «Правописание разделительных ь и ъ знаков». 3 класс....
Правописание разделительного ь и ъ знаков 2 класс. УМК "Начальная школа 21в".
Развитие умения сравнивать и различать слова с Ь и Ъ разделительными знаками, формирование умения и навыка решения проблемных задач....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь знаков."
Урок по программе "Школа России". Учебник "Русский язык" Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой для 3 класса 2008 г....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о правописании Ъ и Ь разделительных знаков"
а...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков"
Конспект урока русского языка для детей 3 класса по теме «Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков». Данный материал может быть полезен учителям начальных классов. Этот ...