Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема: Глагол.Обобщение.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Федотова Наталья Васильевна

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема: Глагол.Обобщение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4gagol-obobshchenie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-А классе по теме "Обобщение о глаголе"

Федотова Наталья Васильевнаучитель начальных классов

Тема урока: «Обобщение о глаголе..»

Подготовила: учитель начальных классов  высшей квалификационной категории.

Дидактическая цель урока: совершенствовать знание детей о глаголе.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Задачи урока:

Обучающая: повторить правила правописания глаголов:  временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

2) Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в группах.

Используемые технологии: 

Информационно-коммуникативные технологии

Исследовательские технологии

Личностно - ориентированное обучение

Игровые технологии

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть 2 (автор С.В.Иванов.), тетрадь № 2 М.И.Кузнецова:  «Пишем грамотно», карточки с индивидуальными заданиями, презентация.


 Личностные результаты.

Посредством текстов используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи. Многие тексты упражнений несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Развитие организационных умений через использование проблемно-диалогической технологии, создание обстановки творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы, работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.

Тема рассматривается в практическом аспекте, когда присвоенный учениками алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи). Учитель в этом случае является консультантом.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это:

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;

– система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Работа по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.

      


Планируемый результат:

1.Личностные УУД.

   - Мотивация учения.

- Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.

   -Воспитывать  уважительное отношение к  старшим и близким людям

2.Регулятивные УУД.

-Постановка целей урока на основе известных и усвоенных знаний.

-Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

 -Развивать умения дать оценку своей работы.

-Контроль за аккуратностью выполнения задания.

3.Познавательные УУД.

-Поиск информации.

-Построение речевого высказывания.

-Логические универсальные действия – классификация.

4.Коммуникативные УУД.

 - развитие учебного сотрудничества.

- формировать умение договариваться, находить общее решение.

- формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.

Цели:

  1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
  2. Углубить знания учащихся о данной части речи.
  3. Развивать монологическую речь учащихся.
  4. Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  5. Развивать умение работать в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • С.И. Ожегов Толковый словарь.
  • В.И. Даль. Толковый словарь.
  • Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь.
  • карточки с заданиями:
    а) текст «Как лук без земли вырастить»;
    б) фразеологические сочетания.
  • карточки со словами
    а) часто употребляемые глаголы
    б) глаголы, которые не употребляются в 1 лице ед.ч.

Ход урока.

I.ПРИВЕТСТВИЕ .

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит, 
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс 
Друг друга любит, чувствует и слышит.

II.Постановка учебной цели.

1.- Попробуйте догадаться, о чём  мы будем говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

                Что без меня предметы?

                Лишь названья.

                А я приду – всё в действие придёт.

                Летит ракета, люди строят зданья,

                Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

-- О чём же это стихотворение?

Мои слова:

С помощью глаголов мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут "оживить" окружающий нас мир.

На уроке каждый должен быть внимательным, сообразительным, активным. Работаем быстро, пишем красиво.

2.Чисописание. Гг/Гг/

3. Разыгрывается сценка.

-Я расскажу вам случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

-Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

-А как сказать правильно?

- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч. (слайд 3)

Вот некоторые из них:

  • ПОБЕДИТЬ
  • УБЕДИТЬ
  • ДЕРЗИТЬ
  • БОРОЗДИТЬ
  • ПЫЛЕСОСИТЬ
  • ШЕЛЕСТЕТЬ

-Однако, ситуация не безвыходная.

-Как можно сказать? (Одержать победу)

-Попробуйте составить предложение, раскрывая скобки Я (дерзить)бабушке. (Я грубо разговариваю с бабушкой)

- Определите тему нашего урока. (Глагол. Обобщение знаний о глаголе.)

4. Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. 

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
Алексей Югов

-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

5. Прочитайте тему урока.  Обобщение о глаголе.

-Определите задачи урока (обобщить знания, выполнять различные задания, узнать новое).

6. Составление плана проведения урока.

1. Происхождение слова «глагол».

2. Роль глагола в речи:

   а) глагол – необыкновенная часть речи;

   б) самые употребляемые глаголы;

   в) образование глаголов;

   г) многозначность глаголов;

   д) глаголы – синонимы.

3. Практическая работа. Тестирование.

4. Итоги урока.

III. Работа по составленному плану урока.

 1. Значение и происхождение слова «глагол».

- Что означает слово «глагол»?

Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.»

-Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь.

     Глагол – греческого происхождения, означающее «речь».

У Пушкина «Глаголом жги сердца людей», т.е. словом.

2. Роль глагола в речи. 

- Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи?

(Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность).

- На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после им.сущ.)

Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:

  • МОЧЬ
  • СКАЗАТЬ
  • ГОВОРИТЬ
  • ЗНАТЬ
  • СТАТЬ
  • ВИДЕТЬ

3. Образование глаголов. 

-Какие части слова участвуют в образовании слов?

-При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы.

-Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов ГОВОРИТЬ (работа в группах)

Проверка

- Я попросила провести исследование, сколько слов можно образовать от этого глагола. (По словарю А.Тихонова – около 100 слов)

Работа по карточке.

-Списать, употребив нужные приставки.

Как лук без земли вырастить.

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

Проверка

- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи.)

4. Многозначность глаголов.  

-Что такое многозначность? (Многозначность – это когда слово имеет несколько значений).

РАЗЫГРЫВАНИЕ СЦЕНКИ

За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать, 
А сынишка осторожно: 
- А болтать ногами можно?

- Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».

-В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком – разговаривать)

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы? (Работа в группах)

Игра «Будь внимательным».

- Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.

Зарубить на носу –                                                     запомнить.

Клевать носом –                                                          дремать.

Пропустить мимо ушей –                                           прослушать.

Вставлять палки в колёса –                                        мешать.

Делать из мухи слона –                                               преувеличивать.

Обвести вокруг пальца –                                            обмануть.

Держать язык за зубами –                                          молчать.

- Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной)

«болтать ногами».- подберите синоним к  глаголу- (шевелить,…….)

5. Глаголы-синонимы. 

-Что такое синонимы?

-Для чего они нужны? (Чтоб речь была образнее, точнее, ярче)

Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:

Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.

- Назовите глаголы

-Найдите лишнее. (дрожит). Почему? Докажите.

-Что общего можем найти в этих глаголах? (наст.вр., 3 л., ед.ч.)

-Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.

-Каким членом предложения являются глагол в предложении?

-Какие орфограммы пропущены?Как доказать, что правильно написали?

Проверка

IV. Практическая работа –(дети выполняют на листочках)

 Тестирование.

1. Что обозначает глагол?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

в) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? что?

б) Какой? какая? какое? какие?

в) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

а) Главным членом.

б) Второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение– это…»

а) изменение глагола по лицам

б) изменение глагола по числам

в) изменение глагола по временам

г) изменение глагола по лицам и числам

5. Сколько спряжений у глагола?

а) одно

б) два

в) три

6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению;

б) ко II спряжению.

7. Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________________________________

  • Для меня было важным и интересным…
  • По этому вопросу я получил разъяснение…
  • Мне было трудно ( почему)…
  • Моя оценка атмосферы на уроке…
  • Для меня было недостаточно…

Проверка. 

V. Итог урока. Рефлексия. 

-Мы рассмотрели все запланированные вопросы урока.

-Какое задание вызвало у вас интерес?

- Затруднение?

- Что нового узнали?

-Ответьте используя незаконченное предложение.

  • Для меня было важным и интересным…
  • По этому вопросу я получил разъяснение…
  • Мне было трудно ( почему)…
  • Моя оценка атмосферы на уроке…
  • Для меня было недостаточно…

Спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Текст"

Конспект урока закрепления по русскому языку, 4 класс, тема "Текст"....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое  текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Раздельное написание предлогов со словами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и предложения с предлогами, пра...