статья «Развитие орфографической грамотности при работе со словарными словами»
статья по русскому языку по теме

Набиуллина Эльвира Жевитовна

В данной статье описаные различные виды работ со словами из словаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nabiullinoy_e.zh_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие орфографической грамотности при работе со словарными словами» Набиуллина Эльвира Жевитовна учитель начальных классов

МБОУ СОШ №179 г. Казани 2016 г.

Современная начальная школа в рамках ФГОС видит одними из важных задач обучения – развитие речи, мышления, осознанное восприятие младшими школьниками. Показателем умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Слово – это могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словарного запаса учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала.

Я в свою очередь хочу остановиться на проблеме освоения слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми "словарными", так как считаю, что эта одна из проблем изучения русского языка учащихся начальных классов, которая заслуживает определенного внимания.  Вот как об этом писал известный российский ученый – методист А. В. Текучев: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».

Задачи, поставленные мной в ходе работы:

  • Повышение орфографической грамотности учащихся;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Обучение самостоятельному добыванию знаний;
  • Развитие логического и нестандартного мышления;
  • Привитие интереса к русскому языку.

Чтобы добиться грамотного письма, я использую разнообразные методы, приемы, способы, которые являются эффективными для прочного запоминания грамотного письма слов с непроверяемыми написаниями.

Этапы работы со словом.

  1. Знакомство со словом.
  • Чтение загадки, отгадывание её учащимися;
  • Просмотр фрагмента и определение предмета, о котором идёт речь;
  • Рассматривание предметной картинки;
  • Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
  1. Слуховое произношение слова.
  • Учащиеся проговаривают слово хором;
  • Учащиеся проговаривают слово по одному орфоэпически;
  • Определяют «трудное» место в слове.
  1. Запись слова с «окошком».
  • Дети определят ударный и безударный слоги;
  • Показывают "опасное" место пропуском буквы;
  • Записывают слово, пропустив, опасное место, обозначив его точкой, и ставят ударение;
  • Подбор проверочного слова, чтобы определить нужную букву;
  • Обращение к орфографическому словарю.
  1. Зрительная запись слова.
  • Работа с орфографическим словарём;
  • Обращение к этимологическому словарю;
  • Использование стихов, рассказов, рисунков, ребусов, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
  1. Изучение значения слова.
  • Метод графических ассоциаций

Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

Например, в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о.

  • Использование «Этимологического словарика».

Этимологическая справка – она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. "Малина" - "малый" - "состоящая из маленьких частей".

  1. Использование игровых приёмов.
  • «Картинный» словарь
  • Игра «Комментатор» (вставь пропущенную орфограмму, объясни)
  • «Немой» словарик (Учитель или ведущий ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя.)
  • «Толковый» словарь (Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием).
  • «Мудрый словарик» (При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы-  Как об стенку - горох).
  • «Угадай слово» (Учащиеся по схеме подбирают слово – _ о _ оз).
  • «Запоминайка» (Ученикам дается 1 минута для запоминания с проговариванием про себя группы из 5-10 слов, затем они должны записать их по памяти как можно больше слов).
  • «Лишнее» слово (Из группы слов нужно выбрать слово и объяснить почему – петух, собака, ученик, дорога).
  • «Расшифруй»
  1. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер, можно шифровать и расшифровывать слова с помощью алфавита.
  2. Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку.
  3. Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
  4. Загадки- шутки. (Весёлые вопросы, слоги собери)
  1. Закрепление умения правильно писать. 
  • Подбор однокоренных слов. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

Используя данные приемы работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают не только орфографию, но пополняют и расширяют свои знания о слове, о красоте и богатстве русского языка. При этом каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. А для достижения успеха необходимо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов.

Список литературы, использованной в работе:

  1. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".
  2. Бондаренко С.М Секреты орфографии М.: Просвещение
  3. Начальная школа №7-8 2013 г., №4 2014 г., №2, №4, №5-6 2015г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления при работе со словарными словами

В статье я показала развитие  различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно....

Развитие орфографической зоркости при работе о словарными словами на уроках русского языка

   Цель  этой  статьи,  показать  как  можно  эффективно  тренировать  орфографическую  зоркость  при  работе  на  уро...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

"Развитие орфографической зоркости и творческих способностей учащихся в работе над словарными словами"

Комплекс методических приёмов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми написаниями....

Развитие орфографической зоркости через систему изучения словарных слов с непроверяемыми написанием

Творческий отчёт учителя  по теме "Развитие орфографической зоркости через систему изучения  словарных слов .." Участие в конкурсе Учитель года -2012...

Статья: «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»

Статья  «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»...

Словарная работа как средство развития орфографической грамотности младших школьников (методическая разработка с конспектами уроков по теме)

методическая разработка в которой рассматриваются методы и приёмы работы по теме "Словарные слова", содержит не только теоретический, но и практический материал по теме, конспекты уроков по ...