Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Николашина Галина Борисовна

Урок знакомит детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражняет в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивает умение пользоваться алфавитом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavit.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, 1 «В» класс  Дата: 05.04.17г.

Учитель Николашина Галина Борисовна

ТЕМА УРОКА: Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные:

учащиеся научатся высказываться о значимости изучения алфавита, правильно называть буквы в алфавитном порядке, работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

УУД:
Коммуникативные
: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией учебника.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Познавательные: работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.

Личностные: стремление к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

ОБОРУДОВАНИЕ:

Ход урока:

I. Организационный момент. Слайд 1

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много новых открытий , интересных заданий, , а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II . Чистописание.  

 Открываем  печатные  тетради  на с 26. упр.2

- Я тетрадочку открою  и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.                                                                                           

1.Урок начнем с минутки чистописания.                                             Слайд 2

- Найдите похожие буквы. Чем они различаются?

- Пропишите заглавные буквы У и Ч, З и Е  в тетради.

- Чем похожи строчные  у,з,д?   А щ и ц?  Запишите  их.

2.Составление и запись деформированного предложения в печатной тетради

 ( 1учение на доске)

- Какое слово пишется не так, как слышится? (хорошо)                  Слайд 3

- Какое сочетание букв надо запомнить? Подчеркните его.

- Как вы понимаете это предложение?

- Составьте свои предложения со словом хорошо.

III. Самоопределение к деятельности.

1.Загадка

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ... .(алфавит)                  
Слайд4

- Что  такое алфавит?

- Подберите близкое по значению слово. (Азбука)

- Объясните пословицу «Азбука - к мудрости ступенька»

- О происхождении этих слов нам расскажут консультанты.

                                             I консультант:                         Слайд 5

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки:  «альфа» и «вита»

                                           

                                              II консультант                         Слайд 6

Слово азбука пришло к нам из старославянского  языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита:  «азъ» и «буки».

- Кто догадался,  какая тема нашего урока?

- Сегодня на уроке вы узнаете, что такое алфавит, будете учиться правильно называть буквы алфавита по порядку ,узнаем для чего нужен алфавит.

IV. Работа по теме урока (Знакомство с алфавитом, с его назначением.)

1. Работа по учебнику с.52  упр. 1

 -  Рассмотрите  алфавит.

- Сколько в русском алфавите букв? (33).

- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10).

- Сколько букв, обозначающих согласные звуки? (21).

- Сколько букв, не обозначающих звуки? (2) Назовите эти буквы (ь, ъ).

2.Песня «Русский алфавит» ( Видео)

3. Прочитайте  самостоятельно правило на  с. 52

- Как буквы располагаются в алфавите?  Что имеет каждая  буква?

 - А где мы используем алфавит?

 - В словарях ( выставка словарей)

- Книги в библиотеке (выставка книг) расставляются по первой букве фамилии автора.

- А где ещё используется алфавит, как вы думаете, ребята?

(список учеников в классном журнале, фамилии абонентов в телефонной  книге...)

4. Игра «Буква потерялась»

Очень важно запомнить место каждой буквы.

Найдите упр.1. Запишите название.

Обведите буквы и верните пропавшие буквы на свои места

- Какие буквы вставили ? ( после, между, перед)

4. Физминутка . Зарядка для пальчиков.

V. Закрепление.

1. Игра «Парашютики»- работа в паре.

- К нам на парашютиках спустились буквы ( картинки на доску). ---Догадайтесь, почему они спустились на разных парашютах?

Назовите буквы правильно.(чтение хором)

У вас на столах конверты с буквами. Расположите буквы по алфавиту.

3. Расположим  слова в в алфавитном порядке

    Работа в тетради с. 28 № 6 (по 1 слову  на доске).

   Инд. работа на компьютере (приложение)

4. Игра «Строим дом» с. 28 № 3

Самостоятельная  работа - вычеркнуть на  кирпичиках  лишнюю букву.

Проверка. На доске в кирпичиках вычеркнуть буквы и расположить их

по порядку, построив под крышей дом. В тетрадях проставить номера.

- Прочитайте алфавит хором.

12.Подведение итогов.

 Игра «Да – Нет» (приготовили ладошки, если верное утверждение – хлопаем, если неверное- не хлопаем):

- Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. (Да).

- В русском алфавите 35 букв. (Нет).

- В русском алфавите 21 буква, обозначающая  согласные звуки. (Да).

- В русском алфавите 3 буквы не имеют звука. (Нет).

- В русском алфавите 10 букв, обозначающих гласные звуки.

- Я – первая буква в алфавите. (НЕт)

- В словаре буквы расположены в алф. порядке (Да)

13. Рефлексия Слайд 23

Оцените свою работу. Если вам все понятно – покажите веселый смайлик, если испытываете затруднения  – смайлик  без улыбки, а если требуется помощь учителя – грустный.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

Урок проводится в 1 классе по программе "Школа России" во втором полугодии.Урок построен с учётом требований ФГОС. Дети учатся работать в группе, прислушиваться к мнению своих одноклассников, высказыв...

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

Урок проводится в 1 классе по программе "Школа России" во втором полугодии.Урок построен с учётом требований ФГОС. Дети учатся работать в группе, прислушиваться к мнению своих одноклассников, высказыв...

Урок русского языка в 1 классе на тему: "Алфавит, или азбука. Значение алфавита"

Технологическая карта урока русского языка по программе "Школа России". К сожалению, не смогла добавить в папку фильм "Алфавит" (сл.И.Резника). Специально к уроку обрезала начало и конец фильма. Можно...

Русский алфавит или азбука. Значение алфавита.

Научить учащихся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Дистанционный урок русского языка. 1 класс. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Словарь.

Дистанционный урок русского языка. 1 класс. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Словарь....