"Изменение имён существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Масликова Елена Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Изменение имен существительных по падежам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imyon_sushchestvitelnyh_po_padezham.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение имён существительных по падежам

Цели: познакомить учащихся с понятиями «склонение» и «падеж»; ввести названия падежей; показать роль окончания при изменении имён существительных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся изменять имена существительные по вопросам; называть падежи имён существительных; составлять рассказ- повествование на определённую тему; работать в паре4 слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: таблица с названиями падежей.

Ход урока

I.Организационный момент

Внимательно слушай!

 Запоминай!

Активно на уроке отвечай!

II.Актуализация знаний

(Письмо по диктовку.)

Сыч- воробей- маленький ночной хищник. У сыча острое зрение.

(У доски работает один ученик. Взаимопроверка.)

-Подчеркните орфограммы.

-Объясните правописание слова «сыч», укажите его род.

-Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. Сделайте его звуко- буквенный разбор.

III.Самоопределение к деятельности

-Какое слово в предложениях повторяется?

-Поставьте к нему вопросы и запишите. (Кто? Сыч, у кого? У сыча)

-Это однокоренные слова или разные формы одного и того же слова?

-Что изменяется у слова, когда мы ставим к нему разные вопросы? (Окончание.)

-Сегодня мы понаблюдаем над этим  явлением в русском языке.

IV.Работа по теме урока

Работа по учебнику

Постановка учебной задачи

С.18

-Прочитайте название раздела. («Изменение имён существительных по падежам (склонение)»).

-Что значит «изменить слово»? (Изменить его окончание.)

-В результате этого словоизменения получается новое слово или его форма? (Это форма одного и того же слова.)

-За словоизменением каких частей речи мы будем наблюдать? (Над изменением имён существительных.)

(Учащиеся предлагают свои варианты понимания слов. Учитель сообщает, что это предстоит узнать на уроке.)

Наблюдение за изменением формы слова

Упр.28 (с.18)

(Коллективно с комментированием. Затем учащиеся делают выводы; все записанные слова- это форма одного и того же слова. С комментированием записывают несколько предложений о своём населённом пункте.)

Упр.29 (с.19)

(Учащиеся выделяют из текста словосочетания и ставят вопрос от главного слова в словосочетании к зависимому. Учитель обращает внимание на изменение окончания в слове.)

-Прочитайте диалог Вани и Совёнка. Сделайте вывод; для чего окончания одного и того же слова необходимо в предложении и словосочетании изменять? (Для того, чтобы слова в предложении были связаны по смыслу.)

V.Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки в ладоши.)

Начал заинька скакать.

(Руки на пояс.)

Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. (Легкие прыжки.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

С.20

-Прочитайте «Узелки на память.»

(Правило зачитывается коллективно. К каждому предложению учитель задаёт вопросы на понимание прочитанного.)

-Как вы поняли, что называется изменением по падежам?

-Как одним словом называются изменение по падежам?

-Сколько в русском языке падежей?

-Чем они отличаются?

Знакомство с таблицей падежей

Упр. 30 (с.20)

(Учащиеся по цепочке читают названия падежей и вопросы. Учитель обращает внимание на сокращения при указании падежей. Учащиеся записывают сокращённые названия падежей и вопросы к ним. Учитель при наличии демонстрационного материала- таблицы падежей- показывает образец записи или сам записывает образец на доске.)

-Послушайте грамматическую сказку.

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать - Именительный.

Родился - стал Родительный.

Пока он был малышом, ему все давали, и стал он Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложный.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.

VII. Рефлексия

(Учитель предлагает учащимся задание на карточке. Самостоятельно. Взаимопроверка.)

-Подчеркните в предложениях одно и то же слово в разных формах. Выделите окончание.

Рано утром на стройку приходят рабочие. Они строят жилой дом. Строители сдадут новый дом в марте. На экскурсии на стройке побывали школьники. Дома они напишут сочинение о новой стройке.

-Оцените себя на полях в тетради.

VIII.Подведение итогов урока

-Что такое изменение по падежам?

-Всё ли вам было понятно на уроке?

Домашнее задание

Выучить правило и названия падежей (с.20) в учебнике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам"

Материал данного урока можно использовать при изучении падежей по любому комплекту учебников....

Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам» (общее понятие о склонении).

Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с понятием "падеж". Работа проходит в парах и группах. Используются традиционные и нетрадиционные формы  и методы обучения....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....