Конспект урока русского языка 3 кл, Тема «Состав слова. Обобщение».
проект по русскому языку (3 класс)
Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 3 класс
Тема: «Состав слова. Обобщение».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова.
Задачи:
• способствовать закреплению умения находить однокоренные слова, образовывать новые слова, разбирать слова по составу;
• способствовать развитию речи, мышления, умения выделять главное, обобщать изученное, работать в группах;
• способствовать воспитанию сознательного отношения к учебе, к изучению русского языка, доверительного отношения друг к другу;
• способствовать формированию коммуникативных умений, навыков, действий контроля и самооценки.
Ход урока
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Класс 3
УМК: школа России
Предмет: русский язык
Тема: «Состав слова. Обобщение.»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: обобщение
Цель: создать условия для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова.
Задачи:
- способствовать закреплению умения находить однокоренные слова, образовывать новые слова, разбирать слова по составу;
- способствовать развитию речи, мышления, умения выделять главное, обобщать изученное, работать в группах;
- способствовать воспитанию сознательного отношения к учебе, к изучению русского языка, доверительного отношения друг к другу;
- способствовать формированию коммуникативных умений, навыков, действий контроля и самооценки.
Планируемые результаты
Предметные знания и предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- находить однокоренные слова; дать понятия каждой части слова; - подбирать однокоренные слова; - разбирать слова по составу; - составлять слова из предложенных частей слов. | - формулировать и сохранять цель и учебную задачу; - планировать свои действия для решения задачи; - учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; - осознавать качество и уровень усвоения знаний. | - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - принимать учебную задачу, стремиться ее выполнить; - использовать приобретенные знания при выполнении заданий; -использовать знаково символические средства для решения учебных и практических задач. | - слушать и понимать речь других; - достаточно полно и четко выражать свои мысли; - учитывать разные мнения и высказывать собственное; - договариваться , приходить к общему решению; - сотрудничать. | - мотивация учебной деятельности; - умения применять правила поведения при сотрудничестве; - проявлять самостоятельность и личную ответственность; - способность к самооценке на основе критерия успешности. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организацион- ный момент | Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне, обеспечение положительного эмоционального настроя. | фронтальная | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Включаются в учебную деятельность. Л.Самоопределение, выбор позиции школьника. | Положительные эмоции. | Наблюдение учителя за состоянием детей |
2 | Актуализация знаний. | Активизация мыслительных процессов(мышление, внимание, память) | коллективная | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы, проявляя личную заинтересованность в знании ответов. Л. Знают причины успеха на уроке. К. Понимают задаваемые вопросы, контролируют свою речь. Р. Принимают и сохраняют учебную задачу П. Используют приобретенные знания. | Анализ представленной информации. | Коллективные ответы на вопросы. |
3 | Целеполагание. Планирование деятельности. | Подведение детей к формулированию темы и цели урока. | индивидуальная фронтальная | Создает проблемную ситуацию. Побуждает к осознанию темы и задач урока. Организует взаимопроверку. | Решают проблемную ситуацию. Формулирует тему и задачи урока. Л. Формируют познавательный интерес к учебному материалу. Р. Принимают и сохраняют учебную задачу. П. Строят речевое высказывание. К. Воспринимают точку зрения других детей, понимают задаваемые вопросы. | Совместное определение темы и задач урока, принятие общего решения совместной деятельности. Проявление учебного интереса | Коллективный диалог |
4 | Закрепление и обобщение знаний и способов действий. 1 Нахождение однокоренных слов и определение понятий каждой части слова. | Способствовать развитию умения находить в тексте однокоренные слова и давать определение каждой части слова. | фронтальная групповая | Ведет диалог с учащимися. Организует деятельность в группах, проверку. | Анализируют языковые объекты, представляют полученные знания в форме развернутого высказывания. Л. Развивают навыки сотрудничества. Р. Контролируют и оценивают работу одноклассников. К. Осознанно строить речевые высказывания в устной форме. П. Выполняют задания пользуясь ранее полученными знаниями; осуществляют поиск необходимой информации из собственных знаний. | Умеют находить однокоренные слова, рассказывать о частях слова, используя алгоритм. | Беседа. Ответы на вопросы. Наблюдение за работой в группах. |
Физ. минутка | Избегать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения | подвижная | Организует проведение физ. минутки | Выполняют движения согласно инструкции учителя. | Осуществляют профилактику утомления, ориентируясь на здоровый образ жизни. | Правильное выполнение движений. | |
2 Подбор однокоренных слов и разбор их по составу. | Закрепление умения подбирать однокоренные слова и разбирать их по составу. | групповая парная фронтальная | Организует работу в группах со словарем русского языка. Ведет диалог. Организует работу в парах . Организует деятельность по контролю и оценке. Организует работу по разбору слов по составу. | Работают со словарем. Отвечают на вопросы учителя. Восстанавливают последовательность операций. Работают у доски, проговаривая алгоритм. П. Строят речевое высказывание. Используют алгоритм. К. Высказывают собственное мнение, аргументируют его. Л. Проявляют интерес к предмету, развивают навыки сотрудничества. Р.Выполняют учебные действия в устной и письменной форме; осуществляют пошаговый контроль своих действий. | Умеют пользоваться словарем. Умеют подбирать однокоренные слова, Пользоваться алгоритмом при разборе слов по составу. | Наблюдение. Качество составления алгоритма. Использование знаков – символов (+,-). Фиксация во внешней речи, места и причин затруднения. | |
3 Работа над предложением. | Способствовать развитию творческого потенциала. | фронтальная индивидуальная | Формулирует задание. Ведет диалог с учащимися. Обеспечивает мотивацию выполнения творческого задания. Организует проверку и оценивание. | Составляют предложение. Отвечают на вопросы учителя. Записывают предложение и выделяют окончания в словах. П. Выполняют задания, пользуясь ранее полученными знаниями, осуществляют поиск необходимой информации из собственных знаний. К. Слушают, излагают и комментируют свое мнение. Р. Осознают и принимают учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Л. Осознают границы своего знания и «незнания». | Запись предложения в тетради. | Наблюдение за активностью учащихся, справляться с заданиями, самостоятельностью выполнения. Использование знаков – символов для определения области знания и «незнания» (+,-) | |
4 Составление и подбор однокоренных слов. | Закрепление умения находить в словах необходимые части слова, составлять и подбирать однокоренные слова. | групповая | Организует практическую деятельность в группах, оказывает помощь в деятельности. Организует проверку. | Применяют полученные знания при решении нестандартных задач и представляют полученный результат. П. Самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных задач. Л. Владеют навыками сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявляют интерес к познанию русского языка. К. Организовывают и осуществляют сотрудничество в поиске и выборе решения. Р. Контролировать процесс и результаты, принимать и сохранять цель и учебную задачу. | Умеют составлять новые слова и подбирать к ним однокоренные. | Наблюдение за работой в группах. Фиксация во внешней речи места и причин затруднения. | |
5 | Рефлексия учебной деятельности | Оценивание результатов собственной деятельности; Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | фронтальная индивидуальная | Ведет диалог. Организует работу по самооценке проделанной работы на уроке. | Отвечают на вопросы, аргументируют ответ. К. Участвуют в диалоге. Р. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают свои достижения, осознают трудности. | Самооценка учащихся по принятым формам. |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
1 класс
Тема: Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши.
Цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие и осмысление и первичное запоминание знаний (учить писать слова с сочетаниями жи, ши).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Задачи (для учителя): обучающие – вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши;
упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
повторять правила оформления на письме предложений
развивающие – развивать внимание, речь, память, мышление, наблюдательность, познавательную активность, фантазию;
формировать умение работать в парах.
воспитывающие – воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка;
доверительное отношение друг к другу.
Задачи (для учеников): учиться правильно произносить и писать слова с сочетаниями жи, ши и с другими изученными буквами, применять правила оформления на письме предложений.
Ход урока.
I. Орг.момент
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
II. Тема, целеполагание, мотивация.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Отгадки вывешиваю на доску)
1. Клубок, да не пушистый
Колючий да ершистый (ежик)
2. Белые горошки на зеленой ножке (ландыши).
3. Покружилась в воздухе звездочка немножко,
села и растаяла на моей ладошке (снежинка).
4. На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем, как надевать стали обувь надувать (шины).
- Прочитайте слова и скажите на какие две группы их можно разделить?
- Какое слово лишнее и почему?
- Посмотрите внимательно на слова и скажите, что в них есть особенного?
- А теперь назовите тему урока? – Чему будем учиться на этом уроке?
- Почему возникают ошибки при написании этих сочетаний, в чем трудность?
- Так договорились между собой люди. Когда-то очень давно, эти звуки в нашей языке были мягкие и с тех пор осталось правило. Назовите какое?
III. Изучение нового материала.
- Создание эмоционального настроя.
- Закройте глаза (на доске появляется ежик и елочки).
- Откройте глаза.
Вот так чудо из чудес
Мы попали с вами в лес.
Здесь сейчас идет урок
Еж учитель очень строг.
- Он дает трудные задания, вы хотите их выполнить?
2. Организация деятельности учеников по развитию каллиграфического навыка.
- Откройте тетрадь и запишите число.
- Напишите сочетания жи столько раз, сколько карточек со словами на доске, а сочетаний ши на одно меньше.
- Расскажи правила соседу по парте, добавляя свои примеры.
3. Организация деятельности учеников по развитию памяти при письме слов с сочетаниями жи, ши.
- Прочитайте еще раз слова на доске, запомните их.
- Попытайтесь записать их по памяти.
- Проверьте их, допишите свое слово с этой орфограммой.
- Какое правило использовали при написании этих слов.
4. Организация деятельности учеников для формирования умения распознавать орфограмму.
(работа в парах, карточки со слогами на столах)
лы, пру, ка, жи, на, мы, у, ло, ши, кув, гру, ки, ма, шин
- Ежик приготовил вам карточки со слогами, вы должны из слогов составить слова.
- Есть одно условие: в словах должна быть наша орфограмма. Назовите ее!
- Проверка. – С какой целью и для чего мы составляли и записывали эти слова?
ФИЗ.МИНУТКА!
5. Организация деятельности учеников для владения связной речью и оформлению на письме предложений.
- Ребята посмотрите на ежика, вспомните все, что вы о нем знаете и придумайте предложения со словом ежик.
- Ежик написал вам предложения, но подул ветер и все слова перепутал. Давайте с вами восстановим его.
в, маленький, траве, шуршит, ежик (слова записаны на доске)
- Какое предложение у вас получилось?
- Как на письме оформляется предложение?
- Запишите предложение в тетрадь и подчеркните орфограмму жи, ши.
- Прочитайте слова, в которых вы подчеркнули сочетания жи, ши.
- С какой целью составляли и записывали это предложение?
- Чему учились?
6. Организация деятельности для стимулирования прочности полученных знаний и умений.
Работа по учебнику (стр.87, №45)
- Откройте учебник, прочитайте задание.
- Что вы должны знать, чтобы выполнить это упражнение?
Взаимопроверка.
- Поднимите руки тот, чей сосед выполнил без ошибок.
IV. Создание условий для развития познавательной активности и фантазии.
- Ежик просит сочинить вас сказку по опорным словам.
жил-был машина
жираф ежи
живот шишка
- Почему ежик выбрал для вас эти слова, что в них общего?
(дети составляют свои сказки)
V. Подведение итогов урока.
- Для чего нужен был этот урок?
- Чему учились на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Что было трудным?
VI. Рефлексия.
- Ежик приготовил вам подарки – яблочки.
- Они помогут оценить вашу работу на уроке.
- Если вам было интересно и легко закрасьте яблочки зеленым цветом. Если было немного трудно – желтым цветом. Если было совсем трудно – красным цветом.
- Поднимите свои яблочки. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"
В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс
Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....
Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."
План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....
Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова", 3 класс, учебник Поляковой А.В.
Урок и презентация по теме "Состав слова. Основа слова"...
Конспект урока русский язык по теме "Состав слова. Закрепление"
Представлен конспект урока для 4 класса по УМК "Перспектива"...