Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Что такое глагол".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лазарева Анна Васильевна

Cпособствует формированию  развития умения распознавать глагол и определять его признаки,  умения ставить вопросы к глаголам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_06.03.2017_plyuhina_a.v.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Учитель: Плюхина Анна Васильевна

УМК «Школа России»

Предмет

Русский язык

Класс

Тема урока

Что такое глагол?

Цель урока

способствовать формированию  развития умения распознавать глагол и определять его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам

Задачи урока

Образовательные: Создать условия для:

- осознания и осмысления детьми задач, приводящих к формированию понятия  «глагол»;

- распознавания учащимися новой части речи;

- закрепления умения правильно ставить вопросы к словам.

 Развивающие:  Создать условия для:

- мыслительных операций классификации,  анализа, сравнения, обобщения; познавательных способностей учащихся;

- навыков грамотного письма;

Воспитательные:  Создать условия для воспитания:

- интереса к предмету;

- учебной активности;

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Получаемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

распознавать глагол по вопросу и  его признакам.

Ученик получит возможность научиться: распознавать глагол по вопросу и  его признакам.

Регулятивные: ученик получит возможность научиться: формулировать тему урока после предварительного обсуждения, определять его цель; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: ученик получит возможность научиться: определять круг своего знания и незнания, добывать информацию, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе моделей, делать выводы.

Коммуникативные: ученик получит возможность научиться: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Методы ведения урока:

  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая
  • индивидуальная

Приёмы активизации познавательной деятельности:

  • самоцелеполагание;
  • самоконтроль;
  • самооценка и взаимооценка, самокоррекция.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности).    

Цель:

мотивация учащихся к учебной деятельности

-Здравствуйте!

Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

«Если порядок на столе – то порядок в голове».

Садитесь, пожалуйста!

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

-Вы любите преодолевать трудности?

-Трудности всегда можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-Начинаем наш урок русского языка.

Включаются в учебную деятельность.  

2.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

-Запишите число, вид работы в классе. 

- Итак, начинаем работать. И, как всегда с минутки чистописания.

- Проверьте: ноги, спина, кулачок, локотки.

6 марта

Классная работа

Словарная работа   

-Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.

           

В...Р...БЕЙ

Б…РЁЗА

ОБЛ…КО

Ш…Л

Л…ГУШКА

- А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием на доске  (Самопроверка)

Участвуют в диалоге.

 Рассуждают.

Выполняют самопроверку.

3.

Этап выявления места и причины затруднения.

Цель:

выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

-  Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

 -  Почему оно лишнее?

  - Как определили, что эти слова – существительные?

  - Что вы знаете об имени существительном?  

  • Что оно обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие бывают существительные?
  • Назовите одушевлённые имена существительные.

-Кто-то,  может знает какой частью речи является это слово?

-Какая тема нашего урока? Какая цель урока? 

Тема, цель…………

Участвуют в диалоге.

 

Формулируют тему  урока.

   

4

5.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель:

построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Этап реализации построенного проекта.

Цель:

зафиксировать в знаковой форме

( с помощью эталона)распознавания глагола.

 -Какое слово оказалось лишним? - шел

- Итак, что такое глагол?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Что обозначают глаголы?

- Сравним наши предположения с правилом из учебника на стр. 68. Откроем учебники.

-Постарайтесь запомнить это правило и приведите свои примеры глаголов. 

-  А теперь немножко поиграем. Приготовьте ладошки, если услышите глагол - делаете хлопок.

  «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Сложно было выполнять задание? Почему?

- У кого есть предположения, как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

Выводит алгоритм на доску

Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.

Недостаточно знаний об определении новой части речи.

- Пошаговое выполнение действий. Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

Алгоритм  

   1. Поставить к слову вопрос

   2. Узнать, что оно обозначает

   3. Определить часть речи

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать способ распознавания глаголов  

1.Организует работу по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

 

1) – Вернёмся к нашим словам.

В...Р...БЕЙ

Б…РЁЗА

ОБЛ…КО

Л…ГУШКА

- Вы уже сказали, что это имена существительные. Допишите подходящие к ним глаголы – те действия, которые могут совершить эти  предметы. ( на доске)

- Что такое глагол?

- Что обозначают глаголы?

- На какие вопросы отвечают?    

2) – А теперь, наоборот: по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать.

Шипит  …(змея)

Мурлычет …(кошка)

Тикают…   (часы)

- Что такое глагол?

- Что обозначают глаголы?

- На какие вопросы отвечают?

Ученики по очереди  работают у доски, остальные – в тетради.

7.

Физминутка.  

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

- Ребята, что сейчас делали?

 Мы выполняли действия.

-А кто из вас запомнил, как называется эта часть речи в русском языке?

Выполняют действия.

Участвуют в диалоге.

 8.

9.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

( работа в  группе)

Цель:

- закрепление умения  задачи группой;

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

тренировать способность к применению нового правила.

1. Организует работу  в группе с проверкой по эталону.       

 - А сейчас вас ждёт маленькое испытание. Вы хотите проверить полученные вами знания по теме? Поработаем в группах. Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего  нужны глаголы в речи?

                                        Работа в группах.

1  группа

2 группа

3 группа

Ответьте: что делают этими предметами?

Кто как голос подает? Что делает?

Кто как передвигается? Что делают? 

Лопатой   копают

Ручкой     ……..

Ножницами  …….

Утюгом     …….

Ложкой        ..…..

Лев   рычит

Корова  ……

Рыба   ……

Мышь  …..

Утка   …..

Птицы, бабочки        ..…

Рыбы, дельфины       ..…

Машины, автобусы……

 

- Так для чего же нужны глаголы в речи? (для передачи действий)

Работа с материалом учебника.

Предлагаю выполнить задание из учебника на с.69 Упр.118

- Прочитайте. Подумайте, все ли действия животных названы правильно.

- Запишите верный вариант.

  - Оцените свою работу.  

 Один отвечает, потом сверяют с образцом на доске  и оценивают каждый свою работу в группе.

 Исправляют ошибки и фиксируют затруднения

 

Выполняют задание.

Один отвечает, потом сверяют каждый свою работу с ответом ученика.

 Исправляют ошибки и фиксируют затруднения

Самооценка

10.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

- оценивание результатов собственной деятельности;

- осознание метода построения границ применения нового знания.

Проведём маленький тест. 

     -     Глаголы обозначают действия предметов.

  •  Глаголы отвечают на вопросы - кто? что?
  •  Спорт, соль, сорока - это глаголы.

 (+ - - )

Благодарит ребят за работу. 

-Ребята, так какие же тайны Речи открыла наша Волшебная работа?

- Какая была тема нашего урока?

- Какую  цель мы ставили перед собой?  

- Чему новому научились? Над чем ещё надо поработать?  

 Домашнее задание:  выучить правило на с.68, выполнить упражнение 120.  

Всем спасибо за урок.

   Взаимопроверка (по эталону)

 

Записывают задание в дневники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...