"Правописание окончаний имен прилагательных!
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

КозяноваВалентина Валерьевна

Материал содержит конспект для учащихся 4 класса по теме "Правописание окончаний имён прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Русский язык                                                                                                                  

Класс: 4 «А»                                                                                                                                                    

Место проведения: МБОУ «Школа №6».

Тема: « Правописание окончаний имён прилагательных»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Создать условия для реализации целей:

Предметные:

- Развивать умения правильного написания окончаний имён прилагательных;

- Умение сравнивать окончание вопроса с  окончанием имени прилагательного;

-Умение определять род и падеж имён прилагательных;

-Умение правильно выделять окончания имён прилагательных;

- Закрепление  умения быстрого и аккуратного каллиграфического письма.

Метапредметные:

-  формирование умения наблюдать, делать выводы, сравнивать;

- формирование умения работать с учебником;

- участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения, слушать других;

- развивать связную речь

Личностные:

- развивать интерес к предмету «Русский язык»;

- развивать мышление, память, речь, внимание;

- расширять словарный запас детей;

Методы:

- беседа, рассказ, демонстрация, упражнение.

Средства обучения:

Учитель:  учебник «Русский язык» , автор: Н.Ф. Виноградова; презентация; раздаточный материал;

Учащиеся: учебник «Русский язык» , автор: Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, ручка.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мобилизующий (1 мин)

-Здравствуйте ребята! Меня зовут  Валентина Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Я желаю вам успешной работы на уроке.

- Проверьте свою готовность к уроку,  у вас на столе должны лежать учебник, тетрадь и ручка.

Приветствие учителя.

Формулирование собственных ожиданий;

умение слушать в соответствии с целевой

установкой .

Настрой  на работу.

Умение контролировать свою деятельность.

Слушание.

Умение слушать других.

2. Каллиграфическая минутка( 2 мин.)

- Откройте свои тетради и выполните показ.

-Посмотрите на доску, какую букву мы будем сегодня писать?

- С чего начнём писать букву?

- А какое соединение у этих букв?

- Приступите к выполнению показа.

- А сейчас откройте словарь, повторим словарные слова на букву У. Запишите эти слова.

- Буквы У заглавную в соединении с у строчной.

- Верхнее.

Умение быстро и аккуратно выполнять предложенный показ.

3.Целеполагание.( 4 мин.)

-Ребята, образуйте от существительного учитель имя прилагательное.

- Правильно.

 Скажите, что вы знаете об имени прилагательном?

- А как изменяется имя прилагательное? Изменяется ли оно по падежам?

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

- Тема сегодняшнего урока «Правописание окончаний имён прилагательных»

- Учительский.

Ставят цель и задачи на урок.

Умение планировать свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение чётко и грамотно высказывать свои мысли.

4. Открытие новых знаний.

( 15 мин.)

- Исходя из темы, чему мы будем сегодня учиться?

1. Учиться  правильно писать окончания имён прилагательных.

2.Выполнить упражнения для закрепления своих знаний.

- А сейчас, мы с вами посмотрим, как правильно пишутся окончания прилагательных при склонении.

У вас на столе лежат карточки, вам нужно вписать в них окончания.

Обратите внимание на экран.

Мы будем склонять прилагательное новый в сочетании с существительным стол. Какого оно рода?

- А теперь просклоняем  то же прилагательное с существительным парта. Какого оно рода?

- Следующее существительное- платье, какого оно рода? Склоняем.

- Далее мы просклоняем прилагательное, в сочетании с  существительным множественного числа- столы.

- А теперь откройте учебнике и проверьте, правильно ли мы просклоняли данные прилагательные.

- Какой вывод мы можем сделать, ребята?

Правописание окончаний имён прилагательных можно проверять с помощью вопроса?

- А всегда ли совпадают окончания в вопросе и окончании имени прилагательного узнаем, выполнив следующее задание.

- Посмотрите на страницу 101, задание под таблицей.

- Откройте страницу 120 и прочитайте первый абзац. … прочитай вслух. « в форме какого рода и в каком падеже окончания вопроса и ответа не совпадают?

- Как определить род имени прилагательного?

- Назовите существительное.

- определите его род.

- В каком падеже стоят имена прилагательные?

- Как вы это узнали?

- Сравните окончания в вопросе и окончания прилагательных, что вы можете сказать?

- Прочитайте правило под восклицательным знаком.

- Прочитайте следующее высказывание вслух и скажите согласны ли вы с ним или нет.

Обоснуйте свой ответ.

Я согласен с Федей, т. к. при написании данных вопросов можно допустить ошибку в окончаниях.

Склоняют слова, предложенные учителем.

- По роду имени существительного.

-Мяч.

-Мужской род.

- В именительном падеже.

-Существительное мяч стоит в именительном падеже.

-Окончания вопроса и прилагательных не всегда совпадают.

Умение выполнять задание в соответствии с установкой.

Умение грамотно отвечать на вопросы учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Взаимодействуют с учителем, выслушивают точку зрения одноклассников.

Умение взаимодействовать с учителем.

Умение взаимодействовать с учителем, прислушиваться к мнению одноклассников.

5. Закрепление.

(15 мин.)

- Прочитайте упражнение под номером 1. Что нам нужно сделать?

-Данное  задание мы будем выполнять с комментированием с места по цепочке. Словосочетания пишите в столбик. Окончания выделяйте.

шляпа (какая?) новая

платье (какое?) новое

костюм (какой?) новый

поле (какое?) широкое

дорога (какая?) широкая

пояс (какой?) широкий

каша (какая?) солёная

море (какое?) солёное

суп (какой?) солёный

цветок (какой?) лесной

ягода (какая?) лесная

эхо (какое?) лесное

- Почему у одного и того же имени прилагательного могут быть разные окончания?

Физминутка.

 1. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

-  А сейчас выполним упражнение под номером 2.Прочитайте задание вслух.

-Ребята, прочитайте данный текст про себя!

Прочитали?

Первое словосочетание я напишу на доске:

1. На планетах (каких?) других- П.п.;

Второе словосочетание выполнит у доски …;

Третье словосочетание нам прокомментирует с места...

- Ребята, продолжите выполнение задания самостоятельно.

- Укажите падеж прилагательных и существительных. Выделяйте окончание в вопросе и в прилагательном.

В формах (каких?) иных- П.п.

Иследования (какие?) иные- И.п.

Условия (какие?) определённые- И.п.

Температура (какая?) необходимая- И.п.

Организмы (какие?) живые- И.п.

При температуре (какой?) определённой, оптимальной- П.п.

Условие (какое?) необходимое- И.п.

Растениям (каким?) зелёным- Д.п.

Вещества (какие?) минеральные- И.п.

- Проверяем задание. Читаем по цепочке, какие словосочетания вы выписали.

- Молодцы, ребята!

- А сейчас выполним ещё одно упражнение- №3.

-Данное задание вы будете выполнять по рядам: первый ряд будет склонять словосочетания со словами  мужского рода, второй- женского и третий- среднего.

- Не забывайте выделять окончания в вопросах и прилагательных и указывать падеж существительных и прилагательных.

- Приступите к выполнению задания.

- Проверяем упражнение. (Слайд)

- Потому, что окончание зависит от рода существительного, с которым употребляется данное прилагательное.

Самостоятельно выполняют задание.

Выполняют задание по рядам.

Умение выполнять задание с комментированием вслух, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Умение работать самостоятельно.

Умение выполнят задание, в соответствии с установкой.

Активно выполняют физминутку.

Проверяют правильность задания у себя и товарищей.

Умение следить за правильностью выполнения задания.

6. Рефлексия.

( 2 мин.)

- Скажите, ребята, чему мы учились на уроке?

- Как правильно написать окончание имени прилагательного?

- Что вам показалось трудным?

- Как вы думаете, над чем вам ещё нужно поработать?

- Сегодня на уроке я бы хотела отметить работу…

Отвечают на вопросы учителя.

Умение анализировать свою деятельность на уроке.

7.Домашнее задание .

( 1 мин.)

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

Т.  Ур. 121, 6 сл. сл.

- Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания.

Записывают Д\З

Умение осуществлять самоконтроль.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

             Тема:  Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже....

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже

Формирование умений распознавать Т. и П. падежи, правильно писать безударные окончания; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, речь учащихся; воспитывать интерес к языку. ...

Открытый урок "Правописание окончаний имен прилагательных"

Открытый урок создан для того, чтобы: закрепить навык правописания окончаний им. прилагательных; развивать орфографическую зоркость учащихся; совершенствовать знания уч-ся об имени прилагательном как ...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен прилагательных" (УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: познакомить с правилом о правописании О/Е в окончаниях прилагательных после шипящих....

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...