Программа по русскому языку (обучению письму) 1 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

 УМК «Перспектива»;

Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева, Азбука. В 2-х частях.

 М.: «Просвещение», 2011г.

Допущено министерством образования и науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rus.yaz_.docx122.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГерб Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

Рассмотрено на заседании

    Согласовано на заседании

Утверждаю:

Методического объединения

     Педагогического Совета

учителей

     Протокол №1

Директор ГБОУ Школа №2051

Протокол №1 от

     от

Семенова Е.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку (обучение письму)

1 класс

УМК « Перспектива»

Составили: Беляева Л.А.

                    Логинова А.Е.

Москва

2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа

по обучению грамоте

для 1класса  

на 2016-2017 учебный год

 (УМК «Перспектива»;

Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева, Азбука. В 2-х частях.

 М.: «Просвещение», 2011г.

Допущено министерством образования и науки)

Принципы обучения

Новая система обучения русскому языку базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом

особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-

символического и абстрактно-логического);

— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание

речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её

выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак —

значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Этапы периода обучения грамоте

1) Подготовительный.

2) Основной.

3) Послебукварный.

1) На подготовительном этапе создается необходимая мотивация в обучении, обеспечивается постепенность вхождения ребенка в жизнь школы и класса. Первоначальное введение детей в мир языка и литературы начинается со знакомства их со словом, его значением, с осмысления номинативной функции языка («Мы узнаем мир по именам»). Слово, вписанное в различные коммуникативно-речевые ситуации, легко осмысливается и со стороны содержания (значения), и с точки зрения его формы (фонетической и графической).

Содержание обучения развивается от устной речи к письменной с постепенным переходом от наглядно – практического и образно-символического уровней (с использованием жестов, мимики, выразительных движений, рисунков, пиктограмм и различных символов) к знаково-символическому уровню, где объектом внимания учащихся становится звучащая речь, проводится первоначальная ориентировка в звучащем слове (искомый звук в начале, середине, конце слова).

Знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым).

В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения.

Таким образом, в подготовительный период дети на наглядно-образной основе поэтапно осваивают важные понятия: общение, слово (значение, звучание), предложение, речь (значение, форма).

Формирование интереса ребенка к звуковой стороне речи начинается с развития у него внимания к миру звуков, который его окружает, со слушания рифмовок, стихов, дающих представление о звукописи, аллитерации. Проводятся упражнения на развитие фонетического слуха детей, формирование умения определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Вводится акрофонический принцип записи звуков с помощью предметных рисунков.

Выделение первых звуков проводится в словах, одновременно являющихся высказыванием (Мама! Иди!). Дети учатся делить несложные слова на слоги, выделять звуки и обозначать их в схемах. Овладевают умениями складыватьслоги в слова, читать слова «по следам» звукового анализа, ориентироваться на знак ударения и букву ударного гласного звука. Учащиеся получают первоначальные сведения о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках.

2) Основной этап обучения грамоте посвящен изучению букв русского алфавита, освоению письма и чтения с использованием звукобуквенных схем.

Схемы для звукового анализа, используемые в обучении, упрощены, их введение мотивировано (связь с артикуляцией). В этот период проводится многогранная работа со словом на основе использования его структурно-семантической модели, наглядно показывающей детям взаимосвязь звучания и значения слова. Осмыслению элементарных семантических связей слов способствуют упражнения на сопоставление слов в тематических группах, когда выявляются различные типы их отношений: целое — часть, вид —род и т. д. (дерево — ствол, корень, ветви и т. д., ива, дуб —дерево); упражнения на составление антонимических пар слов и простейших синонимических рядов (малютка —крошка, малыш и т. д.), наблюдение за образованием переносного значения слова.

Основное внимание при обучении письму и чтению обращено на овладение детьми механизмом чтения слогов и слов различной слоговой структуры, на поэтапность в формировании навыка чтения и графических навыков письма.

При обучении письму внимание учеников обращается на образцы печатного шрифта, что помогает им лучше запомнить графическую форму буквы и обеспечивает вариативность в обучении. Учитель, учитывая слабую подготовку детей своего класса к письму, может организовать изучение букв на печатной основе с постепенным переходом к изучению письменного шрифта.

В этот период учащиеся получают элементарные представления о графических и орфографических правилах письма.

Обучение чтению идет на небольших литературно-художественных текстах, пословицах и загадках. Активная работа ведется не только над прочтением текста, но и над его смыслом, что способствует развитию языкового мышления.

3) Послебукварный период служит для закрепления полученных знаний о языке и речи, упражнений в чтении и письме.

В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами, которое является важнейшим структурным компонентом навыка чтения как умственно-речевого действия. Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений.

Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.).

Обучение родному языку проводится на текстовой основе и в коммуникативно-речевых ситуациях, что дает возможность ребенку проследить, как «работает» и «живет» слово в тексте, почувствовать многозначность слова, ощутить информативность его звуковой формы.

От наблюдения за лексическим значением слова и работы с ним дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям.

Изучение фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

Уроки чтения строятся на материале литературно-художественных текстов пособия «Читалочка». Это способствует повышению речевой культуры учащихся, развитию их мышления и воображения, воспитанию художественно-эстетического вкуса детей.

Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др. На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль) воздействия (литературно-художественный стиль).

Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, ученого (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру.

Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Содержание программы  (1 класс)

Подготовительный период обучения (20 ч)

(Обучение грамоте, чтению –10 часов)

Обучение грамоте, письму –10 часов)

Устная форма общения. Актуализация опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Осмысление диалоговой формы речевого общения, выработка практических умений: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог репликами; находить и отбирать соответствующие слова для выражения собственных мыслей.

Наблюдение за тем, какова роль жестов, мимики, движения, а также интонации и темпа речи в общении людей; культура общения.

Первоначальные представления о значении жеста. Распознавание значений отдельных жестов героев сказок, многозначность жеста в различных ситуациях общения.

Условное общение с предметами (игрушки, предметы быта, учебные принадлежности и др.). Разыгрывание сценок из воображаемой жизни вещей.

Игры со словом «Мы узнаем мир по именам». Называние имен предметов окружающего мира.

Введение в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия, назначение, функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие отдельные предметы (роза, ландыш и др.), и обобщающие слова (цветы, растения и др.). Общение с миром природы. «Оживление» мира природы: придумывание с помощью учителя сценок из воображаемой жизни растений и животных; наделение героев определенными качествами (добрый, ласковый, сердитый и т. д.).

Устное описание и сравнение различных видов животных, растений и птиц, изображение поз, действий и повадок животных с помощью жестов, пластики движений, изобразительных действий и рисунков.

Слово в речевом общении. Осмысление номинативной функции слова. Представление о слове как имени вещи, предмета; о слове как имени собственном. Различение слов, обозначающих живые существа и неодушевленные предметы. Упражнения на классификацию слов. Активное введение в речь слов и словосочетаний, обозначающих предметы окружающего мира, действия животных, характеризующих их внешний облик.

Письменная форма общения. Подготовка к письму и чтению: предыстория письменной речи.

Слово. Обозначение с помощью рисунка предметов материальной культуры (учебные вещи, предметы мебели), мира живой и неживой природы. «Запись» названия сказки или заглавия рассказа с помощью рисунка. Озвучивание рассказов в картинках. Умение различать слово и предмет. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова (искомый звук в начале, середине, конце слова). Развитие диоматического слуха. Упражнения для подготовки к письму — раскрашивание, штриховка предметов, вырезание фигур из бумаги, лепка. Общение с использованием знаков посредников. Знакомство с условными знаками: знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.; расшифровка их значения; придумывание и рисование (запись) простейших знаков-символов. «Чтение» знаков.

Использование знаков-символов в учебно-познавательной деятельности (обозначение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы).

Расширение представлений о знаках: слово как сложный языковой знак, замещающий что-то (вещь, действие, предмет).

Освоение действий звукового анализа слов, определение последовательности звуков в слове. Первоначальное представление о слове как двусторонней единице языка на основе модели слова, представляющей единство его значения и звучания.

 Слог. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Ударение (выделение голосом, длительное и более сильное произношение одного из слогов в слове). Подготовка к анализу звуковой структуры слова, к звуко - буквенному письму. Составление простейших сообщений с помощью слов-рисунков и «чтение» их; обмен письмами-рисунками между детьми разных классов; расшифровка писем-загадок, написанных пиктографическим способом. Запись сообщения, высказываний с помощью графической схемы. Первоначальные представления о предложении.

Речь. Общее представление на наглядно-образных моделях. Деление речи на смысловые части и элементы с помощью рисунков, жестов, схем. Озвучивание серии рисунков, которые помогают ребенку разделить сюжет сказок и рассказов на эпизоды.

 Использование рисования как графической речи, как средства самовыражения.

Основной (букварный) период обучения

(Обучение грамоте, чтению – 54 часа)

Обучение грамоте, письму – 58 часов)

В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.

Устная форма общения. Речь.

1. Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения. Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению.Умение ориентироваться в ситуации общения: понимать, что, зачем, кому и как говорить в различных ситуациях — на уроке, на перемене, в семье; умение пересказать небольшой текст, озаглавить его.

Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с—ш, с—з, ш—ж, п—б и др.]; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями. Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном темпе; умение воспроизводить предложения с различной интонацией в зависимости от речевой задачи. Развитие фонематического слуха у детей на всем диапазоне звуков русской речи в звуковых играх и в речевых ситуациях.

2. Слово в речевом общении.

Обогащение и активизация словаря учащихся в учебно-познавательной и игровой деятельности. Упражнения в различении конкретных лексических значений слов и обобщенных наименований — родовых и видовых названий: растения (деревья, кусты, цветы; васильки, ромашки) и т. д. Упражнения в правильном использовании наречий (без терминологии), указывающих на пространственное размещение объектов (слева, справа, вверху, внизу и т. д.), в дифференцировании слов, обозначающих в какой-то мере сходные предметы (берет, кепка) или качества (синий, голубой), в различении простейших случаев многозначности слов на основе наглядно-образных моделей; упражнения в подборе синонимов, антонимов, в умении называть одно и то же лицо по-разному в зависимости от различных точек зрения и ситуаций общения (например, отец — по родству, шофер — по профессии и т.д.).

Наблюдение за свойством слова обозначать все, что окружает человека. Практическое различение частной и общей предметной отнесенности путем сопоставления имени одного человека (собственного имени) и имени (нарицательного) целой группы однородных предметов (стол, дом и т. д.). Разведение понятий «предмет» и «слово как название предмета». Упражнения в наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Игры—соревнования в подборе слов, обозначающих действия и признаки предмета.

Наблюдение за использованием в речи слов, называющих предметы живого (одушевленные) и неживого (неодушевленные) мира.

3. Предложение.

Развитие умения правильно строить простые предложения, составлять определенное количество предложений по картине или серии картин. Обучение умению составлять простейшие тексты по предложенному рисунку, а также на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного.

Письменная форма общения — овладение элементарной грамотностью.

1. Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Различение в слове значения и его звучания на основе двусторонней модели слова. (Значение слова как образ предмета, действия, свойства, которое можно представить, вообразить, вспомнить (изобразить). Звучание слова (последовательность звуков) можно услышать и записать с помощью схем.)

Овладение действием звукового анализа слова различной слоговой структуры: фиксирование последовательности звуков в слове с помощью слого-звуковых и образно-символических схем (акрофонический способ записи звуков).

Выявление смыслоразличительной функции звуков в слове, фиксирование в схеме гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Деление слов на слоги; открытый и закрытый слоги. Звонкие и глухие согласные звуки.

Освоение действия ударения на практическом уровне (с помощью жестов руки, хлопков и т. д.), образно-символическом и знаковом уровнях; различение ударных и безударных гласных звуков. Озвучивание слого-звуковых схем, чтение слов «по следам» анализа. Выделение из ситуативного контекста слов, содержащих определенный звук; фиксирование звуков буквами.

2. Овладение механизмом чтения слога и слова.

Чтение открытого слога с ориентировкой на гласный звук, с опорой на сопоставление гласных [ы — и], [о — ё], [а — я], [о — е], [у — ю], их роль в слоге. Освоение приемов целостного чтения слов с опорой на знак ударения, упражнения на восприятие и чтение слов различной слоговой и звуко-буквенной структуры, упражнения на увеличение «поля» чтения, развитие темпа чтения.

Печатание слов с изученными буквами (после их слого-звукового анализа), включение данных слов в коммуникативную ситуацию и чтение предложений. Самостоятельное чтение небольших текстов, записанных с помощью слов и пиктограмм; упражнения в выразительном чтении: выбор тона и темпа чтения в зависимости от цели высказывания; упражнения в чтении скороговорок, загадок, потешек с различной интонацией (в зависимости от подтекста, от поставленной речевой задачи).

3. Развитие первоначальных навыков письма.

Соблюдение гигиенических требований к письму (правило посадки ученика и расположения тетради на парте, положение ручки при письме и т. д.). Развитие мелкой мускулатуры и мелких движений пальцев руки с помощью целенаправленных упражнений. Последовательное освоение двух типов ориентировки:

— ориентировка на строке: рабочая строка и межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии строки; письмо прямых и наклонных линий на строке;

— ориентировка в написании буквы: выделение в букве опорных элементов (точек или ритмически повторяющихся элементов), письмо букв на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Запись печатных букв с использованием опор и самостоятельно; перевод их в письменные буквы. Ритмическое и связное письмо букв, их соединений в словах; развитие навыков послогового проговаривания слов при их записи. Написание предложений и небольшого текста по памяти, чтение и проверка написанного. Составление и запись небольшого рассказа на определенную тему по рисунку и личным наблюдениям. Изложение небольшого прочитанного рассказа (с помощью учителя). Включение элементов письменного текста в коммуникативно-речевую ситуацию (записка для мамы, приглашение, объявление). Формирование умения контролировать себя во время письма, сравнивая свою запись с исходным словом, предложением, текстом.

Язык как средство общения. Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово и предложение, а также правилах графики и орфографии.

Звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков, обозначение буквами е, ё, ю, я йотированных (слитных) гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и мягкого и твердого знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам. Слог. Ударение. Построение акцентно-графической схемы слов; выделение ударного слога. Деление слов на слоги. Слого-звуковой анализ слов. Алфавит, его значение. Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу; письмо слова с непроверяемым написанием (учение, учитель, фамилия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий знаки. Слово. Слова как названия (имена) предметов окружающего мира, их свойств и действий.

Умение различать звуковую, буквенную формы слова и его содержание (значение) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Деление слов названий на собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах людей, кличках животных, названиях городов и улиц. Деление слов названий, обозначающих живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что?

Первые наблюдения за использованием в речи антонимов (холодный — горячий и др.) и синонимов (ребенок, дитя и др.).

Группировка слов (с помощью учителя) по темам, ориентирующая на значение слова: «Человек» (семья, внешний вид, качества человека), «Наш дом» (квартира, бытовые приборы), «Наш город» (улица, почта, транспорт, магазин, театр, библиотека, школа, спорт), «Природа» (времена года, растения, животные). Классификация слов по вопросам кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделает? Что сделал? Выявление (с помощью учителя) классифицирующих (обобщенных) признаков предметности, качества и действия.

Предложение. Объединение слов в предложения и выделение предложения в коммуникативной ситуации. Интонационное оформление предложений. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Простейший структурно-смысловой анализ предложений: выделение и называние предмета речи (кто это? что это?) и того, что о нем сообщается (что делает? что сделает?). Установление связи между словами в предложении. Наблюдение за взаимосвязью порядка слов в предложении и его смыслом. Предложения составляются устно: Мы пойдем на елку (а не в театр); На елку пойдем мы (а не они).

Послебукварный период обучения (19 ч)

(Обучение грамоте, чтению – 18 часов)

Обучение грамоте, письму – 19 часов)

Чтение и письмо. Первоначальное обобщение, систематизация полученных знаний о языке и речи: различение звука и буквы, слова и предложения, устной и письменной речи. Практическое различение в слове звуковой, буквенной формы и содержания (значения) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Звуко-буквенный анализ слов. Закрепление элементарных правил русской графики и первоначальных орфографических умений и навыков. Упражнения в написании обобщенных элементов букв (чистописание).    Поэтапное формирование регулятивной функции речи: развитие умений корректировать свои действия в соответствии с речевой задачей, планировать свою деятельность, анализировать образец, соотносить его с полученным результатом. Практическое различение художественных и научно-познавательных текстов. Наблюдение за особенностями использования языка в этих текстах: где творит художник слова, который воздействует на воображение, чувства, а где — ученый, обобщающий факты, случаи из жизни. Отработка навыка чтения целыми словами, формирование умения читать текст выразительно.

На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.

Результаты изучения учебного предмета

«Обучение грамоте»

Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные  результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Календарно-тематическое планирование:

Обучение грамоте (письмо)

Тема раздела (количество часов)

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты обучения 

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Дата (планируемая)

Дата (фактическая)

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

Подготовительный период обучения ( 10 часов)

Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу. Ориентировка на листе: в центре, слева, справа.

Ориентировка на листе: в центре, слева, справа. Пространственное расположение в рабочей полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа; штриховка. Параллельные линии. Раскрашивание.

Прямые и наклонные линии. Обведение предметов по контуру (силуэту), бордюр. Элементы печатных и письменных букв. Петлеобразные линии. Безотрывные линии.

Прямые линии, наклонные линии, параллельные линии, петлеобразные линии, безотрывные линии; рабочая полоса (строка); печатные буквы, письменные буквы.

Личностные: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные: освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради) и способов сравнения.

Познавательные: систематизация знаний о форме предметов, освоение элементов письменных букв.

Коммуникативные: формирование умения объяснить свой выбор

общаться; различать цель и результат общения; ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы.

Сравнение предметов по величине. Сравнение линий. Обозначение на письме указательных жестов стрелкой. Обведение линий по стрелке.

различать многозначность жеста; использовать жесты в речевом общении; высказывать своё мнение; сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке.

Обведение предметов по стрелкам и линиям. Штриховка. Написание линий различных по величине.

сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке; знание правил посадки при письме.

Написание вертикальных и горизонтальных линий по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове.

классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно; обводить по контуру; штриховать.

Подготовка к звуковому анализу. Элементы печатных букв. Штриховка, обведение непрерываемых линий.

Использовать для передачи мысли, сообщений рисунки, различные символы; составлять рассказ; умение обводить предметы; штриховать; умение классифицировать; выделять звуки.

Обведение, штриховка; преобразование овалов в предметы; простейший звуковой анализ. Письмо элементов печатных букв. Обозначение предметов словом (называя функцию слова).

штриховать; различать слова с общим и конкретным значением; умение обводить элементы букв; составлять рассказ.

Предварительные звуковые упражнения; письмо элементов печатных букв. Обведение по пунктиру. Штриховка, обведение. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв

обводить предметы; классифицировать слова; работать самостоятельно; умение ориентироваться в звуковой структуре слова.

Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Раскрашивание. Написание прямых линий по пунктирам. Письмо элементов письменных букв.

 сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; знание о речевом аппарате и органах речи; о звуках речи; слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем; обводить; рисовать орнамент; штриховать; писать элементы печатных букв.

Печатание элементов букв. Классификация слов по формальным признакам

обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; подбирать цвета и рисунки; делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв.

Написание элементов строчных букв. Письмо петелек и полуовалов

различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм; умение проводить звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв и безотрывных линий.

Письмо строчных и заглавных букв «а» и «о»

Элементы письменных букв — строчных и заглавных.

Слитное письмо: верхнее и нижнее соединение.

Строчные буквы, заглавные буквы, верхнее соединение, нижнее соединение.

.

правильно писать гласные буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ, писать буквы слитно.

Письмо строчной и заглавной буквы «у»

обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; подбирать цвета и рисунки; делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв. правильно писать гласные буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ, писать буквы слитно.

Письмо строчных букв  «и», «ы» и заглавной буквы И

выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв. правильно писать гласные буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ, писать буквы слитно.

Письмо строчной и заглавной буквы «э»

выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; оформлять предложения на письме

Основной (букварный) период обучения (58 часов)

Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы,Ээ

Запись коротких слов, составление предложений по предложенным схемам.

выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; оформлять предложения на письме

Письмо согласных букв

Письмо строчной и заглавной буквы «м»

Письмо букв, обозначающих гласные звуки. Слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением. Элементы букв русского алфавита — строчных и заглавных; слоговое письмо слов. Правила написания предложений. Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Алфавит, буква, слог, соединен ие, элементы.

выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; оформлять предложения на письме объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.

Письмо строчной и заглавной буквы «с». Запись слов под диктовку.

Буква Н (строчная и заглавная). Письмо слогов, слов и предложений.

Буква Л (строчная, заглавная).

Написание слов и предложений с изученными буквами

Письмо строчной и заглавной буквы «т». Списывание слов и предложений.

Письмо строчной и заглавной буквы «к». Письмо слогов, слов и предложений.

выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; оформлять предложения на письме читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Закрепление изученных букв. Составление и запись предложений.

проводить звуковой анализ слов; писать буквы; читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Письмо строчной и заглавной буквы «р». Письмо слогов, слов и предложений.

проводить звуковой анализ слов; писать буквы; читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Письмо строчной и заглавной буквы «в».

проводить звуковой анализ слов; писать буквы; читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Письмо строчной и заглавной буквы «п».

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; ориентироваться в тетради.

Письмо строчной и заглавной буквы «г».

выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; оформлять предложения на письме отличать имена собственные.

Сравнение звуков [г] и [к]. Запись слов парами: гора — кора.

Списывание с печатного текста

Письмо строчной и заглавной буквы «е».

Письмо строчной и заглавной буквы «ё».

Написание слов с буквами «е», «ё»

Написание слов и предложений с изученными буквами.

проводить звуковой анализ слов; писать буквы; читать и записывать слова и предложения; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты.  объяснять значения слов

Письмо строчной и заглавной буквы «б».

Письмо строчной и заглавной буквы «з». Письмо слов и предложений.

Упражнения в написании слов с изученными буквами.

Письмо строчной и заглавной буквы «д». Сравнение звуков[д] и [т]. Письмо слов.

Письмо строчной и заглавной буквы «ж».

Закрепление изученных букв. Буквенная мозаика. Контрольное списывание

Письмо предложений, текста с изученными буквами.

Письмо строчной и заглавной буквы «я». Запись слов с йотированной гласной я.

проводить звуковой анализ слов; писать буквы; читать и записывать слова и предложения; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты; списывать. озаглавливать текст. работать в парах.

оформлять предложения на письме.

.

Буква Я после согласных. Письмо слов с мягкими согласными

Буквы а — я, о — ё, ы — и. Письмо слов. Списывание предложений по памяти.

Письмо строчной и заглавной буквы «х».

Мягкий знак. Звуковой анализ. Запись слов с «ь».

Письмо строчной и заглавной буквы «й».

Упражнения в написании слов с изученными буквами

Письмо строчной и заглавной буквы «ю». Имена собственные.

Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки.

Закрепление пройденного. Буквы е, ё и ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука.

Письмо строчной и заглавной буквы «ш».

Буква Шш. Правописание сочетаний жи — ши.

проводить звуковой анализ слов; писать буквы; читать и записывать слова и предложения; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты; списывать. озаглавливать текст. работать в парах.

оформлять предложения на письме.

Письмо строчной и заглавной буквы «ч». Правописание буквосочетаний ча, чу.

Письмо строчной и заглавной буквы «щ».

Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

Письмо слов и предложений. Классификация слов.

проводить звуковой анализ слов; писать буквы; читать и записывать слова и предложения; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты; списывать. озаглавливать текст. работать в парах.

оформлять предложения на письме. Писать слова с ъ и ь ,  Определять мягкость согласных.

Письмо строчной и заглавной буквы «ц».

Письмо строчной и заглавной буквы «ф».

Списывание слов с предварительным проговариванием

Правописание слов с мягкими согласными.

Разделительные ь и ъ.

Упражнения в написании слов с изученными буквами

Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного.

Алфавит. Повторение изученных букв.

Списывание предложений и коротких текстов из азбуки.

Упражнения по чистописанию. Закрепление первоначальных орфографических навыков

Составление предложений. Оформление предложений

Написание предложений под диктовку.

Дополнение предложений

Составление предложений по схеме и рисункам.

Обозначение мягкости на письме.

читать; составлять рассказы по своим картинкам; оформлять предложения на письме; писать под диктовку; списывать. писать слова с разделительными ь и ъ знаками

Ударение.

Написание слов с сочетанием жи-ши.

Правописание предлогов

Правописание слов с ь знаком на конце

Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками

Имена собственные

( имя, фамилия людей)

Послебукварный период обучения (19часов)

Слова -  названия действий предметов

Каллиграфическое письмо изученных букв, слогов, слов. Чистописание.

Каллиграфия, каллиграфическое письмо; чистописание.

Личностные: формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

Регулятивные: освоение способов сравнения своей работы с эталоном, способов нахождения и исправления ошибок.

Познавательные: освоение норм и правил письма.

Коммуникативные: умение объяснить достоинства и недостатки в своей и в чужой работе.

оформлять предложения на письме; писать под диктовку; списывать. писать разборчиво, соблюдать орфографический режим выразительно читать; составлять рассказы; оформлять предложения на письме; писать под диктовку; списывать.

Имена собственные (названия городов)

Знаки в конце предложений

Слова-названия предметов и его признаков.

Упражнения в написании предложений.

Имена собственные (названия рек)

Урок речевой культуры

Мягкость согласных перед буквами е, ё. и, ю, я.

Мягкий знак – показатель мягкости.

Правописание гласных после шипящих.

Рабочая программа

по русскому языку

для 1класса  

на 2016-2017 учебный год

 (УМК «Перспектива»;

Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык 1 класс.

 М.: «Просвещение», 2011г.

Допущено министерством образования и науки)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального  образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива»

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения);

2) формирование элементарной лингвистической компетентности.

Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

1) сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

2) обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

3) обеспечить взаимосвязь системы обучения русскому языку с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

4) развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Принципы обучения

Новая система обучения русскому языку базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом

особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-

символического и абстрактно-логического);

— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание

речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её

выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак —

значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Программа и материал УМК рассчитан на 50 часов в год (5 часов в неделю, 10 учебных недель), что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речевой деятельности, поэтому в курсе выделены уроки развития речи – 1 час в две недели, 5 часов в год.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

Данная программа составлена с учетом особенностей начальной подготовки учеников 1 «Б» класса гимназии №3 города Орска. При стартовой диагностике учащиеся показали средний и выше среднего уровни развития.

Авторские сроки при прохождении материала программы не изменены.

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

1. Основы лингвистических знаний: фонетика, орфоэпия, графика, морфемика, грамматика.

2. Орфография и пунктуация.

3. Развитие речи.

Языковой материал признан, сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младшего школьника, а так же способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а так же развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения, формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.        Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.    Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.          Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.    Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).

Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)

.

Содержание программы  (1 класс)

Фонетика.

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение звуков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак-рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.

Графика и орфография.

Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов, предложений (3-5 слов со звуками в сильной позиции). Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Сравнительный анализ буквенных записей с разными позициями согласных звуков.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначения гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Слово и предложение. Пунктуация.

Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия предметов и признаки; родственные слова; синонимы; антонимы; омонимы (ознакомление без введения терминологии).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Развитие речи.

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. 

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты обучения.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты обучения.

В процессе изучения русского языка обучающиеся  научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог , устные монологические высказывания , письменные тесты )с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения ; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве  с целью успешного участия в диалоге ; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.

Предметные результаты обучения.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета .

Выпускник на ступени начального общего образования:

1) научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

2) сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

3) получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Планируемые результаты изучения разделов систематического курса русского языка

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться: 

  • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
  • оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник научится: определять качественную характеристику звука, ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного литературного языка

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться: 

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
  • оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы  и, а, но, частицу  не  при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

«Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Раздел «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

                                  Оценка результатов

Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Измерители  качества выполнения  федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования:

  • устные ответы обучающихся,
  • письменные  работы,
  • тесты,
  • контрольные работы,
  • комплексная оценка результатов обучения, включающая сформированность УУД,
  • портфель достижений (накопительная оценка, полученная в ходе текущего и промежуточного оценивания).

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Календарно-тематическое планирование: Русский язык 1 класс (50 ч)

Тема раздела (количество часов)

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты обучения 

Возможные виды

деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Дата (планируемая)

Дата (фактическая)

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

В мире речевого общения ( 6 часа)

В мире общения. Цели и формы общения.

Цель, формы, условия и результат общения (на конкретно-предметном уровне). Общение как умение говорить и слушать, читать и писать. Точные слова как средство выражения мысли.

Язык как средство общения, слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова.

Личностные: формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.

Регулятивные: освоение способов речевого общения.

Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета

Слушать текст.

Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения.

Наблюдать за предложениями в устной и письменной речи. Анализировать,

Родной язык – средство общения.

устанавливать и высказываться, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.

Сравнивать и различать на практике предложение и группу слов, не составляющую предложение.

Наблюдать за словами в составе предложения и устанавливать: слова в предложении связаны по смыслу и по форме.

Строить высказывания (формулировать вывод) по результатам наблюдений.

внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. .

Смысловая сторона русской речи.

Слово, его роль в нашей речи.

Слово и его значение.

Слово. Проверочная работа.

Слово и его значение

(10 часов)

Работа над ошибками. Слово как средство создания образа

Правописание имён собственных на примерах имён и фамилий людей; названий городов, рек, посёлков; кличек животных. Имя существительное (без определения); имя собственное; имя нарицательное; многозначные слова, омонимы (без определения); правила правописания имён собственных.

Имя собственное, имя нарицательное.

Личностные: осознание алгоритма своего действия.

Регулятивные: освоение способа написания имён собственных.

Познавательные: осмысление различия между именами собственными и нарицательными.

Коммуникативные: формирование умения аргументировать.

Слушать текст.

Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения.

Наблюдать за предложениями в устной и письменной речи. Анализировать,

устанавливать и высказываться, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.

Сравнивать и различать на практике предложение и группу слов, не составляющую предложение.

Наблюдать за словами в составе предложения и устанавливать: слова в предложении связаны по смыслу и по форме.

Строить высказывания (формулировать вывод) по результатам наблюдений.

внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. .

Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного

Имя собственное. Правописание имен собственных в кличках животных.

Составление текста – описания  животного

Имя собственное.Правописание имен собственных в именах, фамилиях людей.

Слова с несколькими значениями

Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению.

Синонимы, антонимы; слова, близкие и противоположные по значению; толковый словарь.

Личностные: формирование словарного запаса.

Регулятивные: умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.

Познавательные: систематизация знаний о значении слов русского языка.

Коммуникативные: формирование ценностного отношения к русскому языку — как богатому и выразительному.

Слова, близкие по значению (синонимы).

Слова, противоположные по значению (антонимы)

Знакомство с разными

 группами слов.

Распределение слов на группы: слова — названия предметов, их признаков и действий.

Вопросы кто? что? какой? какая? что делает? и другие; лексика.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные: освоение способов классификации слов по группам: слова — названия предметов, их признаков и действий.

Познавательные: освоение умения ставить вопросы к словам.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия.

различать предмет и слово как название предмета, слова — названия признаков и действий предметов.

Расширять словарный

Предмет  и слово как название предмета.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Составление текста «Кот, петух и лиса» по рисунку и данному началу

Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками.

Фонетика

 ( 27 часов)

Звуки и буквы. Буква как значок звука

Звук и буква (закрепление представления о букве как о значке звука). Согласные и гласные звуки и буквы. Деление слова на слоги. Перенос слова по слогам.

Звук, буква, алфавит, слог, перенос слова, ударение.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные: освоение способов классификации слов по звукам и количеству слогов.

Познавательные: освоение умений делить слова на слоги, находить ударный слог и делить слова для переноса.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия

различать звук и букву; находить в слове ударный слог и переносить слова по слогам; иметь представление о практическом применении

алфавита.

Расширять словарный запас учащихся

Слушать слова и выделять ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове.

Устанавливать возможное количество ударных гласных звуков (слогов) в слове.

Наблюдать и устанавливать подвижность (изменение места) ударения в слове.

Объяснять формулировку: «Смысл слова может зависеть от ударения». Наблюдать и объяснять, каково значение эмоционального ударения в слове (Страш-шно! Ура-а-а!).

Наблюдать за произношением и обозначением на письме ударных и безударных гласных звуков.

Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

Объяснять, почему обозначение на письме безударных гласных можно проверять ударением

. Упражняться в проверке безударных гласных в слове (на примере слов стол — столы, козы — коза)

Звуки и буквы. Контрольное списывание

Алфавит.

Гласные звуки. Обозначение их буквами.

Согласные звуки. Обозначение их буквами.

Согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов.

Слоги.

Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Упражнение в переносе слов

Ударение.

Роль ударения в различении смысла слова.

Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Выделять в словах только твердые согласные звуки, только мягкие согласные звуки.

Сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу с его обозначением на письме.

Формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями.

Сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике.

Использовать правила правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в практической деятельности

подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной; писать слова с ь — показателем мягкости и разделительным

Вычленять и анализировать общую часть родственных слов. Контролировать собственные действия: выделять только ту часть слова, которая в родственных словах не изменяется.

Орфоэпическая норма  языка. Словарь «Говори правильно»

Ударные  и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

Обозначение мягкости согласных звуков  на письме

Мягкий знак-показатель мягкости

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я

Способы обозначения мягкости согласных на письме.

Расхождение между произношением и написанием слова. Твёрдые и мягкие согласные звуки в середине слова. Традиционное написание сочетаний жи ши, ча ща, чу щу и слов с разделительным ь.

Орфограмма

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные: освоение правил написания слов.

Познавательные: освоение умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия.

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Изложение текста «Вот так щука!» по вопросам.

Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Разделительный мягкий знак

Написание слов с разделительным мягким знаком

Разделительный твердый знак.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

Правописание парных звонких и глухих согласных. 

От слова к предложению, от предложения к тексту (9 часов)

От слова к предложению.

Анализ предложений и текста. Соответствие между предложениями и целью высказывания. Оформление предложения на письме. Создание собственного текста.

Интонационные особенности и знаки препинания, цель высказывания, заголовок, ключевые слова, структура текста.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные: освоение способов классификации предложений в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски.

Познавательные: освоение умения составлять предложения и текст.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия

различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложений.

Связь слов в предложении.

Знаки препинания в конце предложения.

От предложения к тексту.

Составление текста записки, письма

50-52

Повторение и закрепление.

53

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа. Русский язык. Обучение письму. 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа. Русский язык. Обучение письму. 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа по русскому языку (обучение письма)

Русский язык. 1 класс. Рабочая программа....

Урок русского языка (обучение письму) с самоанализом в 1 классе. Тема урока: «Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила письма.

Данный урок письма 6 в календарно – тематическом планировании, 6 в подготовительном  периоде  обучения письму.  На уроке использована тетрадь по письму «Азбука» № 1, авторов Н.Г.  ...

Рабочая программа по русскому языку/обучение письму 1 класс

Рабочая программа составлена по УМК Планета знаний...

Русский язык (обучение письму) 1 класс Письмо заглавной буквы Ж, ж

Материал урока позволяет отработать навыки написания заглавной буквы Ж, закрепить умения писать имена собственные, составлять схему предложения....

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте и письму) 1 класс.

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта обра...