Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте и письму) 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Кочетова Татьяна Валерьевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки Россииот 19.12.2014 № 1599).

Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. 

Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2). 

Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_rus.yaz_.peredel.docx104.3 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК.  (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.ПИСЬМО). 1 КЛАСС 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Цели образовательно-коррекционной работы 

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки Россииот 19.12.2014 № 1599),  

адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вар.8.1) МБОУ «Школа равных возможностей», учебного плана МБОУ «Школа равных возможностей», примерных рабочих программ по русскому языку для 1 класса. 

Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. 

Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2). 

Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма. 

В букварный период у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности. 

Общая характеристика учебного предмета 

Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности. 

Букварный период может быть продлен по времени на усмотрение педагога. Это зависит от состава класса, уровня подготовленности учащихся, их обучения в дополнительном пропедевтико-диагностическом классе. Определенная свобода в распределении материала по четвертям и годам обучения дает возможность педагогу принимать во внимание особенности каждого ребенка с интеллектуальными нарушениями и двигаться в том темпе изучения материала, который доступен всему классу в целом. 

Урок письма в первом классе проводится вслед за уроком чтения, что позволяет использовать уже полученные на уроках чтения знания. При обучении письму важно научить первоклассников правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв. 

Заглавные буквы изучаются параллельно со строчными. Параллельное изучение заглавной и строчной буквы продиктовано тем, что и при чтении, и при письме учащимся практически с первых уроков говорится о том, что предложение пишется с большой буквы. Сначала на это указывается в схемах предложений, потом и в записях предложений. Достаточно часто встречается большая буква в именах собственных. 

Написание букв А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ (в рукописном варианте) предлагается изучать в упрощенном виде: уменьшается количество элементов буквы, сами элементы становятся более простыми. Написания остальных букв остаются без изменений. Это наглядно показано в Прописях (авторы Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.), обеспечивающих учебно-методическую базу данного предмета. Также в прописях дана наклонная линия (косая), для того чтобы дети не забывали о наклонном положении тетради при письме и, соответственно, для выработки у них правильного наклонного письма. 

При обучении письму не рекомендуется вырабатывать у учащихся навык безотрывного письма, также исключено обучение умственно отсталых первоклассников письму под счет. В период обучения детей первоначальному навыку письма большое значение имеет прием списывания с образца. Это позволяет повысить качество письма и облегчить работу слабоуспевающим учащимся. Первоклассникам предлагаются образцы написания по точкам, пунктирным линиям, тонким линиям. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний показано стрелочками в прописях и демонстрируется учитель на доске. 

Достаточно большое количество упражнений в период обучения письму направлено на перевод печатных букв в рукописные. По мере усложнения материала первоклассники начинают списывать слоги, слова и предложения. Эти задания способствуют выработке умения соотносить печатный и письменный шрифт, тренируют навык чтения слов, написанных печатными и письменными буквами. 

Важнейшим условием овладения письмом является достаточная степень развития навыков звукового или звуко-буквенного анализа. Учителю необходимо стремиться к осознанному осуществлению детьми процесса звуко-буквенного анализа, выделения звуков и перевода их в графемы. После предварительного анализа учащиеся пишут буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух. 

В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово. Помимо графических упражнений даются упражнения для развития связной устной речи учащихся. Это рассматривание рисунков, составление словосочетаний, предложений, дополнение слов, составление слов из разбросанных букв с опорой на иллюстрацию, составление предложений с опорой на иллюстрацию с последующей записью. По рисункам проводится беседа, обговариваются варианты выполнения задания. Таким образом, на уроках письма закладывается начальная основа коммуникативной направленности процесса обучения умственно отсталых школьников. 

Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно отсталых первоклассников крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребенка, это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз, выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, учащиеся отрабатывают двигательные навыки, координируют движения, тренируют зрительное восприятие. 

Примерная рабочая программа учебного курса «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» для первого класса является основой для разработки учителем собственной рабочей программы по предмету, учитывающей особые образовательные потребности конкретных обучающихся, которыми должна быть освоена АООП. 

Описание места предмета в учебном плане 

Учебный предмет «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса  курс русского языка рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Добукварный период рассчитан примерно на первую четверть учебного года. На усмотрение педагога, в зависимости от состава класса добукварный период может быть либо продлен, либо сокращен во времени.

Количество часов в неделю составляет в 3 часа. 

Период обучения грамоте может быть продлен на 1 четверть второго класса, в случае трудностей с овладением навыками письма и чтения. 

Личностные и предметные результаты освоения предмета 

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» предполагает достижение ими двух видов планируемых результатов: личностных и предметных.  

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета. 

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Личностные результаты: 

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка; 
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности; 
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира; 
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; 
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; 
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя; 
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников; 
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; 
  • ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах; 
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах; 
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); 
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях; 
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; 
  • слушать собеседника и понимать речь других; 
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); 
  • принимать участие в диалоге; 
  • принимать участие в работе парами и группами; 
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. 

Предметные результаты: 

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей; 
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности; 
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки; 
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение); 
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения; 
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя; 
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет; 
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур; 
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.); 
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; 
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; 
  • понимать различие между звуками и буквами; 
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова); 
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; 
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; 
  • различать слово и предложение, слово и слог; 
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; 
  • осознавать слово как единство звучания и значения; 
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; 
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения; 
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; 
  • составлять предложения из данных слов; 
  • составлять предложения по схеме; 
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; 
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе; 
  • списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения; 
  • писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением. 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Добукварный период 

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа 

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д. 

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу. 

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др. 

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др. 

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. 

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др. 

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. 

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. 

Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. 

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. 

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки. 

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. 

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д. 

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д. 

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся). 

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки. 

 

Развитие зрительных и пространственных восприятий 

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв). 

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат. 

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо. 

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4). 

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине. 

 

Развитие моторных умений 

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой. 

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. 

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др. 

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу. 

Букварный период (письмо) 

1-й этап 

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. 

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя. 

Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. 

Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой. 

Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д. 

Составление и запись предложений из 1-2 слов. 

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. 

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. 

Запись под диктовку букв и слогов. 

2-й этап 

Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. 

Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа. 

Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта. 

Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой)

Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. 

Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). 

Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения. 

Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 

 

3-й этап 

Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. 

Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа. 

Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др. 

Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов. 

Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей. 

Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа. 

Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку. 

Контрольное списывание. 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 

Дата

Тема урока

Технологии

Решаемые проблемы

Виды деятельности

Основные понятия

По плану

факт

Добукварный период (13 ч.)

1

04.09.19

Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, парной и групповой деятельности.

Что за праздник «1 сентября»? Что такое школа?

Беседа с опорой на иллюстрацию «Праздник школы». Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям.

Класс, порядок в классе.

2

05.09.19

Беседа «Учитель и ученики.  Имя и отчество учителя». Речь устная и письменная.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, парной и групповой деятельности. 

Кто такой учитель, ученик?

Знакомство с классом, учителем, учениками. Коллективная работа по рисункам, обобщение – составление высказываний о правилах общения в школе.

Учитель и ученики.  Имя и отчество учителя.

3

09.09.19

Беседа «Имена и фамилии учеников.  Школьные вещи».  Речь устная и письменная.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, парной и групповой деятельности. ИКТ.

Что относится к устной и письменной речи?

Продолжение знакомство с классом. Беседа о школьной мебели, о школьных вещах.  Составление рассказа «Моя школа».

Имена и фамилии учеников.  Школьные вещи.

4

11.09.19

Беседа «Имя и отчество родителей.  Семья». Слово. Предмет и слово.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, парной и групповой деятельности.

Что такое слово? У каждого ли предмета есть свое название?

Я и моя семья. Познакомить с понятием «слово», с условно-графической записью слов. Развивать устную речь: учить называть слова по предметным картинкам,

развивать правильную артикуляцию, голос.

Имя и отчество родителей.  Семья. Слово. Предмет и слово.

5

12.09.19

Беседа «Режим дня». Предложение.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, парной и групповой деятельности. ИКТ.

Для чего нужен режим дня? Из чего он состоит? Как отличить предложение от слова?

Познакомить с понятием «предложение». Учить составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам. Приучать детей к соблюдению режима дня. Расширять словарный запас.

Режим дня. Предложение.

6

16.09.19

 Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Что такое слово? Для чего нужны слова?

Называние предметов, изображенных на картинках. Условно-графические схемы слов. Обводка композиции из геометрических фигур по контуру.

Слово, общение.

7

19.09.19

Знакомство с понятием «вертикальные и

горизонтальные линии»

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности.

Как писать вертикальные и горизонтальные линии?

Знакомство с понятием «вертикальные линии» и

«горизонтальные линии» (использование терминов в речи

учителя, а в речи детей – «палочка стоит», «палочка лежит»)

Рисование вертикальных и горизонтальных линий разных

цветов по заданию учителя. Обводка и рисование бордюра из вертикальных и

горизонтальных линий.

Горизонтальные и вертикальные линии.

8

23.09.19

Знакомство с делением предложения, состоящего

из трёх слов, на слова, его условно-графическое

изображение и «чтение».

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения

Как изображать предложение графически? Из чего состоит предложение?

Беседа на тему «Кто что любит?» с опорой на картинки.

Соотнесение картинок с помощью стрелок. Составление по картинкам предложений из трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур.

Предложение.

9

25.09.19

Знакомство с делением слова на слоги, «чтение»

и условно-графическое изображение слов.

.Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Что такое слог? Как делить слова на слоги?

Беседа на тему «У нас соревнования» с опорой на

иллюстрацию. Деление слов, обозначающих имена, на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам. Штриховка геометрических фигур наклонными линиями.

Слог.

10

27.09.19

Слова и слоги. Ударение в слове.  

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как узнать, сколько в слове слогов? 

Что такое ударение? Какие слоги в слове называются ударением? 

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): 

коллективная работа по рисунку – соотнесение слов со схемами, введение понятий «слог», «ударение», конструирование 

Слово, слог, ударение, ударный слог, схема. 

11

30.09.19

Слово и предложение.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности, проблемного обучения. 

Чем слово отличается от предложения? 

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): 

Фронтальная беседа – комплексное повторение изученного о предложении, слове, сравнение схем слов и предложений; 

коллективная работа  – коллективная проверка работы в парах; 

работа в паре – конструирование текста по рисунку и схемам. 

Слово, предложение, схема, звуки, гласные/ 

согласные, ударение, слог

Букварный период

12

2.10.19

Письмо строчной и заглавной буквы Аа. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности, проблемного обучения. 

Какой звук обозначается буквами А, а? 

Знакомство с Прописями, тетрадным листом, разлиновкой, условными обозначениями. Дифференциация печатного и

рукописного варианта буквы А.

Звук, буква, гласный, ударение.

13

04.10.19

Письмо строчной и заглавной Уу.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, перспективно-опережающего обучения, проблемного обучения. 

Какой звук обозначается буквами У, у? 

Коллективная работа – выделение звука из слов, характеристика звука, знакомство с буквами У, у. Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы У.

Звук, буква, гласный, ударение.

14

07.10.19

Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау, уа. 

Здоровье-

сбережения, развития

исследовательских навыков, парной и

групповой деятельности,

проблемного

обучения.

Что мы знаем о

гласных звуках?

Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов с большой буквы с восклицательным знаком в конце Ау! Уа! Правила соединения букв.

Звук,буква,

гласный,

ударение,

слово,слог,

схема.

15

09.10.19

Письмо строчной и заглавной буквы Мм. 

Здоровье-

сбережения, развития

исследовательских навыков, парной и

групповой деятельности,

проблемного

обучения.

Какой звук обозначается буквами М, м? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы М. Написание слогов с изученными буквами. Правила соединения букв.

Слово, звук,

согласный,

слоговая

таблица,

схема слова.

16

11.10.19

Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Как соединять изученные буквы между собой?

Закрепление написания изученных букв и слогов.  Правила соединения букв в слогах.

Слог, буквы.

17, 18

14.10.19

16.10.19

Закрепление написания букв Аа, Уу, Мм. Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Чем отличается закрытый от открытого слога?

Письмо закрытых слогов ам, ум. Правила соединения букв. 

Написание слогов и слова мама.

Слог, буквы, звуки, мама.

19

18.10.19

Письмо строчной и заглавной буквы Оо. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности, проблемного обучения. 

Какой звук обозначается буквами О, О? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Оо. Написание слогов с буквой О.

Звук, буква, гласный, ударение.

  20,

21

21.10.19

23.10.19

Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какие

согласные и гласные

буквы мы знаем? Чем они отличаются?

Написание букв и слогов. Перекодирование букв и слогов из печатного шрифта в рукописный.

Обратные слоги, прямые слоги.

22-

24

25.10.-

06.11.19

Письмо строчной и заглавной буквы Хх. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Х, х? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Хх. Написание слогов с буквой Хх

Звук, буква, согласный.

25,

26

8.11.19

11.11.19

Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. 

Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности, проблемного обучения. 

Какие буквы знаем? Как их соединять между собой?

Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов (Ау!, Му!, Ох!) и слов из трёх-четырёх букв (уха, муха). Списывание рукописного варианта слогов и слов. 

Звук, буква, согласный, гласный.

27

13.11.19

Письмо строчной и заглавной буквы Сс. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами С,с? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Сс. Написание слогов с буквой Сс. 

Звук, буква, согласный.

28, 29

15.11.19

18.11.19

Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов, слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. 

Буква,слог, слова.

30,

31

20.11.19

22.11.19

Письмо строчной и заглавной буквы Нн.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности, проблемного обучения. 

Какой звук обозначается буквами Н,н? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Нн. Написание слогов с буквой Нн. 

Звук, буква, согласный.

32,

33

 25.11.19

27.11.19

Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов. Написание звукоподражательных слов-предложений с большой буквы и восклицательным знаком в конце. Написание имени с большой буквы. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. 

Буква,слог, слова.

34

29.11.19

Письмо строчной буквы ы. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

В каких словах встречается звук ы?

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ы. Написание слогов и слов с буквой ы.

Звук, буква, гласный, ударение.

35

2.12.19

Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. 

36

4.12.19

Письмо строчной и заглавной буквы Лл. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Л,л? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Лл. Написание слогов и слов с буквой Лл. 

Звук, буква, согласный.

37,

38

06.12.19

09.12.19

Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. 

Буква,слог, слова.

39

11.12.19

Письмо строчной и заглавной буквы Вв

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами В,в? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Вв. Написание слогов  и слов с буквой Вв. 

Звук, буква, согласный.

40

13.12.19

Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. 

Буква,слог, слова.

41

16.12.19

Письмо строчной и заглавной буквы Ии. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами И,и? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ии. Написание слогов и слов с буквой Ии. 

Звук, буква, гласный, ударение.

42

18.12.19

Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Актуализация и проверка полученных знаний. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку букв, слогов, слов, предложений. 

Буква,слог, слова.

43

20.12.19

Комплексная диагностическая работа. 

Здоровье-сбережения,  

самостоятельной работы, 

диагностирования, анализа и обобщения. 

Чему мы научились за полугодие?

Формирование у учащихся способностей к самостоятельной деятельности, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений,  их практическому применению. 

Самостоятельная работа, правила выполнения самостоятельной работы –инструктаж.

44-45

23.12.19

25.12.19

Письмо строчной и заглавной буквы Шш. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Ш,ш? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Шш. Написание слогов и слов с буквой Шш. 

Звук, буква, согласный,шипящий.

46

27.12.19

Письмо изученных слогов и слов. Повторение пройденного материала.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. 

Буква,слог, слова.

47

13.01.20

Практические упражнения в написании слов со слогом ШИ. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Всегда ли слог ши пишется с И?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. 

Слог ШИ

48

15.01.20

Письмо строчной и заглавной буквы Пп. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Какой звук обозначается буквами П,п? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Пп. Написание слогов с буквой Пп.

Звук, буква, согласный.

49

17.01.20

Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. 

Буква, слог, слова.

50-51

20.01.2022.01.20

Письмо строчной и заглавной буквы Тт.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Т,т? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Тт. Написание слогов с буквой Тт. 

Звук, буква, согласный.

52

24.01.20

Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Как соединять изученные буквы между собой?

Дифференциация схожих по написанию букв. Написание слогов и слов. Вставка пропущенной буквы слово. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён собственных с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. 

Буква,слог, слова.

53

27.01.20

Письмо строчной и заглавной буквы Кк. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами К,к? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Кк. Написание слогов и слов с буквой Кк. 

Звук, буква, согласный.

54

29.01.20

Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Дифференциация схожих по написанию букв. Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. 

Буква,слог, слова.

55

31.01.20

Письмо строчной и заглавной буквы Зз. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами З,з? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Зз. Написание слогов и слов с буквой Зз. 

Звук, буква, согласный, свистящий

56, 57

03.02.20

05.02.20

Дифференциация звуков З и С. Письмо изученных слогов и слов.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

В каких случаях пишется з,с?

Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов и слов. Практические упражнения в записи слогов (за – са), слов (коза – коса). Практические упражнения в написании имён собственных. 

Звук, буква, согласный, свистящий

58

7.02.20

Письмо строчной и заглавной буквы Рр. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Р,р? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Рр. Написание слогов и слов с буквой Рр. 

Звук, буква, согласный.

59

10.02.20

Дифференциация звуков Р и Л. Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

В каких случаях пишется р,л?

Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Вставка пропущенной буквы в слово. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов и слов. Практические упражнения в написании имён собственных. 

Звук, буква, согласный.

60

12.02.20

Письмо строчной буквы й.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буква й? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы й. Написание слогов и слов с буквой й.

Звук, буква, согласный.

61-62

14.02.2017.02.20

Дифференциация звуков и и й. Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Чем отличается звук И от Й?

Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. 

Буква, звук, согласный/гласный.

63

19.02.20

Письмо строчной и заглавной буквы Жж. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Ж,ж? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Жж. Написание слогов и слов с буквой Жж. 

Звук, буква, согласный.

64

21.02.20

Дифференциация звуков Ж и Ш. Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Чем отличаются звуки Ж, Ш?

Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенной буквы в слово. Практические упражнения в написании слогов жи – ши, слов с этими слогами. Составление и запись предложений с опорой на схему. 

Звук, буква, согласный.

65

2.03.20

Письмо строчной и заглавной буквы Бб. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Б,б? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Бб. Написание слогов и слов с буквой Бб. 

Звук, буква, согласный.

66

4.03.20

Дифференциация звуков  Б и П. Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Чем отличаются звуки Г, К?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. 

Звук, буква, согласный.

67

06.03.20

Письмо строчной и заглавной буквы Дд

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Д,д? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Дд. Написание слогов и слов с буквой Дд. 

Звук, буква, согласный.

68, 69

10.03.-11.03.20

Дифференциация звуков  Д и Т. Письмо изученных слогов и слов.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Чем отличаются звуки Д, Т?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенного слова в предложение с опорой на иллюстрацию.

Звук, буква, согласный.

70

13.03.20

Письмо строчной и заглавной буквы Гг. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Г,г? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Гг. Написание слогов и слов с буквой Гг. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Звук, буква, согласный.

71

16.03.20

Дифференциация звуков Г и К Письмо изученных слогов и слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Чем отличаются звуки Г, К?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. 

Звук, буква, согласный.

72, 73

18.03.2020.03.20

Письмо строчной буквы ь. 

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

В каких словах пишется буква ь?

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ь. Написание слов с буквой ь. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Буква без звука.

74

30.03.20

Письмо строчной и заглавной буквы Ее. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Каким звуками обозначаются буквы Е,е? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ее. Написание слов с буквой Ее. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Звук, буква, гласный, ударение.

75

01.04.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Звук, буква, согласный, гласный.

76

03.04.20

Письмо строчной и заглавной буквы Яя. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Каким звуками обозначаются буквы Я,я? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Яя. Написание слов с буквой Яя. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Звук, буква, гласный, ударение.

77

6.04.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв А и Я. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Звук, буква, гласный.

78

8.04.20

Письмо строчной и заглавной буквы Юю. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Каким звуками обозначаются буквы Ю,ю? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Юю. Написание слов с буквой Юю. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Звук, буква, гласный, ударение.

79

10.04.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов,слов. Дифференциация букв У и Ю. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Звук, буква, гласный.

80

13.04.20

Письмо строчной и заглавной буквы Ёё. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Каким звуками обозначаются буквы Ё,ё? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ёё. Написание слов с буквой Ёё. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

Звук, буква, гласный, ударение.

81

15.04.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Звук, буква, согласный, гласный.

82

17.04.20

Письмо строчной и заглавной буквы Чч. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Ч,ч? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Чч. Написание слогов и слов с буквой Чч. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

Звук, буква, согласный.

83

20.04.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча и чу. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Звук, буква, согласный, гласный.

84

22.04.20

Письмо строчной и заглавной буквы Фф. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Какой звук обозначается буквами Ф,ф? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Фф. Написание слогов и слов с буквой Фф. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию

Звук, буква, согласный.

85

24.04.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация слогов и слов с В и Ф. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Чем отличаются буквы В, Ф?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Звук, буква, согласный, гласный.

86

27.04.20

Письмо строчной и заглавной буквы Цц. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Ц,ц? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Цц. Написание слогов и слов с буквой Цц. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Звук, буква, согласный.

87

29.04.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Как соединять изученные буквы между собой?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения.

Звук, буква, согласный, гласный.

88-90

06.05-8.05.20

Письмо строчной и заглавной буквы Ээ. 

Закрепление пройденного материала.

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Э, э? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ээ. Написание слогов и слов с буквой Ээ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Звук, буква, гласный, ударение, слово, слог, схема. 

91-93

12.05.-

15.05.20

Письмо строчной и заглавной буквы Щщ. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Какой звук обозначается буквами Щ,щ? 

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Щщ. Написание слогов и слов с буквой Щщ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Звук, буква, согласный.

94-95

18.05-20.05.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча, ща, чу, щу. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Всегда ли слоги ча, ща,чу,щу пишется с А,У?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Звук, буква, согласный, гласный.

96

22.05.20

Письмо строчной буквы ъ. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

В каких словах пишется буква Ъ?

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ъ. Написание слов с буквой ъ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Буква без звука.

97

25.05.20

Проверочная работа: списывание с печатного текста. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

Чему мы научились за год?

Формирование у учащихся способностей к самостоятельной деятельности, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений,  их практическому применению. 

Самостоятельная работа, правила выполнения самостоятельной работы –инструктаж

98

27.05.20

Написание слов с ь и ъ знаком. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, парной и групповой деятельности, проблемного обучения.

В каких словах пишутся буквы Ь и Ъ?

Написание слов с буквой ъ. Написание слов с ь и ъ знаком. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. 

Буквы без звука.

99

29.05.20

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. 

Здоровье-сбережения, развития исследовательских навыков, 

парной и групповой деятельности,   ИКТ.

Какие буквы вы знаете? На какие две группы делятся звуки? Какие звуки относятся к гласным второго ряда?

Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. 

Звуки гласные/согласные.Буквы заглавные/строчные. Слог, слово, предложение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по русскому языку для первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами: 

1. Учебно-методическое обеспечение: 

Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 

Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 

2. Учебник: 

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. 

3. Рабочая тетрадь: 

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Прописи для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 3-х ч. 

4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

-  электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. 

5. Технические средства: 

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет). 

6. Учебно-практическое оборудование: 

- касса букв и слогов; 

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела); 

- наборы предметных и сюжетных картинок; 

- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.); 

- слоговые таблицы; 

- дидактические игры; 

- образца написания букв; 

- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты; 

- конструктор. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные результаты 

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка; 
  • проявление интереса к языковой и речевой деятельности; 
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира; 
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; 
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; 
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя; 
  • оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем; 
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; 
  • ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах; 
  • понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах; 
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); 
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях; 
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; 
  • слушать собеседника и понимать речь других; 
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); 
  • принимать участие в диалоге; 
  • принимать участие в работе парами и группами; 
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. 

Планируемые предметные результаты 

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей; 
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности; 
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки; 
  • практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение); 
  • работать с условно-графическим изображением слова, предложения; 
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя; 
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет; 
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур; 
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.); 
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; 
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; 
  • понимать различие между звуками и буквами; 
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова); 
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; 
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; 
  • различать слово и предложение, слово и слог; 
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; 
  • осознавать слово как единство звучания и значения; 
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; 
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения; 
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; 
  • составлять предложения из данных слов; 
  • составлять предложения по схеме; 
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; 
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе; 
  • списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения; 
  • писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением. 

Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода 

Достаточный уровень 

  • понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника; 
  • знать правила поведения учащихся в школе; 
  • понимать и выполнять правила посадки за партой; 
  • называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации; 
  • знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»; 
  • знать основные цвета, называть их и правильно использовать; 
  • различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами; 
  • исключать лишний предмет по цвету, форме, величине; 
  • иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук; 
  • делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему; 
  • делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему; 
  • выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему; 
  • составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя; 
  • пользоваться карандашом, ручкой; 
  • рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры; 
  • рисовать несложные орнаменты, рисунки; 
  • выполнять штриховку; 
  • рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка; 
  • рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. 

Минимальный уровень 

  • знать правила поведения учащихся в школе; 
  • знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»; 
  • знать основные цвета; 
  • различать звуки окружающей действительности; 
  • находить лишний предмет по цвету, форме, величине; 
  • иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово; 
  • выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему; 
  • составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя; 
  • пользоваться карандашом, ручкой; 
  • рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры; 
  • рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка. 

Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте 

Достаточный уровень 

  • различать звуки на слух и в собственном произношении; 
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; 
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; 
  • писать строчные и прописные буквы; 
  • списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения; 
  • писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания). 

Минимальный уровень 

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; 
  • читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками; 
  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства; 
  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова. 

Приложения № 1 Сокращения и обозначения 

АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа. 

ПрАООП – примерная адаптированная основная общеобразовательная программа. 

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. 

ФГОС НОО - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  

ЦНС – центральная нервная система 

Приложение №1 

 

Контроль предметных результатов 

 

Контроль за уровнем достижений учащихся по обучению грамоте проводится в форме письменных работ: диагностических работ, списывания. 

 

 

№ урока 

по КТП 

Предполагаемая дата проведения работы 

Название работы 

1 

43

20.12.19

Комплексная диагностическая работа. 

2 

97

25.05.20 

Проверочная работа: списывание с печатного текста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Русский язык. Обучение грамоте» домашнее обучение 1 класс

Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 1 класса...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку период "Обучение грамоте" в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века" ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ( обучению грамоте) " Перспектива" 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте). 1 класс. "Перспектива"

Рабочая программа включает в себя подробное календарно-тематическое планирование, четко распределен учебный материал, указаны основные элементы содержания, предметные, метапредметные и личностные резу...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) для 1 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс "Школа России"

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология». Программа определяет ряд практических задач, реше...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...