"Правописание имён прилагательных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цели деятельности учителя: научить сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных множественного числа; изменять по падежам имена прилагательные множественного числа; определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа.

Планируемые результаты:                        

  • Личностные: проявлять познавательный интерес к русскому языку, самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
  • Предметные: научатся изменять по падежам имена прилагательные множественного числа, определять падеж имен прилагательных в форме множественного числа, научатся сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_imen_pril._vo_mn._chisle.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку с детьми ОВЗ в 4 классе.

Тема: Правописание имён прилагательных во множественном числе.

Цели деятельности учителя: научить сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных множественного числа; изменять по падежам имена прилагательные множественного числа; определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа.

Планируемые результаты:                         

  • Личностные: проявлять познавательный интерес к русскому языку, самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
  • Предметные: научатся изменять по падежам имена прилагательные множественного числа, определять падеж имен прилагательных в форме множественного числа, научатся сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

     

Ход урока

Этап занятия (урока)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(метапредметные результаты)

1.Мотивационный.

Метод – словесный;

Приём – побуждающий диалог.

Метод – языковой анализ;

Прием – лексическое значение слова.

Метод – языковой анализ;

Прием – фонетический разбор.

 

Метод – словесный;

Прием – стихотворный рассказ учителя.

Метод – словесный;

Прием – учебный диалог, проблемный диалог.

15мин

Ребята, какое слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья? (здравствуйте) А как вы понимаете значение этого слова?

Что такое здоровье? А вот как объяснено значение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова? (Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие).

Какой частью речи является слово здоровье? (существительное)

Докажите.(отвечает на вопрос что? Обозначает предмет)

Запишите это слово к себе в тетрадь каллиграфическим почерком, сделайте фонетический разбор этого слова, (отдельно звуки не характеризуем). Кто пойдет к доске? (здо-ро-вье – 3 слога, 3 гласн., 4 согл., [здаро в'йэ ] буква е после гласных, твердого и мягкого знаков и в начале слова обозначает слияние звуков йэ.

з         →         [з]        —        согласный, парный твердый, парный звонкий

д         →         [д]        —        согласный, парный твердый, парный звонкий

о         →         [а]        —        гласный, безударный

р         →         [р]        —        согласный, парный твердый, непарн. звонкий, сонорный

о         →         [о]        —        гласный, ударный

в         →         [в']        —        согласный, парный мягкий, парный звонкий, сонорный

ь         →         —        

е         →         [й']        —        согласный, непарн. мягкий, непарн. звонкий, сонорный

                     [э]        —        гласный, безударный

             8б., 8 зв.

Определите, а какая часть речи могла сказать о себе так:

        Определяю я предметы,

        Они со мной весьма приметны.

        Я украшаю вашу речь,

        Меня вам надо знать, беречь.

(прилагательное)

Почему о сущ. и прилагательном говорят: Вместе служба, вместе дружба. (они зависят друг от друга, образуют словосочетания)

Образуйте от существительного здоровье прилагательное во множественном числе, И.п.

На какой вопрос отвечают прилагательные мн.ч, И п.? (какие?). Какое получилось прилагательное? (здоровые) Образуем словосочетание с этим прилагательным. (здоровые люди). Просклоняем его. У прилагательных выделите  окончания и поставьте ударение. Один к доске.

И.п. (какие?) здоровые люди

Р.п. (каких?) здоровых людей

Д.п.(каким?) здоровым людям

В.п. (какие? каких?) здоровых людей

Т.п. (какими?) здоровыми людьми

П.п. (каких?) о здоровых людях

 В каких падежах вопросы и окончания прилагательных совпадают? (Р.п., В.п., П.п.)

Как же определить падеж имён прилагательных множественного числа? (по существительному, к которому относится)

А как проверить безударное окончание прилагательного, написать правильное окончание? (смотреть в таблицу, иногда помогают вопросы)

 

Участвовать в учебном диалоге, работать со словарем, объяснять лексическое значение слов, применяя свои знания и личный опыт.

Выполнять фонетический разбор слова.

Давать подробную характеристику звукам.

Воспринимать информацию на слух.

Изменять по падежам имена прилагательные в форме множественного числа.

Анализировать написание имен прилагательных в разных падежах.

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

 П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

П: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебника и словаря;

строят речевое высказывание в устной форме;

дополняют и расширяют имеющиеся знания

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

К: формулировать собственное мнение и позицию

2.Постановка учебной задачи.

Метод – словесный;

Приём – фронтальный опрос

3 мин.

Определите тему урока, опираясь на предыдущее наше задание.(Будем учиться писать окончания прилагательных во множественном числе).

Какие цели и задачи вы перед собой поставите?

А теперь откройте учебник на странице 38 и прочитайте тему нашего урока.

Это новая для вас тема?

Озвучивать тему,

ставить перед собой цель и формулировать ее

П: строят речевое высказывание в устной форме;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

3.Решение частной учебной задачи.

Метод - наглядный;

Прием – анализ таблицы.

Метод - словесный;

Прием – постановка проблемного вопроса.

5. Закрепление, полученных знаний

Метод – практический;

Прием – выполнение упражнений

Метод - словесный;

Прием – учебный диалог.

Метод – языковой анализ;

Прием – неполный разбор предложения.

Метод – языковой анализ;

Прием – морфологический разбор имени пралагательного.

Метод – практический;

Прием – дидактический синквейн.

5. Итог урока.

Метод – словесный,

Прием – фронтальный опрос.

6. Рефлексия.

Метод – наглядный;

Прием – рисунок.

7. Домашнее задание.

20-25 мин.

3 мин.

2 мин.

1 мин.

Итак, посмотрите еще на таблицу в учебнике, обратите внимание на окончания прилагательных множественного числа. Какие на какой вопрос и какие окончания в И.п. у прилагательных множественного числа? (какие? -ые, -ие) Р.п.? (каких? –ых, -их) Д.п.? (каким? –ым, -им) В.п.? (какие? -ые, - ие, каких? – ых, -их). Т.п.? (какими? –ыми, -ими) П.п.? (каких? –ых, -их).

Обратите внимание, в каком падеже окончания данных имен прилагательных будут разными, в каком падеже два вопроса? (в В.п.)

Ребята, скажите, а прилагательные во множественном числе изменяются по родам? (нет)

Если да:

Попробуйте изменить по родам слово красивые.

Красивые сапоги (м.р.)

Красивые ромашки (ж.р.)

Красивые облака (с.р.)

Меняется ли что-нибудь в прилагательном? (нет) Как было красивЫЕ так и осталось. Поэтому прилагательные во множественном числе по родам не изменяются, в отличие от прилагательных единственного числа.

Измените прилагательное красивый по родам? (красивый, красивая, красивое).

А теперь будем закреплять ваши знания на упражнениях. Записали упр. 82. Нашли его. Прочтите задание. Кто прочтет загадку выразительно? Кто знает на нее ответ? (салют) Верно, это новое словарное слово, запишите его в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Повторим хором: сАлют.

Как можно красиво назвать эту загадку? (Разноцветные огни, яркие вспышки на небе и т.д.)

Что такое синонимы? (слова одной и той же части речи, различные по написанию и звучанию, но сходные по лексическому значению)

Ребята, а кто нашел синоним к слову красный? (пунцовый) Бирюзовый? (голубой) Тёмный? (чёрная) Жёлтый? (золотой) А к слову невиданный какой синоним? (небывалый).

Молодцы!

Что еще нужно сделать в данном упр.? (списать, определить падеж имен прилагательных во множественном числе, выделить окончания) Мы определяем падеж у всех прилагательных!!!

Как определить падеж имен прилагательных множественного числа? (как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании).

Итак, приступаем к работе, списываем, определяем падеж, выделяем окончания у прилагательных. Первое прилагательное разберем вместе, кто объяснит?

Чёрной – относится к существительному темноты. Определяю падеж существительного темноты. Задаю вопрос вдруг из чего? Темноты, кого? Чего? – Р.п. Значит и прилагательное черной – Р.п. Окончание –ой.

Остальное – самостоятельно. Кто готов – руку поднимает, и я проверяю.

Друг из чёрной (Р.п.) темноты

В небе выросли кусты,

А на них-то голубые (И.п.),

Пунцовые (И.п.), золотые (И.п.)

Распускаются цветы

Небывалой (Р.п.) красоты…

Проверка.

Ребята, скажите, текст загадки это что? Сколько предложений? (одно) Чем он осложнено? (перечисление, однородные прилагательные) А это предложение простое или сложное? (сложное) Почему?  (2 основы) Какие основы в этом предложении? (кусты вросли, распускаются цветы). Выделите их у себя в тетради.

Что еще заметили? (над словом чёрной стоит цифра 3) что это значит? (разобрать слово как часть речи.

Разбираем. Самостоятельно, кто пойдет к доске?

Чёрной (темноты) – прил., какая?

Н.ф. – чёрный, ж.р., в Р.п., в ед.ч.

Второстепенный член предложения.

Справились с заданием.

Упр.83.

Что нужно сделать? (прочитать, составить предложения, записать предложения, указать падеж прилагательных, выделить окончания)

Какие предложения получаются?

Первое? (Жёсткие(И.п.) и колючие(И.п.) ветры гуляли в голых(П.п) макушках деревьев)

Второе? (С еловых(Р.п.) лап падали на землю снеговые(И.п.) шапки).

Третье? (По лиловым(Д.п.) шишкам прыгали краснозобые(И.п.) снегири и вертелись синички).

Четвертое? (Иней осыпался с берез и серебристыми(Т.п.) искрами блестел на снегу.)

Определяем падеж прилагательных, выделяем окончания.

Молодцы!

А кто был самым внимательным и скажет, с работы  над каким словом мы начали урок? (Здоровье). Составим синквейн.  Синквейн – это стихотворение, которое написано по определенным правилам.

Ваша задача написать стихотворение, озаглавить его.

1 строчка – прилагательные

2 строчка – глаголы

3 строчка – пословица о здоровье

4 строчка – что для тебя значит здоровье.

Вот пример, который составила я, но он может быть и с рифмой, побудьте поэтами:

 

                                Здоровье.

                Сильный, спортивный.

          Закаляться, бегать, двигаться.

          В здоровом теле - здоровый дух.

             Здоровье - счастье.

Ребята, давайте сделаем вывод по сделанной нами работе. Мы достигли целей, которые ставили перед собой в начале урока? Чего достигли?

Что нового узнали?

Как изменяются прилагательные в форме множественного числа? (по падежам, по родам не изменяются).

Как определить падеж имен прилагательных множественного числа? (по существительному, к которому относится). Проговорите алгоритм.

А сейчас вы расскажете о своем настроении и усвоении знаний с помощью смайликов.

Если вам был все понятно на уроке, все понравилось, то рисуем улыбающийся смайлик.

Если остались какие-то вопросы, что-то не понравилось, то равнодушный смайлик.

Если совсем ничего непонятно и плохое настроение, то грустный смайлик.

Какие были трудности?

Запишите домашнее задание: упр. 84, Р.т. упр. 50, 51

 

Анализировать таблицу окончаний имен прилагательных, делать выводы.

Находить варианты решения проблемного задания.

Изменять имена прилагательные по родам в форме единственного числа.

Видеть орфограммы в слове.

Определять конкретный смысл понятий.

Самостоятельно выполнять задание в соответствии с планом.

Комментировать свои действия, объяснять, проговаривать алгоритм определения падежей у имен прилагательных.

Определять вид предложения, выделять основу предложения.

Уметь разбирать слово как часть речи.

Составлять предложения из слов, определять падеж имен прилагательных, выделять в них окончания.

Проявлять свои творческие способности в соответствии с заданием учителя.

Подводить итог занятия, отвечать на вопросы учителя.

Знать и уметь проговаривать алгоритм определения падежа у имен прилагательных в форме множественного числа.

Высказывать свои достижения и неудачи при помощи смайликов, осознавать свои успехи.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебника и словаря;

строят речевое высказывание в устной форме;

дополняют и расширяют имеющиеся знания

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Р: выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

К: учатся адекватно оценивать работу друг друга.

Р: Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.

Р: Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса

Тема:  « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока:  1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России" по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе." Представлен подробный конспект с прописанными УУД и презентация к этом...

Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе.

Урок проводился для учащихся 4 класса по системе Л.В. Занкова...

Конспект урока по русскому языку "Правописание имён прилагательных во множественном числе".

Цель: повторить правописание имён прилагательных во множественном числе, развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи....

Тема: «Правописание имён прилагательных во множественном числе».

Научить сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных множественного числа; изменять по падежам имена прилагательные множественного числа; определять падеж имён прилагательных в форме м...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...