урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Открытый урок
« Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу»
Подготовила: Осадчук О.В.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
с. Амурзет
2017-2018 учебный год
Тема урока: Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу.
Тип урока: урок закрепления.
Основные цели:
- Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
- Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
- Повторять и закреплять изученные орфограммы.
- Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.
- Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
- различать и выделять основные части слова,
- формулировать словообразующую роль каждой части слова,
- объяснять причины изменения формы слова,
- конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П, интерактивная доска, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику В.П .Канакиной, В.Г. Горецкого«Русский язык. 3 класс».
Раздаточный материал: карточки для парной работы.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Проверка домашнего задания
- Что такое форзац?
- Какие группы слов записаны в разделе «Словообразование»?
- Что можно сказать о словах, записанных в группах? (Однокоренные)
- Как были образованы эти слова?
- С помощью каких значимых частей слова образуются однокоренные слова?
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
- Чем основа слова отличается от окончания?
2. Орфографическая минутка
- Образуйте слова при помощи приставок.
- Объясните значение каждого слова.
- Как найти в слове приставку?
- Какое значение имеет приставка?
Ш. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы закрепим знания по теме «Состав слова».
- Чем же мы будем заниматься? Какие задачи будем решать?
(Мы будем разбирать слова по составу, будем образовывать новые слова)
- Как вы думаете, зачем нужно учиться образовывать новые слова?
IV. Закрепление и осмысление знаний
- Работа со словарями
- Откройте учебник на с. 96 и познакомьтесь со «Страничкой для любознательных»
- Что такое словарь? Для чего нужны словари?
- С какими словарями вы уже знакомы?
- Как часто вы пользуетесь словарями?
- Какие словари помещены в конце вашего учебника?
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним н менее важным словарём – «Словообразовательным словарём».
- Рассмотрите словари, которые лежат перед вами.
- Чем они отличаются от орфографических словарей?
- Чем может помочь словообразовательный словарь?
- Посмотрите, как в нем даны слова. Все значимые части слова отделены друг от друга, а первым дается слово, от которого образованы однокоренные слова.
- Попробуйте самостоятельно «поместить» слово в такой словарь. Подберите однокоренные слова к слову лес и запишите так, как записали бы слово в словаре.
У детей появляется следующая запись:
Лес лес-н-ой
лес-ок
лес-ник
пере-лес-ок
- Выполните упражнение 181 (с. 96) – самостоятельно.
- Выполнение упражнения 182 (с. 96)
– Прочитайте слова парами.
- Какие из них являются однокоренными?
- Найдите слова-синонимы. Что такое синонимы?
- Какая пара слов является омонимами? Что такое омонимы?
- Почему слова город –города не являются однокоренными?
4. Работа в «Рабочей тетради» (с. 50)
Выполнение упражнения 124
- Как называются значимые части слова?
- Впишите в сетку кроссворда.
Выполнение упражнение 125
- Рассмотрите схемы. Подберите к ним слова с таким же составом.
- Запишите полученные слова.
Выполнение упражнения 125
- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.
- О каком словарном слове идёт речь? Озаглавьте текст.
- В каком значении употреблено слово гусеницы?
- Назовите слово-омоним к этому слову и объясните его значение.
5. Физминутка.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Разбор слова по составу
- Составьте и запишите слова. Разберите их по составу.
ПОД,СНЕЖ, И, НИК А, ВЕРХ, УШК
САД, А, ПО, К УШК, А, КОРМ
ИТ, СМОТР Н, КАРТОФЕЛЬ, ЫЙ
2.Блиц-турнир
- Отвечайте быстро, чётко и безошибочно.
- Из каких частей состоит слово? (Из корня, основы, приставки, суффикса и окончания)
- Какая часть самая главная? Почему? (Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)
- Сто такое корень слова? (Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов)
- Как определить в слове корень? (Нужно подобрать несколько родственных слов, найти у них общую часть. Она и будет корнем)
- Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова)
- Как найти окончание в слове? (Необходимо изменить слово. Часть, которая изменяется, и будет окончанием)
- Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении)
- В каждом ли слове есть окончание? (Нет, не в каждом)
- Что такое основа слова? (Основа – это всё слово без окончания)
- Как образуются однокоренные слова? (Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов)
- Что такое приставка? ( Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Как определить в слове приставку? (Чтобы выделить в слове приставку, нужно определить в слове корень, так как приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. Можно подобрать родственное слово с другой приставкой или родственное слово без приставки)
- Что такое суффикс? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
- Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове? (Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потому что если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффикс)
- В какой последовательности выполняется разбор по составу? (Окончание, основа, корень, суффикс, приставка)
VI. Итог урока.
- Чему был посвящен наш урок?
- При помощи каких частей образуются однокоренные слова? (Приставки, суффиксы)
- Что значит разобрать слово по составу?
VII. Рефлексия.
Оценивание ответов детей.
VIII. Домашнее задание
Стр. 97 упр. 183
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....