урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Осадчук Оксана Владимировна

урок русского языка по теме состав слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

http://amurschool.ucoz.ru/Banner/gerb_amurzet1.jpg

Открытый урок

« Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу»

Подготовила: Осадчук О.В.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

с. Амурзет

2017-2018 учебный год

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу.

Тип урока: урок закрепления.

Основные цели:      

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.
  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.
  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3.  объяснять причины изменения формы слова,
  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П,   интерактивная доска, презентация к уроку, электронное приложение  к учебнику В.П .Канакиной,  В.Г. Горецкого«Русский язык. 3 класс».

Раздаточный материал: карточки  для парной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2.  Актуализация опорных знаний
  1. Проверка домашнего задания

- Что такое форзац?

- Какие группы слов записаны в разделе «Словообразование»?

- Что можно сказать о словах, записанных в группах? (Однокоренные)

- Как были образованы эти слова?

- С помощью каких значимых частей слова образуются однокоренные слова?

- Что такое корень?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Что такое окончание?

- Чем основа слова отличается от окончания?

2. Орфографическая минутка

- Образуйте слова при помощи приставок.

- Объясните значение каждого слова.

- Как найти в слове приставку?

- Какое значение имеет приставка?

Ш. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы закрепим знания по теме «Состав слова».

- Чем же мы будем заниматься? Какие задачи будем решать?

(Мы будем разбирать слова по составу, будем образовывать новые слова)

- Как вы думаете, зачем нужно учиться образовывать новые слова?

IV. Закрепление и осмысление знаний

  1. Работа со словарями

- Откройте учебник на с. 96 и познакомьтесь со «Страничкой для любознательных»

- Что такое словарь? Для чего нужны словари?

- С какими словарями вы уже знакомы?

- Как часто вы пользуетесь словарями?

- Какие словари помещены в конце вашего учебника?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним н менее важным словарём – «Словообразовательным словарём».

- Рассмотрите словари, которые лежат перед вами.

- Чем они отличаются от орфографических словарей?

- Чем может помочь словообразовательный словарь?

- Посмотрите, как в нем даны слова. Все значимые части слова отделены друг от друга, а первым дается слово, от которого образованы однокоренные слова.

- Попробуйте самостоятельно «поместить» слово  в такой словарь. Подберите однокоренные слова к слову лес и запишите так, как записали бы слово в словаре.

У детей появляется следующая запись:

        Лес         лес-н-ой

                                                                                лес-ок

                                                                                лес-ник

                                                                                пере-лес-ок

  1. Выполните упражнение 181 (с. 96) – самостоятельно.
  2. Выполнение упражнения 182 (с. 96)

– Прочитайте слова парами.

- Какие из них являются однокоренными?

- Найдите слова-синонимы. Что такое синонимы?

- Какая пара слов является омонимами? Что такое омонимы?

- Почему слова город –города не являются однокоренными?

4. Работа в «Рабочей тетради» (с. 50)

Выполнение упражнения 124

- Как называются значимые части слова?

- Впишите в сетку кроссворда.

Выполнение упражнение 125

- Рассмотрите схемы. Подберите к ним слова с таким же составом.

- Запишите полученные слова.

Выполнение упражнения 125

- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

- О каком словарном слове идёт речь? Озаглавьте текст.

- В каком значении употреблено слово гусеницы?

- Назовите слово-омоним к этому слову и объясните его значение.

5. Физминутка.

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Разбор слова по составу

- Составьте и запишите слова. Разберите их по составу.

ПОД,СНЕЖ, И, НИК                А, ВЕРХ, УШК

САД, А, ПО, К                УШК, А, КОРМ

ИТ, СМОТР                Н, КАРТОФЕЛЬ, ЫЙ

2.Блиц-турнир

- Отвечайте быстро, чётко и безошибочно.

  • Из каких частей состоит слово? (Из корня, основы, приставки, суффикса и окончания)
  • Какая часть самая главная? Почему? (Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)
  • Сто такое корень слова? (Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов)
  • Как определить в слове корень? (Нужно подобрать несколько родственных слов, найти у них общую часть. Она и будет корнем)
  • Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова)
  • Как найти окончание в слове? (Необходимо изменить слово. Часть, которая изменяется, и будет окончанием)
  • Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении)
  • В каждом ли слове есть окончание? (Нет, не в каждом)
  • Что такое основа слова? (Основа – это всё слово без окончания)
  • Как образуются однокоренные слова? (Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов)
  • Что такое приставка? ( Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
  • Как определить в слове приставку? (Чтобы выделить в слове приставку, нужно определить в слове корень, так как приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. Можно подобрать родственное слово с другой приставкой или родственное слово без приставки)
  • Что такое суффикс? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
  • Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове? (Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потому что если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффикс)
  • В какой последовательности выполняется разбор по составу? (Окончание, основа, корень, суффикс, приставка)

VI. Итог урока.

- Чему был посвящен наш урок?

- При помощи каких частей образуются однокоренные слова? (Приставки, суффиксы)

- Что значит разобрать слово по составу?

VII. Рефлексия.

Оценивание ответов детей.

VIII. Домашнее задание

Стр. 97 упр. 183


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....