Урок обучения грамоте "Обозначение твёрдости – мягкости согласных звуков гласными буквами А-Я"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
На уроке учащиеся узнают способ обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью гласных букв А-Я
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboznachenie_myagkih_i_tverdyh_soglasnyh_zvukov_s_pomoshch.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 9
Тема: Обозначение твёрдости – мягкости согласных звуков гласными буквами А-Я
Проектная группа: Ширяева Г.В.
Адвокатова Е.А.
Кузина А.В.
Консультант: Восторгова Е.В.
Цель: Узнать, как обозначается в русском языке мягкость и твердость согласных звуков в позиции перед гласным звуком [а].
Результат: Учащиеся должны узнать способ обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью гласных букв А-Я
Вводный комментарий: Этот урок является принципиально важным моментом для всего раздела, связанного с обучением первоклассников первоначальным действиям чтения и письма. На предыдущих уроках в рамках данного раздела учащиеся осуществляли действие письма по принципу: «слышу звук – пишу соответствующую букву», т.е. фактически писали по слуху слова, в которых каждая буква однозначно соответствует звуку. На этом уроке впервые возникает ситуация, когда одна согласная буква (М) оказывается пригодной для обозначения двух звуков ([м] и [м’]). Таким образом оказывается, что буква М не может сама обозначить тот или иной звук, необходимы дополнительные средства для обозначения мягкости или твердости указанных звуков. Таким средством является последующая гласная буква, которая, в свою очередь, выполняет одновременно две «работы»: она обозначает свой гласный звук и мягкость (или твердость) предыдущего согласного звука. После обнаружения учащимися неоднозначного характера отношений между буквами и звуками способ письма должен быть скорректирован. Теперь, например, при обозначении гласного звука после согласного необходимо учитывать позицию этого звука (его место в ряду других звуков): если гласный звук стоит после мягкого согласного, для гласного выбирается одна буква (Я), а если после твердого – другая (А). Теперь способ письма можно уточнить таким образом: «слышу звук – определяю его позицию – пишу букву». Весь последующий период изучения третьего раздела букваря (т.е. до конца букварного периода) строится на осознании и применении детьми позиционного принципа письма, открытого детьми на данном уроке, чем подчеркивается его исключительная важность.
Проектируемый ход урока
- Звуковая разминка
У. Ребята, я буду называть слова, а вы, если услышите звук [а], покажите значок «+», если этого звука в слове нет, показывайте «-».
Балл, пол, стул, полка, мячик, рама, клякса
Здесь важно ещё раз обратить внимание на разницу между звуком и буквой. Так, например, в классе есть ещё ребята, которые в слове МЯЧИК выделяют первый гласный звук [й’а], конечно же, ориентируясь на буквенный состав слова.
У. Какая буква есть на ленте букв для звука [а]?
Д. Буква А!
На доске учитель записывает вывод:
А
- Составление звуковых схем к словам МАЛ – МЯЛ
У. Мы искали в словах только один звук [а], а теперь давайте попробуем составить звуковую схему к целому слову. Откройте тетради, обозначьте начало работы и составьте звуковую схему к слову МАЛ.
Один ученик составляет звуковую схему у доски:
. .
У. Назовите звуки по порядку.
Д. [м] [а] [л]
У. Отступите одну клеточку вниз и составьте звуковую схему к слову МЯЛ.
Один ученик составляет звуковую схему у доски:
. .
. .
У. Назовите звуки в слове МЯЛ.
Д. [м’] [а] [л]
У. Мы записали два разных слова. Давайте сравним в них звуки.
Один ученик сравнивает звуки в словах МАЛ и МЯЛ.
. .
= = = =
. .
На этом этапе ребятам предстоит ещё раз различить звуковой состав слова и его буквенную оболочку. Очень важно, чтобы все ребята правильно выделили в словах гласный звук [а].
- Обозначение звуков буквами в слове МАЛ
У. А теперь обозначим звуки буквами. Начнём со слова МАЛ.
Ребята называют буквы для звуков, учитель фиксирует их на доске, а ребята в тетрадях.
М А Л
. .
= = = =
. .
- Обозначение звуков буквами в слове МЯЛ
У. Как здорово мы научились обозначать звуки буквами! Попробуйте обозначить буквами в парах звуки в слове МЯЛ.
Каждая пара получает лист со звуковой схемой к слову МЯЛ, и обозначает маркером звуки буквами.
После окончания парной работы все варианты буквенной записи вывешиваются на доске.
Среди детских вариантов могут быть такие:
МАЛ МЬАЛ МЯЛ МАЛ ?АЛ
- Небольшая разминка для концентрации внимания
У. Ребята, перед тем как обсудить ваши ответы, давайте соберём в кулачок всё-всё, что мы знаем о звуках и буквах. Сожмите кулачки сильнее. Нам сейчас эти знания очень пригодятся. А теперь разожмите кулачки, отпустите знания, чтобы мы могли ими воспользоваться.
- Обсуждение вариантов буквенной записи для слова МЯЛ
У. Посмотрим на буквенную запись слова МЯЛ. У нас получилось несколько вариантов. Какие звуки обозначены буквами по-разному? Посоветуйтесь в парах.
Д. Звуки [м’] и [а].
У. Сначала разберёмся со звуком [м’]. Есть ли на ленте буква для этого звука?
Д. Есть, буква М.
У. Но ведь это буква для звука [м]!
М
[м]
Д. Может быть она и для звука [м’] подойдёт?
У. Может быть. Посмотрите, что об этом нам рассказывает Дедушка Ус:
М
[м] [м’]
Д. Да! Буквой М можно обозначить и звук [м’] и звук [м]!
У. Как вы думаете, а про другие буквы можно сделать такой же вывод? Какие звуки будут обозначать буквы Л, Н, Р?
Д. Звуки [л] и [л’], [н] и [н’], [р] и [р’]
На ленту букв вносится дополнение. Буквы согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.
У. Тогда я уже знаю, какая запись верная. Для звука [м’] – буква М, для звука [а] – буква А, для звука [л] – буква Л. (Показывает на запись МАЛ)
Д. Нет, получилось [мал]!
У. Да, первый звук твёрдый, а нам нужен мягкий. Очень трудно понять, как сделать так, чтобы буква М обозначала мягкий звук! Может быть, в других вариантах есть ответ?
Д. Да. На одной работе рядом с буквой М стоит буква Ь, а на другой – буква Я.
У. Какую же важную работу помогают выполнять в слове эти буквы?
Д. Они обозначают мягкость звука [м’].
У. Осталось выяснить, каким из этих вариантов принято пользоваться в русском языке. Давайте откроем Буквари.
Д. Буквой Я!
У. Да! Хотя вариант с буквой Ь мне тоже очень нравится, потому что помогает прочитать слово правильно.
- Составление схемы-правила для обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью букв А-Я
У. Давайте теперь обозначим в тетрадях все звуки буквами в слове МЯЛ.
. .
= = = =
. .
М Я Л
У. Мы раньше думали, что звук [а] можно обозначить буквой А. А какую букву мы записали для этого звука в слове МЯЛ?
Д. Букву Я.
А Я
У. Зачем одному звуку целых две буквы?
Д. А – будем писать после твёрдого звука, а Я – после мягкого!
У. Буквы А и Я похожи на командиров. А – даёт твёрдую команду, а Я – мягкую. Давайте укажем эту важную работу букв на схеме.
М А Л
. .
= = = =
. .
М Я Л
- Применение способа обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью букв А-Я
Ребята записывают на доске и в тетради слова под диктовку:
ОЛЯ, НЯНЯ, МАНЯ, МЯЛА
Анализ проекта и его реализации
Этап 1. Звуковая разминка
Этот этап прошел в точном соответствии с проектом. Действительно слово мячик вызвало проблемы – некоторые дети при его анализе ориентировались не на звуковой состав слова, а на буквы.
Этап 2. Составление звуковых схем к словам МАЛ – МЯЛ
Этот этап тоже прошел так, как было запланировано. При сравнении звукового состава слов мал и мял у ребят опять возникли проблемы со звуком [а] после мягкого согласного. Кто-то стал утверждать, что в одном слове гласный звук [а], а в другом – [йа]. Некоторые дети даже стали утверждать, что в слове мял сначала слышится [йа], а потом [а]. Учителю пришлось самому привести детям убедительный аргумент («Мы говорим [м’йал]?»), чтобы доказать им ошибочность такого утверждения.
Этап 3. Обозначение звуков буквами в слове МАЛ
На данном этапе, как и предполагалось, дети легко справились с заданием. При проверке задания, выполненного одним учеником на доске, учитель предлагает детям поправить неточный детский ответ («Помогите Соне правильно назвать эту букву»), что, разумеется, стимулирует активность детей.
Этап 4. Обозначение звуков буквами в слове МЯЛ
Для выполнения этого задания учитель раздает карточки, на которых уже заранее расставлены стрелочки, указывающие работу букв (однозначно: одна стрелочка от звука [м], одна от звука [а], одна от звука [л]). Вероятно, эти стрелочки стоило бы проводить только после того, как установлена верная буквенная запись.
Этап 5. Небольшая разминка для концентрации внимания
По-видимому, данный этап проекта не стоит рассматривать как содержательный, его функция – чисто организационная.
Этап 6. Обсуждение вариантов буквенной записи для слова МЯЛ
На уроке учащиеся предложили следующие варианты записи слова мял: МАЛ, МЯЛ, МЬАЛ. Все варианты были вынесены на доску. Учитель задал вопрос: «Какие звуки ребята обозначили по-разному?» и предложил обсудить его ученикам в парах. Вопрос оказался слишком сложным и спровоцировал смешение звуков и букв (в парной работе звучал ответ: «А и Я», т.е. дети думали не о звуках, а о буквах).
После неудавшейся парной работы учитель предложил детям вместе проанализировать запись слова мял и посмотреть, правильно ли обозначен каждый звук. На вопрос, как обозначен первый звук в слове – звук [м’] – дети ответили по-разному: М и МЬ. Эти ответы были зафиксированы на доске. Затем учитель вводит справочную информацию (от лица дедушки Уса) о том, что в обоих случаях в данных словах должна использоваться буква М. В проекте было предусмотрено также рассмотрение работы других известных детям согласных букв Н, Р, Л. Однако в реализации этого не было сделано – и совершенно справедливо – это задача другого урока. Далее учащиеся выясняют, что по одной букве М нельзя догадаться, какой звук она обозначает – твердый или мягкий. Однако сама проблема урока – как обозначить твердость или мягкость согласного звука, к сожалению, на доске не была зафиксирована и четко не сформулирована как задача урока.
Недостаточно четко был проведен и анализ вариантов: необходимо было отметить (даже зафиксировать на доске), что вариант МАЛ для записи слова мял является неверным, т.к. здесь не обозначена мягкость. А вот два других варианта – МЯЛ и МЬАЛ – имеют право на жизнь, здесь мягкость обозначена. Затем следовало из этих двух оставшихся вариантов отметить один из них как нормативный, общепринятый и перейти к обсуждению работ гласных букв (составлению схемы и расстановке стрелочек в звуко-буквенных моделях).
Этапы 7, 8 в рамках одного (первого) урока реализованы не были.
Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи
- Составление звуковых схем к словам МАЛ – МЯЛ
У. Мы искали в словах только один звук [а], а теперь давайте попробуем составить звуковую схему к целому слову. Откройте тетради, обозначьте начало работы и составьте звуковую схему к слову МАЛ.
Один ученик составляет звуковую схему у доски:
. .
У. Назовите звуки по порядку.
Д. [м] [а] [л]
У. Отступите одну клеточку вниз и составьте звуковую схему к слову МЯЛ.
Один ученик составляет звуковую схему у доски:
. .
. .
У. Назовите звуки в слове МЯЛ.
Д. [м’] [а] [л]
У. Мы записали два разных слова. Давайте сравним в них звуки.
Один ученик сравнивает звуки в словах МАЛ и МЯЛ.
. .
= = = =
. .
На этом этапе ребятам предстоит ещё раз различить звуковой состав слова и его буквенную оболочку. Очень важно, чтобы все ребята правильно выделили в словах гласный звук [а].
- Обозначение звуков буквами в слове МАЛ
У. А теперь обозначим звуки буквами. Начнём со слова МАЛ.
Ребята называют буквы для звуков, учитель фиксирует их на доске, а ребята в тетрадях.
М А Л
. .
= = = =
. .
- Обозначение звуков буквами в слове МЯЛ
У. Как здорово мы научились обозначать звуки буквами! Попробуйте обозначить буквами в парах звуки в слове МЯЛ.
Каждая пара получает лист со звуковой схемой к слову МЯЛ, и обозначает маркером звуки буквами.
После окончания парной работы все варианты буквенной записи вывешиваются на доске.
Среди детских вариантов могут быть такие:
МАЛ МЬАЛ МЯЛ МАЛ ?АЛ
- Небольшая разминка для концентрации внимания
У. Ребята, перед тем как обсудить ваши ответы, давайте соберём в кулачок всё-всё, что мы знаем о звуках и буквах. Сожмите кулачки сильнее. Нам сейчас эти знания очень пригодятся. А теперь разожмите кулачки, отпустите знания, чтобы мы могли ими воспользоваться.
- Обсуждение вариантов буквенной записи для слова МЯЛ
У. Посмотрим на буквенную запись слова МЯЛ. У нас получилось несколько вариантов.
У. Сначала разберёмся со звуком [м’]. Есть ли на ленте буква для этого звука?
Д. Есть, буква М.
У. Но ведь это буква для звука [м]!
М
[м]
Д. Может быть она и для звука [м’] подойдёт?
У. Может быть. Посмотрите, что об этом нам рассказывает Дедушка Ус:
М
[м] [м’]
Д. Да! Буквой М можно обозначить и звук [м’] и звук [м]!
У. Тогда я уже знаю, какая запись верная. Для звука [м’] – буква М, для звука [а] – буква А, для звука [л] – буква Л. (Показывает на запись МАЛ)
Д. Нет, получилось [мал]! (Рядом с записью ребята фиксируют знак «-»)
У. Да, первый звук твёрдый, а нам нужен мягкий. Очень трудно понять, как сделать так, чтобы буква М обозначала мягкий звук!
?
. .
М
У. Может быть, в других вариантах есть ответ?
Д. Да. На одной работе рядом с буквой М стоит буква Ь, а на другой – буква Я.
У. Какую же важную работу помогают выполнять в слове эти буквы?
Д. Они обозначают мягкость звука [м’] и поэтому слова читаются правильно! (Рядом с записью слов ребята фиксируют знак «+»)
У. Осталось выяснить, каким из этих вариантов принято пользоваться в русском языке. Давайте откроем Буквари.
Д. Буквой Я!
У. Да! Хотя вариант с буквой Ь мне тоже очень нравится, потому что помогает прочитать слово правильно.
- Составление схемы-правила для обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью букв А-Я
У. Давайте теперь обозначим в тетрадях все звуки буквами в слове МЯЛ.
. .
= = = =
. .
М Я Л
У. Мы раньше думали, что звук [а] можно обозначить буквой А. А какую букву мы записали для этого звука в слове МЯЛ?
Д. Букву Я.
А Я
У. Зачем одному звуку целых две буквы?
Д. А – будем писать после твёрдого звука, а Я – после мягкого!
У. Буквы А и Я похожи на командиров. А – даёт твёрдую команду, а Я – мягкую. Давайте укажем эту важную работу букв на схеме.
М А Л
. .
= = = =
. .
М Я Л
- Применение способа обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью букв А-Я
Ребята записывают на доске и в тетради слова под диктовку:
ОЛЯ, НЯНЯ, МАНЯ, МЯЛА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 1 классТема: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
Урок построен в режиме двигательной активности....
Конспект урока обучение грамоте на тему "Согласные звуки и буквы В в"
Конспект урока обучение грамоте на тему "Согласные звуки и буквы В в"...
Урок обучения грамоте. Тема «Твердый согласный звук [ц], буквы Цц»
Тема: «Твердый согласный звук [ц], буквы Цц».Цель: 1) Закрепить знания о непарных твердых и мягких согласных звуках. 2) Развивать ...
Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...
Урок обучения грамоте, 1 класс. Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.
Урок обучения грамоте, 1 класс. Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ....
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Согласный звук [ч \']. Буква Ч, ч" (УМК: "Школа России" 1 класс)
Цель:формирование представления о согласном звуке [ч '] и букве Ч, ч; умения писать строчную букву «ч», читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результ...