Урок обучения грамоте, 1 класс. Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Попова Ольга Александровна

Урок обучения грамоте, 1 класс. Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте, 1 класс. Программа «Школа России»

Тема: Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока:

Формировать представление детей о звуке [ щ' ]; продолжить работу по классификации звуков и букв; развивать фонематический слух, мышление; формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • формировать способности учащихся к саморазвитию;

  ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;
  • развивать фонематический слух, мышление, память, внимание ;
  • формировать навык связной речи , выразительного чтения, работы с текстом;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия;

Коммуникативные УУД

  • развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы, задавать свои вопросы,  слушать и понимать речь других;
  • учить соблюдению правил работ в парах, учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности, соблюдать правила общения;
  •  создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;

Познавательные УУД

  • создать условия для  развития  фонематического слуха учащихся, формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;
  • Вычленять  из слов непарный по глухости-звонкости согласный звук  [ щ' ], обозначать согласный звук  [ щ' ] буквами Щ, щ, запоминают их начертания и названия;
  •  формировать навык выразительного чтения, работы с текстом; объяснять  значения слов, наблюдать за их строением, родственными связями; участвовать  в коллективной беседе по прочитанному; замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении;
  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;

ХОД УРОКА

I. Организационный     момент

II. Постановка темы урока

-Отгадайте загадку.

Уплетая калачи, 
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

Знаком ли вам этот сказочный герой?

Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
- Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким?

Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щ, щ».

III. Открытие нового знания

  1. Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.

На доске   картинка щуки

 

Произнесите слово щука, выделяя в нём первый звук.
– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику.
– Какое условное обозначение выберем для [щ]? 
(На доске на выбор даны красный, зеленый,  синий квадраты). 

- Звук [щ] обозначается буквой Щ.

-На что похожа буква Щ?

- В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. На доске   картинка леща.

Как произносится звук [щ] в начале и в конце слов?  (Мягко).
– Дайте характеристику звука [щ]. (
Звук [щ] – согласный, глухой , всегда мягкий).

3.Дифференциация звуков [ш] – [щ]

На доске карточки с буквами ш и щ.

На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,
Но у  Щ есть хвостик острый.

- Давайте поможем Емеле правильно найти слова с щ.

На доске слова: Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.

4. Составление слов из слогов и их чтение. Работа по учебнику.

Отыщите слоги на странице учебника. Прочитайте.

- Прочитайте слова.

-Какое слово самое короткое? (ищу)

- Сколько в нём слогов?

-Сколько букв?

-Сколько звуков?

-На какой слог падает ударение?

- Какой звук [щ] ? ( мягкий)

- Какая буква пишется после буквы Щ ?

-Что общего у всех слов? (в каждом слове буква щ)

-В каких словах есть слоги ща, щу?
Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

Чу – щу пиши с буквой у.

5.Чтение скороговорок на с .62

- Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.

- Прочитайте правило на с. 63.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

- Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

Прочитайте стихотворение на с. 63.

- В каких словах есть буква Щ ?

IV. Физминутка

V. Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на . 64.

- Какие ещё овощи вы знаете?

-Отгадайте слово:

1. Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

- Боимся мы щекотки

Сапожной строгой …(щётки)

  1. У меня пропал носок,

Утащил его …( щенок)

- Вы верно угадали слова щенок и щётки. А сейчас прочитаем стихотворение С. Михалкова о том, что случилось с щёткой и непослушными щенками.

( с. 65)

- Что случилось с щенками?

- А какие назначения могут быть у щёток?

- Прочитайте стихотворение ещё раз.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке?

- Что новое вы для себя узнали?

На доске изображение щуки без чешуи.

- Ребята, чего нехватает на нашей щуке? (чешуи)

На столе у вас лежат чешуйки зеленые, желтые, синие. Вы должны приклейте их на рисунок щуки.

 - Кому было очень легко и интересно работать на уроке – это зеленая чешуя. Кто затруднялся – это желтая. Кому было трудно на уроке– это синяя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.

Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-пои...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».

1 класс Тема урока: «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».Список литературы:1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бой...

Открытый урок обучения грамоте «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"

Цель. Познакомить с особенностями звука  ц   твёрдого согласного звука и соответствующей буквой.Задачи:Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познаком...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...