Сетевое взаимодействие
статья

Широкова Татьяна Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевое взаимодействие в системе начального образования.

Широкова Т.В., учитель начальных классов, СОШ №1987

В наше время, наверное, невозможно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, которую бы не затрагивали современные информационные технологии. Помимо чисто информационных, они имеют и ряд других характеристик, которые делают их чрезвычайно важными и в образовательном процессе, затрагивая не только высшее, специальное или среднее школьное образования, но и касающиеся также и основного, начального образования. При этом зачастую именно для самых младших школьников, уже выросших в современной информационной среде, использование этих технологий является как бы само собой разумеющимся и в процессе обучения.

Необходимо отметить, что практически обязательной частью использования современных IT являются сетевые технологии, построенные как на использовании глобальной сети интернет, так и глобальных сетей. Естественно, что пренебрежение подобным в образовательным процессе, лишает и учителя и учеников многих возможностей, доступных сейчас при наличии данных технологий. Это касается не только чисто информационной компоненты, позволяющей быстро находить нужные материалы в интернете, но и взаимодействия с другими образовательными учреждениями, учителями и учениками. Подобную систему можно отнести к сетевому взаимодействию.

Согласно определению, выработанному российской академией образования [1], сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

        К основным формам сетевого взаимодействия можно отнести системы дистанционного обучения, обмен опытом с коллегами, дистанционный контроль успеваемости, а также доступ к цифровым педагогическим ресурсам.

        Примером систем дистанционного обучения и повышения квалификации могут являться дистанционные курсы и конференции, в частности, проводимые Московским институтом открытого образования (МИОО), научно-методическим центром ЮВАО, Издательским Домом «1 сентября» и Московским Центром Качества Образования (МЦКО). [2] Хорошей практикой является проведение т.н. вебсеминаров. Другим примером системы дистанционной подготовки и взаимодействия является , к примеру, Московский Ресурсный Центр [3].

        Важной частью сетевого взаимодействия является возможность представлять свои собственные наработки и получение материалов, основанных на опыте других учителей начальных классов. Самым удобным способом представления первого является создание общедоступного персонального сайта, на котором можно размещать подготовленные учебные материалы. [4] Персональный сайт, таким образом, становится не только «визитной карточкой» учителя, но и даёт возможность широкого общения с заинтересованными учителями. Важной особенностью такого взаимодействия является наличие обратной связи, т.е. возможности не только представлять собственные наработки и материалы, но и узнавать различное мнение о них. Популярной формой взаимодействия в рамках персонального сайта является организация мини-форума, хотя такая форма работы, безусловно, требует немало времени и приемлема не для всех.

В общем и целом, такая форма сетевого взаимодействия, как персональный сайт, даёт прекрасную возможность обмена опытом между членами педагогических коллективов.

        Социальные сети также дают возможность обмена опытом и одновременно, средством дистанционного контроля за успеваемостью обучаемых. Примером такого использования социальной сети является сайт dnevnik.ru, [5] с помощью которого у учителя есть возможность дистанционно входить в контакт с учениками даже во внеучебное время. Необходимо отметить, что подобная функция, без сомнения, не может заменить полноценного общения между учителем и учениками непосредственно в ходе очного учебного процесса. В определённой степени могут помочь в решении задач сетевого взаимодействия и «стандартные» социальные сети, такие, например, как «вконтакте», хотя как правило, они не предназначены для взаимодействия в столь специализированном смысле, кроме того, участие в таких сетях в настоящее время требует от учителя определённого опыта работы в детской и молодёжной интернет-среде, например, использование особенностей письменно-речевой коммуникации, принятой в молодежной среде, активно взаимодействующей в интернете (для повышения эффективности взаимодействия и установления взаимопонимания между учителями и учениками), тщательное обдумывание и быстрая отправка сообщений, соблюдение сетевого этикета и установленных режимов взаимодействия и т.п.[6]

Проведение дистанционных олимпиад (таких, как например, интернет-олимпиада «Сократ»), также может является формой учебной работы и контроля знаний.

        Формой сетевого взаимодействия можно считать и ознакомление с учебными материалами в сети интернет [7], включая как коллективные сайты, так и личные странички учителей, о чём уже говорилось выше, а также уже ставшую традиционной такую форму взаимодействия, как электронную переписку. Учитывая выросшие мультимедийные возможности современного учебного процесса, а одновременно и больший интерес со стороны учащихся к таким формам подачи материалов, необходимо учесть, что дополнительные возможности при личных контактах с коллегами дают такие телекоммуникационные программы как Skype, ведь именно с их  помощью можно проводить удалённые конференции с демонстрацией аудио-визуальных материалов.

        Все вышеперечисленные формы сетевого взаимодействия апробированы и успешно реализуются в учебной работе. Технологии сетевого взаимодействия продемонстрировали свою эффективность при работе в младших классах, они вносят разнообразие при подготовке учебных материалов и помогают решать вопросы проведения занятий на современной технической основе, с использованием передового педагогического опыта, при существенной экономии времени и средств.

Разумеется, основным фактором успешности занятий остаётся и будет оставаться фактор мастерства педагога. В то же время, информационные технологии и средства сетевого взаимодействия могут органично дополнять классические формы организации учебного процесса.

[1]. http://www.isiorao.ru

[2]. http://festival.1september.ru/ 

[3]. http://iacedu.ru/grc/about/

[4]. http://tvs2.narod2.ru/ Персональный сайт учителя начальных классов Широковой Т.В.

[5]. http://dnevnik.ru/ 

[6]. http://www.emissia.org/offline/2010/1434.htm

[7]. http://uroki.net/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учителя.Сетевое взаимодействие ОУ

Сетевое взаимодействие  ОУ г.Назарово   в рамках здоровьесохранения учащихся.Идея проекта :Создание оптимальных  условий для повышения уровня профессиональной культуры педаго...

1. Календарный план реализации I этапа (2013год) проекта «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений»

Планирование работы по «Профилактике приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учрежде...

Технология организации сетевого взаимодействия субъектов воспитательной деятельности в рамках ФГОС

Представляю вашему вниманию проект :"Сетевое общение сообщества  начальной школы " Клуб по интересам".Проект для тех, кто хочет организовать внеурочную деятельность школьников....

Превентивное занятие в рамках проекта сетевого взаимодействия

Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки.Основной этап занятия строился на этапе создания дружеского отношения и сотрудничества детей, гд...