Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Чижова Светлана Александровна

      Важным качеством современного ученика должно стать умение общаться, убеждать, аргументировать, чему способствует формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

      Коммуникативные УУД – действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и т.д.); действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных

учебных действий на уроках русского языка

Чижова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ  СОШ  п.г.т. Осинки

Безенчукского района Самарской области

      Введение новых образовательных стандартов заставило иначе взглянуть на систему образования, требующую развития личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, овладение которыми «создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей».

      Отличительной чертой новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, обусловливающий изменение парадигмы образования, находящей отражение в переходе от:

   - определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

   - ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

   - индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

      Важным качеством современного ученика должно стать умение общаться, убеждать, аргументировать, чему способствует формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

      Коммуникативные УУД – действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и т.д.); действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

      Для формирования УУД учитель должен осуществлять гуманистически ориентированное обучение: открытость своим мыслям и переживаниям, принятие ученика как личности, педагогический оптимизм. Учитель должен ставить ученика не в позицию, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая условия для творческой самореализации ребёнка. Педагог должен организовать учебную деятельность как процесс решения проблем разного уровня.

      Для формирования коммуникативных УУД учитель должен выстроить работу по развитию мышления учащихся, а в частности, по развитию их критического мышления. Ученик должен овладеть как способностью к внутреннему размышлению, так и умением обсуждать, взаимодействовать с другими.

      Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. Критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

      Технология критического мышления тесным образом связана с чтением и письмом. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Чтение в процессе критического мышления становится обдуманным. Ученики в процессе чтения формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют проблемы в тексте. А письмо – важнейший инструмент для выражения мыслей.

Технология развития критического мышления

Стадия

Функция стадии

Приёмы и методы

I.Вызов

(Актуализация имеющихся знаний)

Мотивационная

Информационная

Коммуникационная

- Составление списка известной информации.

- Рассказ-предположение по ключевым словам.

- Графическая систематизация материала: кластеры, таблицы.

- Верные и неверные утверждения.

- Перепутанные логические цепочки.

II.Осмысление содержания

(Знакомство с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, выявление противоречий, поиск ответов на вопросы)

Информационная

Систематизационная

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков;

- ведение записей (журналов, дневников);

- поиск ответов на поставленные вопросы.

III . Рефлексия

(Суммирование и систематизация новой информации, её творческая переработка, анализ, интерпретация)

Коммуникационная

Информационная

Мотивационная

Оценочная

- Заполнение кластеров, таблиц.

- Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

- Ответы на поставленные вопросы.

- Устные и письменные круглые столы.

- Дискуссии.

- Творческие работы.

- Исследования.

Условия, способствующие развитию критического мышления

  1. Важно предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
  2. Необходимо давать учащимся возможность размышлять.
  3. Важно принимать различные мнения и идеи.
  4. Целесообразно способствовать активности учащихся в учебном процессе.
  5. Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
  6. Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
  7. Необходимо ценить проявления критического мышления.

Развитие критического мышления на уроках русского языка

Кластеры

      Кластеры – выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке в виде «грозди».

Безударная гласная

В приставке

В корне

В суффиксе

В окончании

1.Запомни (неизменяемые)

2.Вспомни правило

(изменяемые)

1.Подбери проверочное слово (проверяемые)

2.Вспомни правило (чередующиеся)

3.Запомни (непроверяемые)

1.Вспомни правило (проверяемые)

2.Запомни (непроверяемые)

1.Определи часть речи:

- Сущ (скл; падеж)

- Прил (вопрос)

- Глагол (спряжен)

Инсерт

      Инсерт – маркировка текста значками по мере его прочтения.

«V»

«+»

«-»

«?»

Уже знал

Новое

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

Маркировка на уроках развития речи

«П»

«Z»

«Р»

«V»

«I»

Повтор

Абзац

Речевая ошибка

Пунктуационная ошибка

Орфографическая ошибка

Чтение с остановками

      Чтение с остановками – методический приём по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. На уроках русского языка используется при написании изложений.

Виды вопросов

  1. Простые – отвечая на них, нужно воспроизвести определённую информацию.
  2. Уточняющие – предоставляют возможность для обратной связи относительно того, что сказано («Если я правильно понял, то …»).
  3. Интерпретационные – объясняющие («Почему?»).
  4. Творческие – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноз («Что изменилось бы, если бы …?» «Как вы        думаете …?»).
  5. Оценочные – направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов («Чем отличаются друг от друга …?»).
  6. Практические вопросы – направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой («Как бы вы поступили…?»).

Концептуальная таблица

      Концептуальная таблица предполагает сравнение трёх и более объектов или вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали – различные черты и свойства, по которым происходит сравнение.

Типы текста

Объект сравнения

Повествование

Описание

Рассуждение

Суть

Рассказывается о развитии событий и их завершении

Что-либо описывается

Что-то объясняется (причина), доказывается

Главный вопрос текста

Что произошло?

Что делали?

Какой?

Почему? Зачем?

Опорные слова

Глаголы + «сначала», «потом», «снова» и т.д.

Имена прилагательные + «как будто», «как», «словно», «похож» и т.д.

Вводные слова и словосочетания: «во-первых», «так как», «поэтому», «потому что», «значит» и т.д.

Фоторепортаж

Несколько снимков

Один снимок

-

Особенности текста

Есть действующие лица, диалог

Нет действующих лиц, нет развивающихся событий; есть описание внешнего вида, внутреннего содержания, красоты

Есть обсуждение, разъяснение; нельзя увидеть то, о чём пишешь – надо это понять

План

I.Вступление – зачин, начало.

II.Основная часть.

  1. Развитие действия – завязка (поступки героев и причины этих поступков).
  2. Кульминация – самый напряжённый момент сюжета (хода событий).

III.Заключение – развязка, концовка.

  1. Представление предмета, человека, животного (общее впечатление).
  2. Назначение, основные признаки предмета (размер, форма, цвет, вкус, запах, внешний вид, черты характера…
  3. Твоя оценка, твоё отношение к предмету (человеку, животному).
  4. Заключение (вывод).

I.Вступление (то, что доказывается).

II.Тезис (положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, основную мысль сочинения).

III.Аргументы (доказательства):

  1. Доводы.
  2. Примеры, случаи, факты, цифры.
  3. Мнения авторитетных людей, цитаты (дословная выдержка из текста).

IV.Вывод.

Стиль речи

Художественный

Художественный,

официально-деловой,

научный,

публицистический

Официально-деловой,

научный,

публицистический

Синквейн

      Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Стихотворение состоит из 5 строк:

  1. Заявляется тема или предмет (одно существительное).
  2. Даётся описание предмета (два прилагательных).
  3. Характеризуются действия предмета (три глагола).
  4. Фраза, выражающая отношение автора к предмету (четыре значимых слова).
  5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Например:

Ученики

Любимые и разные

Дерзают, думают, шалят

Без них не хватает чего-то

Судьба

Игра «Как вы думаете?»

Изучение раздела «Морфология»

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

      Игра с карточками для группы из 4 – 6 человек. Каждая группа получает набор карточек с указанием признаков одной из частей речи. Один человек перемешивает карточки и раздаёт их. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на его карточках, затем кладёт каждую из них «лицом» вверх на то поле, где, по его мнению, она должна находиться.

      Когда все члены группы разложат свои карточки, всё ещё не советуясь, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы, и исправить ошибки, переворачивая карточку «лицом» вниз. Когда этот этап работы завершён, анализируется результат: карточки, которые остались неперевёрнутыми, выражают мнение группы.

      Следующий этап – обсуждение каждой перевёрнутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто её перевернул и почему. Идёт обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то придётся искать компромисс.

Формы письменной рефлексии

      Эссе – произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему и имеющее свободную композицию, ориентацию на разговорную речь.

      Бортовой журнал – форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, умозаключений и вопросов.

      Дневник – ведётся в течение длительного промежутка времени и позволяет осуществить более вдумчивую рефлексию, сравнивая действия во времени.

      Письменное интервью – вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов (взаимообмен мнениями).

      Стихотворные формы рефлексии – способ творческой рефлексии, позволяющий в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Используемая литература

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. – М.: Издательство «Ювента»; Издательство «Баласс», 2005.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. – М.: Просвещение, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт   "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....

Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"

Презентация на тему  "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Статья «Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»

В статье говорится о том, как нужно строить обучение на уроках русского языка  с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков....

Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в форме педагогической мастерской

      Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые  влияют  на...