Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в форме педагогической мастерской
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые влияют на результативность обучения детей, на процесс их социализации и развития личности в целом. Работа по их формированию, в первую очередь, осуществляется на уроках русского языка. Учитывая это, возникает вопрос: Как эффективнее решать проблему развития коммуникативно-речевых умений младших школьников? Хочу уделить внимание технологии «Педагогическая мастерская».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_master-klassa.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбунова Валентина Ильинична,
МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений
на уроках русского языка в форме педагогической мастерской
Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку.
(немецкая пословица)
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в овладении технологией «Педагогическая мастерская», как средства формирования коммуникативно-речевых умений обучающихся.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с методическими рекомендациями по применению технологии «Педагогическая мастерская».
- Провести практическое занятие – урок русского языка в 3 классе на тему «Создание плаката «Подкормите птиц зимой» в форме «педагогической мастерской»
- Создать условия для рефлексии педагогов по предложенной теме.
Оборудование: компьютер, презентация о технологии «Педагогическая мастерская», ватман, фломастеры, картинки к уроку для индивидуальной работы, клей, ножницы, вырезанные красные, голубые цветы для рефлексии.
- Коллеги, что вы подразумеваете под коммуникативно-речевыми умениями? (Ответы. Спасибо)
I. Теоретическая часть.
В современной школьной методике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению, направленный на формирование коммуникативной компетенции учеников. Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые влияют на результативность обучения детей, на процесс их социализации и развития личности в целом.
Работа по их формированию, в первую очередь, осуществляется на уроках русского языка. Однако не стоит забывать, что «в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы … универсальные учебные действия как основа умения учиться»[1].
Психологи (Е.Л. Мелибурда, Р.С. Немов, И.А. Зимняя и др.) выделяют индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:
1. Желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу общаться»).
2. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю, как общаться»).
3. Умение организовать общение («Я умею общаться») [1]
Учитывая это, возникает вопрос: Как эффективнее решать проблему развития коммуникативно-речевых умений младших школьников?
Хочу уделить внимание технологии «Педагогическая мастерская».
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами. Основная идея технологии «Педагогическая мастерская» – интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.
Актуальность использования этой технологии состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для развития коммуникативных умений, восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту. [2]
Правила в мастерской:
- все способны;
- каждый имеет право высказать свою точку зрения;
- уважение мнения партнера;
- отсутствие официального оценивания; никто не критикуется, только самого себя можно оценивать;
- важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем
Этапы Мастерской:
Этап 1. Индукция. Задача: создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Что может быть индуктором? В качестве индуктора может быть загадочно звучащее слово, стихотворение; музыкальный отрывок и многое другое.
Этап 2. Самоконструкция. Задача: расширить сферу актуализации знаний, создание гипотезы и путей её решения.
Этап 3. Социоконструкция. Задача: способствовать работе в парах, коммуникативному общению.
Этап 4. Социализация. Задача: способствовать работе в группе, умению договариваться.
Всё, что сделали в группе, должно быть обнародовано. Учитель предлагает договориться в группе, как коллективно можно представить всю работу. Кто выступит первый, кто следующий. О чём скажут.
Этап 5. Афиширование. Задача: познакомить с работами участников мастерской.
Идёт демонстрация работ участников мастерской.
Этап 6. Разрыв. Здесь происходит внесение дополнений, оформление окончательных результатов. У ученика возникает в некоторой степени внутреннее противоречие, своеобразный эмоциональный конфликт между имевшимися и новыми знаниями).
Задача: подвести к углублению проблемы, к поиску ответов.
Этап 7. Рефлексия. Задача: активизировать рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.
II. Практическая часть – «педагогическая мастерская» на материале учебника Русский язык, 3 класс авторов Л.Я. Желтовской и О.Б. Калининой
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам побывать в роли учеников, отчасти в роли педагогов.
Сегодня в нашем классе вновь открыта мастерская. Мастерская слова и дела. Значит, будем общаться друг с другом, делать общее дело. Прошу уважать мнение каждого.
Этап 1. Индукция. Звучит щебет птиц на кормушке. Читаю отрывок из рассказа В. Бианки:
Я – великий повелитель птиц!
Захочу — и птицы сами прилетят ко мне.
Захочу — прилетят голуби и воробьи.
Захочу — синички.
Захочу — явятся гости с севера: свиристели и снегири.
Вы думаете, что у меня есть волшебная палочка?
Нет! У меня есть…
- Угадайте концовку текста (волшебная полочка).
- О какой волшебной полочке идёт речь?
- Почему необходимо подкармливать птиц зимой?
- Кормушки ребята повесили, а корм не забывают подсыпать? (Забывают)
Этап 2. Самоконструкция
- Предположите, что можно сделать, чтобы ребята не бросали подкармливать птиц на протяжении всей зимы. Запишите на листочках свои мысли.
Этап 3. Социоконструкция. Обсудите в парах, что у вас получилось.
Знаете, одна типография не успевает к сроку выпустить ряд плакатов и просит вас о помощи – создать плакат «Подкормите птиц зимой!»
Этап 4. Социализация. Чтобы работу выполнить быстро, разделимся на 3 группы: составители макета плаката и художники, составители текстов для плаката, авторы инструкций изготовления кормушек. (Группы получают задания в конвертах)
Этап 5. Афиширование. Всё, что сделали в группе, должно быть обнародовано. Договоритесь в группе, как коллективно можно представить вашу работу. (Части плаката вывешиваются поочерёдно на доске) Макет плаката готов.
Этап.6. Разрыв. Подождите, а вот интересно, почему В. Бианки в своём рассказе пишет:
Захочу — прилетят голуби и воробьи.
Захочу — синички.
Захочу — явятся гости с севера: свиристели и снегири.
- Откуда он знает, кто к нему прилетит? (Он знает, какой корм едят птицы)
А какой корм нельзя давать птицам знаете? Давайте изучим некоторые рекомендации. (каждой группе по 1 листу)
- Чем дополните плакат?
Этап 7. Рефлексия Оцените свою деятельность в мастерской. Можете начать с таких слов: сегодня я узнал…, было интересно…, я понял, что…, я почувствовал, что…, у меня получилось…, я смог…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…
- Комфортно ли было работать сообща? Пожмите друг другу руки и скажите: «Благодарю за работу!»
- А я благодарю всех за работу. Макет плаката выполнен и мы помогли типографии.
Итог
Итак, мы увидели:
1. Решение вопросов коммуникативно-речевого общения прошло через чередование парной и групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры.
2. Работа в мастерских основывается прежде всего на языке. А язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
3. Достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных, коммуникативных компетенций становится возможным благодаря деятельности педагога, а также собственным усилиям обучающегося.
Рефлексия педагогов "Букет настроения". В начале мероприятия раздаются бумажные цветы: например, красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце мероприятия говорится: “Если вам понравилось мероприятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.
Список литературы:
- Крючкова Т.А. Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, учителей начальных классов – Шадринск, 2019. – 70 с.
- Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб.2002 г.
- Копилка приёмов рефлексии. [Электронный ресурс]. – URL: (Дата обращения: 05.06.2020)
[1] Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»
Цель мастер-класса: показать, как ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...
Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"
Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"...
МАСТЕР-КЛАСС "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка"
Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образованияМАСТЕР-КЛАССРабота с одаренными детьми на уроках русского языка...
Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....
Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»
представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....
Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическ...
Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»
Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....
- Мне нравится (1)