Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в форме педагогической мастерской
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

        Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые  влияют  на результативность обучения детей, на процесс их социализации и развития личности в целом. Работа по их формированию, в первую очередь, осуществляется на уроках русского языка. Учитывая это, возникает вопрос: Как эффективнее решать  проблему развития коммуникативно-речевых умений младших школьников? Хочу уделить внимание технологии «Педагогическая мастерская».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master-klassa.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Горбунова Валентина Ильинична,

 МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений

на уроках русского языка в форме педагогической мастерской

Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку.

(немецкая пословица)

Цель:  создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в овладении технологией «Педагогическая мастерская», как средства формирования коммуникативно-речевых умений обучающихся.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с методическими рекомендациями по применению технологии «Педагогическая мастерская».
  2. Провести практическое занятие – урок русского языка в 3 классе на тему «Создание плаката «Подкормите птиц зимой» в форме «педагогической мастерской»
  3. Создать условия для рефлексии педагогов по предложенной теме.

        

        Оборудование: компьютер, презентация о технологии «Педагогическая мастерская», ватман, фломастеры, картинки к уроку для индивидуальной работы, клей, ножницы, вырезанные красные, голубые цветы для рефлексии.

- Коллеги, что вы подразумеваете под коммуникативно-речевыми умениями? (Ответы. Спасибо)

I. Теоретическая часть.

В современной школьной методике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению, направленный на формирование коммуникативной компетенции учеников. Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые  влияют  на результативность обучения детей, на процесс их социализации и развития личности в целом. 

 Работа по их формированию, в первую очередь, осуществляется на уроках русского языка. Однако не стоит забывать, что «в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы … универсальные учебные действия как основа умения учиться»[1].

Психологи (Е.Л. Мелибурда, Р.С. Немов, И.А. Зимняя и др.) выделяют индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:

1. Желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу общаться»).

2. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю, как общаться»).

3. Умение организовать общение («Я умею общаться») [1]

Учитывая это, возникает вопрос: Как эффективнее решать  проблему развития коммуникативно-речевых умений младших школьников?

 Хочу уделить внимание технологии «Педагогическая мастерская».

Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами. Основная идея технологии «Педагогическая мастерская» – интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

Актуальность использования этой технологии состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий  для развития коммуникативных умений, восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту. [2]

Правила в мастерской:

  • все способны;
  • каждый имеет право высказать свою точку зрения;
  • уважение мнения партнера;
  • отсутствие официального оценивания; никто не критикуется, только самого себя можно оценивать;
  •  важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем

  

                Этапы Мастерской:

Этап 1. Индукция. Задача: создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Что может быть индуктором? В качестве индуктора может быть загадочно звучащее слово, стихотворение; музыкальный отрывок и многое другое.

Этап 2. Самоконструкция.         Задача: расширить сферу актуализации знаний, создание  гипотезы и путей её решения.

Этап 3. Социоконструкция. Задача: способствовать работе в парах, коммуникативному общению.

Этап 4. Социализация. Задача: способствовать работе в группе, умению договариваться.

Всё, что  сделали в группе, должно быть обнародовано. Учитель предлагает договориться  в группе, как коллективно можно представить всю работу. Кто выступит первый, кто следующий. О чём скажут.

Этап 5. Афиширование. Задача: познакомить с работами участников мастерской.

Идёт демонстрация работ участников мастерской.

          Этап 6. Разрыв.  Здесь происходит внесение дополнений, оформление окончательных результатов. У ученика возникает в некоторой степени внутреннее противоречие, своеобразный  эмоциональный конфликт между имевшимися и новыми знаниями).

  Задача: подвести  к углублению проблемы, к поиску ответов.

Этап 7. Рефлексия. Задача: активизировать рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

II. Практическая часть – «педагогическая мастерская» на материале учебника Русский язык, 3 класс авторов Л.Я. Желтовской и О.Б. Калининой

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам побывать в роли учеников, отчасти в роли педагогов.

Сегодня в нашем классе вновь открыта мастерская. Мастерская слова и дела. Значит, будем общаться друг с другом, делать общее дело. Прошу уважать мнение каждого.

Этап 1. Индукция. Звучит щебет птиц на кормушке. Читаю отрывок из рассказа В. Бианки:

Я – великий повелитель птиц!

Захочу — и птицы сами прилетят ко мне.

Захочу — прилетят голуби и воробьи.

Захочу — синички.

Захочу — явятся гости с севера: свиристели и снегири.

Вы думаете, что у меня есть волшебная палочка?

Нет! У меня есть…  

- Угадайте концовку текста  (волшебная полочка).

- О какой волшебной полочке идёт речь?

- Почему необходимо подкармливать птиц зимой?

- Кормушки ребята повесили, а корм  не забывают подсыпать? (Забывают)

Этап 2. Самоконструкция

- Предположите, что можно сделать, чтобы ребята не бросали подкармливать птиц на протяжении всей зимы. Запишите на листочках свои мысли.

Этап 3. Социоконструкция. Обсудите в парах, что у вас получилось.

 Знаете, одна типография не успевает к сроку выпустить ряд плакатов и  просит вас о помощи – создать плакат «Подкормите птиц зимой!»

Этап 4. Социализация. Чтобы работу выполнить быстро, разделимся на 3 группы: составители макета плаката и художники, составители текстов для плаката, авторы инструкций изготовления кормушек. (Группы получают задания в конвертах)

Этап 5. Афиширование. Всё, что сделали в группе, должно быть обнародовано. Договоритесь в группе, как коллективно можно представить вашу работу. (Части плаката вывешиваются поочерёдно на доске)  Макет плаката готов.

Этап.6. Разрыв. Подождите, а вот интересно, почему В. Бианки в своём рассказе пишет:  

Захочу — прилетят голуби и воробьи.

Захочу — синички.

Захочу — явятся гости с севера: свиристели и снегири.

- Откуда он знает, кто к нему прилетит? (Он знает, какой корм едят птицы)

 А какой корм нельзя давать птицам знаете? Давайте изучим некоторые рекомендации. (каждой группе по 1 листу)

- Чем дополните плакат?

        Этап 7. Рефлексия Оцените свою деятельность в мастерской. Можете начать с таких слов: сегодня я узнал…, было интересно…, я понял, что…, я почувствовал, что…, у меня получилось…, я смог…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…

- Комфортно ли было работать сообща? Пожмите друг другу руки и скажите: «Благодарю за работу!»

- А я благодарю всех за работу. Макет плаката выполнен и мы помогли типографии.

Итог

Итак, мы увидели:

1. Решение вопросов коммуникативно-речевого общения прошло через чередование  парной и групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры.

2. Работа в мастерских основывается прежде всего на языке. А язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета. 

3. Достижение эффекта  - развитие личности обучающегося, формирование его социальных, коммуникативных компетенций становится возможным благодаря деятельности педагога, а также собственным усилиям обучающегося. 

        

Рефлексия педагогов "Букет настроения". В начале мероприятия раздаются бумажные цветы: например, красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце мероприятия говорится: “Если вам понравилось мероприятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

Список литературы:

  1.  Крючкова Т.А. Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, учителей начальных классов – Шадринск, 2019. – 70 с.
  2. Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб.2002 г.
  3. Копилка приёмов рефлексии. [Электронный ресурс]. – URL:          (Дата обращения: 05.06.2020)


[1]  Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"...

МАСТЕР-КЛАСС "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка"

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образованияМАСТЕР-КЛАССРабота с одаренными детьми на уроках русского языка...

Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....

Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).

Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическ...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....