Урок - сказка по теме "Непроизносимые согласные" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

 Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar634.98 КБ

Предварительный просмотр:

Онищук Светлана Николаевна

муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа №33 станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район, Краснодарского края.

Урок – сказка по русскому языку. 2 класс.

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Задачи:

  1. Организовать деятельность учащихся по умению находить в словах непроизносимые согласные и подбирать проверочные слова.
  2. Развивать мышление, внимание, память, интерес к результату работы; прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку.
  3. Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы, связно излагать свои мысли, прогнозировать, оценивать.

Метод: частично-поисковый (с использованием технологии разноуровневой дифференциации).

Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые.

Ход урока.

  1. Организация класса.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в сказку. Мы с вами отправляемся в сказку, где нам понадобятся наши знания о согласных звуках. Мы с вами должны будем помочь добру победить зло.

А для того, чтобы попасть в сказку мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова.

По щучьему велению,

По нашему хотению

Пусть мы окажемся в сказке.

(Открывается доска с иллюстрациями к сказке)

  1. Работа по теме урока

   Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.                                                                              

 

Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Учитель: Задание№1. Поможем бедному воробью от старухи-зимы спастись.

  1. Чистописание.

- Молодцы, ребята, хорошо с заданием справились!

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгает, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

  1. Создание ситуации успеха.

- Можете ли вы сказать, какой звук обозначает та или иная буква? (Да)

- Хорошо, посмотрим пожалеет ли старуха-зима зверей?

- Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает :

ПОЛЯ (показываю на букву о, дети – А)

ЛЕБЕДЬ (Д – Т)

СКАЗКА ( З – С)

ГРИБ (Б – П)

РАДОСТНЫЙ ( буква Т не обозначает никакого звука)

  1. Ситуация затруднения.

-  Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете?

  1. Постановка учебной задачи.

- Какой вопрос у вас возник? Надо ли писать букву, если звук не слышен и как это узнать? Как проверить эту странную орфограмму?

- Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке. (Д,Т,Л,В).

- А, что же наша старуха – зима?

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

  1. Работа в группах.

- Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму, но сначала вспомните, что обозначает буква в слове.

(Учатся работать в группах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу).

Если в корне родственных слов есть такая фонема, значит, её нужно обозначать буквой и там, где она не слышится.

  1. Физминутка

- Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

- И нам задание потруднее приготовила зима!

  1. Проверка правильности версии. (работа в группах)

- Может быть, это только одно слово в русском языке, где есть звук – призрак? Проверим!

Задание №2. От данных слов образуйте слова, называющие признаки предмета.

ОБЛАСТЬ – ОБЛАСТНОЙ

ГИГАНТ – ГИГАНТСКИЙ

НЕСЧАСТЬЕ – НЕСЧАСТНЫЙ

МЕСТО – МЕСТНЫЙ

ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ

ИЗВЕСТИЕ – ИЗВЕСТНЫЙ

- Молодцы, совсем растопили злую зиму!

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.

  1. Обобщение способов проверки непроизносимых согласных.

Учитель: - Как же проверяли слова с непроизносимой согласной?

Ученики делают выводы:

- Для этого нужно найти сильную позицию непроизносимого звука.

- Надо подобрать такие родственные слова, в которых у этого звука появятся другие соседи, и он слышится.

- Надо изменить слова по команде вопросов : ЧТО? КАКОВ? ЧТО (С)ДЕЛАЛ?

- Подумать над значением слова!

  1. Тренировочные упражнения.

Задание №3. Самостоятельная работа.

Проверьте и отыщите непроизносимые согласные.

ЗВЁ(ЗН)ЫЙ

СЕ(РЦ)Е
ЛЕ(СН)ОЙ
РАДО(СН)ЫЙ
ХРУ(СН)УЛО

КАПУ(СН)ИЦА

ЧУДЕ(СН)ЫЙ

  1. Проверка. Подбирают проверочные слова.

- Составьте 3-4 предложения с этими словами.

Учитель: -  А что же наша зима?

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!

  1. Итог урока.

- А весна уже пришла и до нас добралась!

- Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке?

- Оцените свою работу на солнышках.

- Спишите пословицу и вставьте пропущенные буквы.

Сер?це матери лучше со?нца греет.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

  1. Д/З: Рассказать, как проверяли непроизносимые согласные и как помогли весне до нас добраться, какие трудные слова мы сегодня изучали.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка по математике, 1 класс.

Урок-закрепление в форме сказки для 1 класса (2 четверть)....

Урок - сказка по математике - 2 класс

Урок-сказка. Счет предметов....

Урок-сказка по математике 2 класс.

Конспект интегрированного урока  урока по математике и чтению. Темат урока: "Закрепление вычислительных приёмов. А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане""....

Урок-сказка "Снежинки оживают" 1 класс

Пробудить фантазию детей, дать представление об орнаменте, как повторяющемся рисунке....

Урок-сказка по математике 2 класс "Сложение и вычитание чисел в пределах 100." программа Н. Б. Истоминой

Урок-сказка по математике во 2 классе по программе Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»).Тема: «Разрядный состав трёхзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.  Решение задач.»...

Урок-сказка по математике. 4 класс

Урок-сказка по математике в 4 классе. Закрепление пройденного материала по теме "Величины" (интегрированный)...

Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнени...