Урок - сказка по теме "Непроизносимые согласные" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 634.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Онищук Светлана Николаевна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район, Краснодарского края.
Урок – сказка по русскому языку. 2 класс.
Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по умению находить в словах непроизносимые согласные и подбирать проверочные слова.
- Развивать мышление, внимание, память, интерес к результату работы; прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку.
- Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы, связно излагать свои мысли, прогнозировать, оценивать.
Метод: частично-поисковый (с использованием технологии разноуровневой дифференциации).
Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые.
Ход урока.
- Организация класса.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в сказку. Мы с вами отправляемся в сказку, где нам понадобятся наши знания о согласных звуках. Мы с вами должны будем помочь добру победить зло.
А для того, чтобы попасть в сказку мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова.
По щучьему велению,
По нашему хотению
Пусть мы окажемся в сказке.
(Открывается доска с иллюстрациями к сказке)
- Работа по теме урока
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Учитель: Задание№1. Поможем бедному воробью от старухи-зимы спастись.
- Чистописание.
- Молодцы, ребята, хорошо с заданием справились!
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгает, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
- Создание ситуации успеха.
- Можете ли вы сказать, какой звук обозначает та или иная буква? (Да)
- Хорошо, посмотрим пожалеет ли старуха-зима зверей?
- Я буду показывать вам букву в слове, а вы будете называть звук, который она обозначает :
ПОЛЯ (показываю на букву о, дети – А)
ЛЕБЕДЬ (Д – Т)
СКАЗКА ( З – С)
ГРИБ (Б – П)
РАДОСТНЫЙ ( буква Т не обозначает никакого звука)
- Ситуация затруднения.
- Нет звука, а буква есть? Может, это ошибка? Как вы думаете?
- Постановка учебной задачи.
- Какой вопрос у вас возник? Надо ли писать букву, если звук не слышен и как это узнать? Как проверить эту странную орфограмму?
- Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке. (Д,Т,Л,В).
- А, что же наша старуха – зима?
Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
- Работа в группах.
- Попробуйте найти такой способ, при помощи которого можно проверить эту орфограмму, но сначала вспомните, что обозначает буква в слове.
(Учатся работать в группах. Далее следует обсуждение, в ходе которого дети приходят к выводу).
Если в корне родственных слов есть такая фонема, значит, её нужно обозначать буквой и там, где она не слышится.
- Физминутка
- Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
- И нам задание потруднее приготовила зима!
- Проверка правильности версии. (работа в группах)
- Может быть, это только одно слово в русском языке, где есть звук – призрак? Проверим!
Задание №2. От данных слов образуйте слова, называющие признаки предмета.
ОБЛАСТЬ – ОБЛАСТНОЙ
ГИГАНТ – ГИГАНТСКИЙ
НЕСЧАСТЬЕ – НЕСЧАСТНЫЙ
МЕСТО – МЕСТНЫЙ
ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ
ИЗВЕСТИЕ – ИЗВЕСТНЫЙ
- Молодцы, совсем растопили злую зиму!
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.
- Обобщение способов проверки непроизносимых согласных.
Учитель: - Как же проверяли слова с непроизносимой согласной?
Ученики делают выводы:
- Для этого нужно найти сильную позицию непроизносимого звука.
- Надо подобрать такие родственные слова, в которых у этого звука появятся другие соседи, и он слышится.
- Надо изменить слова по команде вопросов : ЧТО? КАКОВ? ЧТО (С)ДЕЛАЛ?
- Подумать над значением слова!
- Тренировочные упражнения.
Задание №3. Самостоятельная работа.
Проверьте и отыщите непроизносимые согласные.
ЗВЁ(ЗН)ЫЙ
СЕ(РЦ)Е
ЛЕ(СН)ОЙ
РАДО(СН)ЫЙ
ХРУ(СН)УЛО
КАПУ(СН)ИЦА
ЧУДЕ(СН)ЫЙ
- Проверка. Подбирают проверочные слова.
- Составьте 3-4 предложения с этими словами.
Учитель: - А что же наша зима?
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!
- Итог урока.
- А весна уже пришла и до нас добралась!
- Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке?
- Оцените свою работу на солнышках.
- Спишите пословицу и вставьте пропущенные буквы.
Сер?це матери лучше со?нца греет.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
- Д/З: Рассказать, как проверяли непроизносимые согласные и как помогли весне до нас добраться, какие трудные слова мы сегодня изучали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка по математике, 1 класс.
Урок-закрепление в форме сказки для 1 класса (2 четверть)....
Урок - сказка по математике - 2 класс
Урок-сказка. Счет предметов....
Урок-сказка по математике 2 класс.
Конспект интегрированного урока урока по математике и чтению. Темат урока: "Закрепление вычислительных приёмов. А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане""....
Урок-сказка "Снежинки оживают" 1 класс
Пробудить фантазию детей, дать представление об орнаменте, как повторяющемся рисунке....
Урок-сказка по математике 2 класс "Сложение и вычитание чисел в пределах 100." программа Н. Б. Истоминой
Урок-сказка по математике во 2 классе по программе Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»).Тема: «Разрядный состав трёхзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач.»...
Урок-сказка по математике. 4 класс
Урок-сказка по математике в 4 классе. Закрепление пройденного материала по теме "Величины" (интегрированный)...
Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнени...