Конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Употребление предлогов с разными падежами и распознавание падежей»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Афанасьево»

Конспект урока русского языка в 4 классе

«Употребление предлогов с разными падежами и распознавание падежей»

Учитель

высшей квалификационной категории

Варанкина Галина Васильевна

Афанасьево, 2018

Тема урока: «Употребление предлогов с разными падежами и распознавание падежей».

Цель:

 Создать условия:

- для развития познавательной активности и самостоятельности мышления детей.            

- для развития навыков распознавания падежей имён  существительных;          

-  для активизации коммуникативно-речевых способностей.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предлога; совершенствовать умения и навыки по овладению орфографическими нормами русского литературного языка; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление изученного.

Доска:

Лежал (земля), сидел (парта), поднялся (сцена), пошёл (школа), работал (библиотека), сел (парта), иду (друг), иду (зонт), спрыгнул (дерево), залез (парта)

12 февраля.

Классная работа.

З з Зз за из З з Зз за из

Неправильное знание хуже, чем незнание.

И. п. кто? что?

Р. п. кого? чего?

Д. п. кому? чему?

В. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

П. п. о ком? о чём?

Ход урока:

  1. Оргмомент

Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: 
Книжка, ручка и тетрадка?

Открыли тетради, записываем число, классная работа.

  1. Минутка чистописания.

Какую букву будем писать на минутке чистописания вы узнаете, если отгадаете загадки.

- Снегом занесла дорожки,

  Разукрасила окошки,

  Радость детям подарила

  И на санках прокатила. (Зима)

- Полон хлевец белых овец. (Зубы)

- Всегда он в работе,

  Когда мы говорим,

  А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

  • Кто догадался, какую букву будем писать? (З)
  • Дайте характеристику звуку(согласный, парный глухой, бывает твёрдый и мягкий).
  • Пишем до конца строки, сохраняя закономерность – З з Зз за из
  • Есть ли среди написанного слова? (за, из – предлоги)
  • Что такое предлог?
  • Со словами какой части речи чаще всего употребляется предлог?
  • Прочитайте на доске высказывание немецкого педагога. Как вы его понимаете?(высказывания детей)
  • Назовите слова, противоположные по смыслу. (знание – незнание).
  • Что такое знание? (мнения детей)
  • В словаре С. И. Ожегова даётся такое определение слова. Знание – это

1) постижение действительности сознанием, наука.

  1. Совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.

          - В каком из этих значений употреблено слово в данном выражении? (во 2-м)

          -  А как можно объяснить незнание? (неосведомлённость в чём-нибудь)

          -    При изучении новой темы мы находимся на какой ступеньке – знания или          

              незнания?

          -  А после изучения темы вы можете сказать, что знаете всё по данной теме? (нет, всё знать невозможно)

- А ваши родители всё знают в той области, в которой они работают? (нет)

- Запишите высказывание в тетрадь, подчеркните антонимы.

- Какой частью речи являются данные слова? (Имя сущ.)

- Что мы знаем об имени существительном?

- А всё ли мы с вами знаем об этой части речи?

- Над какой темой мы сейчас работаем? (изменение по падежам)

- Как по другому называется изменение по падежам? (Склонение, изменение по вопросам)

- Зачем мы изучаем  данную тему?

- Как определяем падеж?(по вопросу, окончанию, предлогу)

- Можно ли определить падеж только по вопросу? (нет, т.к. у разных падежей есть одинаковые вопросы)

- А только по окончанию? ( нет)

- А по предлогу? Мы говорили, что в И.п. имена существительные употребляются без предлогов, а в П.п. только с предлогами. Значит, если перед именем сущ. стоит предлог, то имя сущ. П.п. Так это или не так?

- Над этой темой мы будем сегодня работать и узнаем какие предлоги с именами сущ.какого падежа употребляются.

3. Работа в тетрадях.

- Запишите в тетрадях названии падежей и вопросы к ним. У данных словосочетаний

( Лежал (земля), сидел (парта), поднялся (сцена), пошёл (школа), работал (библиотека), сел (парта), иду (друг), иду (зонт), спрыгнул (дерево), залез (парта)) раскроем скобки, поставим имена сущ.в нужный падеж, используем подходящие по смыслу предлоги. Предлоги запишем в таблицу к падежам.

(На доске получается запись:

И. п. кто? что?  --------

Р. п. кого? чего?  С.

Д. п. кому? чему? К.

В. п. кого? что?   На, за, в.

Т. п. кем? чем?  Под,  с, за.

П. п. о ком? о чём?  В, на.

- Что мы можем сказать, глядя на запись? (Одинаковые предлоги встречаются в разных падежах. )

Вывод: Чтобы определить падеж имени существительного, надо поставить вопрос, посмотреть на окончание и предлог.

  1. Закрепление.  Работа в парах. (у каждого на столе карточки с предложениями)

Из слов составьте предложения. Слова, если нужно, измените и вставьте  подходящие по смыслу предлоги. Предложения записать в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу. У имён существительных определить падежи.

Дерево, сорвалась, птица, верхушка.

Лес, опушка, лисица, вьётся, след.

Громко, тишина, сороки, трещали.

Бежит, берёзка, осинка, ветерок, весело.

  1. Проверка.
  2. Итог урока.

- Что нужно для того, чтобы определить падеж?

- Сколько падежей в русском языке?

- Изменение по падежам называется  …

- Ребята, Л.Н. Толстой сказал такие слова – не бойся незнания, бойся ложного знании. От него всё зло мира.

 - Можем ли эти  слова связать со словами, которые были записаны в начале урока?

- Какой вывод мы сделаем?

- А на уроке вы получили знания?

- Знания получили, значит должны их применять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...