Проект урока по русскому языку для 4 класса
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Кузьмина Татьяна Викторовна

Урок русского языка  по теме "Распознавание падежей имен существительных". 4-й класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx68.66 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.ppt227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  по теме "Распознавание падежей имен существительных". 4-й класс


Цели: актуализировать знания о склонении имён существительных;  определять падеж имен существительных.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;

регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Раздаточный материал: , “смайлы”, карточки с падежами, листы самооценки, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент    

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.( Приветствие гостей)

II. Актуализация знаний

  1. Словарная работа (на карточках)

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

Поменяйтесь карточками, проверьте правильно ли вы выполнили задание(посмотрите на слайд№1)

Оцените выполненную работу по критериям ( 5-без ошибок; 4- 1 ошибка; 3- 2,3 ошибки) (занести результат в таблицу)

_Что обьединяет все эти слова? ( Это все имена существительные)

_ Как вы думаете с какой частью речи  будем работать сегодня и на последующих уроках?

(Будем изучать имя существительное)

 

Учитель: Сегодня к нам на урок пришли удивительные гости – это падежи. (К доске выходят шесть учеников с табличками в руках).

1-й ученик:

- Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы 
КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

2-ученик:

- А я – падеж Родительный,
Характер мой общительный.

КОГО? ЧЕГО? – И вот он я:
Предлоги часто мне друзья:
И “С”, и “ДО”, и “У”, и “ИЗ” - 
“ДО” неба вверх и “С” неба вниз.

3-й ученик:

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным

Дательный назвал!
А ещё как размечтаюсь, 
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу
А ещё 
КОМУ? ЧЕМУ?

4-й ученик:

- Я Винительный падеж,
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них пятёрки я ловлю.

КОГО позвать, во ЧТО играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5-й ученик:

- Я Творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! - 
ЧЕМ?
Творите! – 
С КЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам “ПЕРЕД”, “ПОД” и “НАД”
В любой момент я очень рад.

6-й ученик:

- А я падеж Предложный.
Со мною - случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ, О ЧЁМ я говорил?
Ах да, нужны предлоги, 
Без них мне нет дороги.
Пусть будет “В”, и “О”, и “При” - 
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О ЧЁМ мечтать и В ЧЁМ гулять.

Учитель: А зачем нужны вы, падежи, именам существительным?

Падежи: Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. Спасибо падежи

III. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, надеюсь, наши гости помогли вам определить тему нашего урока.

Ученики: Тема урока “Распознавание падежей имён существительных”

Учитель:-А что будем учиться делать на уроке?

Ученики: Определять падежи имен существительных

Учитель: ( открываем тетради записываем число, классная работа)

2. Работа по учебнику.

Упр. № 135 (с. 80).

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Что означает слово “склоняется”?

(Изменяется по вопросам или по падежам). 

-Найдите и спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.(прочитать кому-то одному)

Весна (И.п.), весны (Р.п.), весне (Д.п.), весну (В.п.), весною (Т.п.), о весне (П.п.).

(спросить того кто готов по 3 слова)

1. Работа с новой информацией.

Учитель: Большинство названий падежей – это дословный перевод с латинского языка. Падежи назвали по их основному назначению. Скажите, что обозначают названия падежей.

1-й ученик: Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.

2-й ученик: Родительный – буквально означает “полученный с рождения”.

3-й ученик: Дательный – от слова “дать”, то есть обозначить адресата, тому, кому что-то дают.

4-й ученик: Винительный. Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом “вина”.

5-й ученик: Творительный – связан с глаголом “творить” и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножницами).

6-й ученик: Предложный падеж назван так известным учёным Ломоносовым, так как без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным).

Учитель: Ребята , я надеюсь ,что эта информация вам пригодится в дальнейшей работе

IV. Работа по теме урока.

  1. ( Работа в группе)  Работа с памяткой “Падежи”.

У каждого ученика есть карточка с падежами . . 

_Соедините падежи с вопросами и вспомогательными словами. Чья группа подготовится раньше ей и отвечать .( слайд 2)( ответы детей щелкать в соответствии со стрелками)

Учитель:_Получившейся  памяткой  будем пользоваться на уроке.

V. Физкультминутка. Видео  (Слайд 3)

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

(работа в парах, чья пара 1 -дать слово) Поменялись тетрадями.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

Проверить по критериям:5-без ошибок,4-1,2 ошибки,3-3,4ошибки.

Результаты занести в таблицу.

5. Работа на интерактивной доске Письменно в тетрадях. (слайд4)

- Прочитайте, спишите, укажите падеж выделенных имён существительных.

1. Муравей тащит хвоинку. 2. Шмели перелетали с цветка на цветок. 3. В вышине парили огромные ястребы. 4. Над водой кружились белые чайки.

( спрашивать по одному, последнее предложение 4 разобрать по членам предложения)

6. Разобрать предложение по членам предложения .(письменно, если останется время)

На вершине сосны тихо ворковал дикий голубь

2. Игра с пословицами “Во всех падежах”. (Слайд5 ) (устно если останется время)

- Определить падеж слова дело.

Дело (…) шуток не любит.
Не по сути дел, а по
 делу(…) суть.
Ты за 
дело (…), а дело за тебя.
И умён, и пригож, и в
 деле (…) гож.

VII. Подведение итогов урока

Выполнить тест.(тесты у каждого ученика)

- Укажите  падеж имени существительного.

Вариант 1        

Вопрос № 1

Чинить  гнездо

  • творительный
  • дательный
  • винительный

Вопрос № 2

посидеть под деревом

  • творительный
  • родительный
  • именительный

Вопрос № 3

появился на лугу

  • творительный
  • именительный
  • предложный

Вариант 2

Вопрос № 1

от холодного моря

  • творительный
  • родительный
  • предложный

Вопрос № 2

опустился на воду

  • творительный
  • дательный
  • винительный

Вопрос № 3

вылетела из улья

  • творительный
  • родительный
  • именительный

Проверка работ.

Самооценка по критериям: 5- без ошибок

        4-1 ошибка

        3-2 ошибки(занести в таблицу)

VIII. Рефлексия

- Что такое склонение имён существительных?

- Как определить падеж имени существительного?

- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек “смайлы”).

Учитель: Ребята, всем спасибо за работу и результаты.

Домашнее задание.(слайд6)

Упр. 140, с. 83.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

2.Словарная работа 

Ребята, прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К..мбайн, б…гаж, ш…фер, к…рабль, к…никулы.

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных. Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных. Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

 Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных. Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

(работа в парах, чья пара 1 -дать слово) Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

(работа в парах, чья пара 1 -дать слово) Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

(работа в парах, чья пара 1 -дать слово) Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

4. Списать словосочетания с карточки, определить падежи имён существительных.

(работа в парах, чья пара 1 -дать слово) Все проверяют у себя.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

Вариант 1        

Вопрос № 1

Чинить  гнездо

  • творительный
  • дательный
  • винительный

Вопрос № 2

посидеть под деревом

  • творительный
  • родительный
  • именительный

Вопрос № 3

появился на лугу

  • творительный
  • именительный
  • предложный

Вариант 2

Вопрос № 1

от холодного моря

  • творительный
  • родительный
  • предложный

Вопрос № 2

опустился на воду

  • творительный
  • дательный
  • винительный

Вопрос № 3

вылетела из улья

  • творительный
  • родительный
  • именительный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа К о мбайн Б а гаж Ш о фёр К о рабль К а никулы

Слайд 2

Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами. Падеж Вопросы Вспомогательные слова И.п. (кем? чем?) думаю Р.п. (кому? чему?) вижу Д.п. (кто? что?) доволен В.п. (о ком? о чем?) существует Т.п. (кого? что?) нет П.п. (кого? чего?) дать

Слайд 3

Физкультминутка Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Не беда, что места мало. Разомнёмся для начала: Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленкам бьём ладошкой, Прыгаем на правой ножке И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас. Ну-ка дружно, ну-ка вместе - И сначала ещё раз!

Слайд 4

Прочитайте. Укажите падеж имён существительных. Муравей тащит хвоинку. 2. Шмели перелетали с цветка на цветок. 3. В вышине парили огромные ястребы.

Слайд 5

Игра с пословицами «Во всех падежах» Определить падеж слова дело. Дело (…) шуток не любит. Не по сути дел, а по делу (…) суть. Ты за дело (…), а дело за тебя. И умён, и пригож, и в деле (…) гож.

Слайд 6

Подведение итогов урока Выполнить тест. (Два варианта) Укажи падеж имени существительного. - Проверка работ

Слайд 7

Рефлексия Что научились делать на уроке? Что нового узнали на уроке? Оцените свою работу на уроке.

Слайд 8

Домашнее задание С. 140, упражнение 83

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Способы образования наречий"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема – Способы образований наречий.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском языке на примере обр...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Словообразование глаголов"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема –  Словообразование глаголов.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском язык...

проект урока по русскому языку 4 класс

Правописание падежных безударных окончаний имён существительных трёх склонений...

Проект урока по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" (ФГОС)

Зачётная работа на квалификационных курсах "Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях ФГОС" (НИРО)...

проект урока по русскому языку 2 класс

проект урока по русскому языку 2 класс...