Конспект урока по русскому языку "Правописание слов. Закрепление" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мусатова Анжелика Николаевна

Этот урок для 4 класса универсальный .Подойдёт для любого УМК. Дети с удовольствием повторяют все орфограммы, систематизируют свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект102 КБ
Файл презентация1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов Мусатова А.Н.

Технологическая карта урока русский язык («Планета знаний»)

Тема: «Общее повторение.  Правописание слов. Пропедевтика Предложения с прямой речью»

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по русскому языку за 4 класс;  

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление умения осознанного восприятия составляемых и  прочитываемых слов, словосочетаний, предложений.
  • Закрепить орфографические навыки.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки при работе на уроке;
  •  Развивать познавательный интерес;
  • Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
  • Развивать  интерес к изучению родного языка.

Воспитательные:

  • Воспитывать организованность, аккуратность, культуру поведения, дисциплину.

Планируемые результаты: 

Предметные:

  • Различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст)
  • Различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.
  • Узнавать и называть все буквы русского алфавита;
  • Различать и произношение, и написание слов (простейшие случаи)
  • Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты.
  • Выполнять основные гигиенические требования при письме.

Личностные:

  • Понимание важности нового социального статуса «ученик»;
  • Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
  • Осознание языка как основного средства общения людей;
  • Восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
  • Познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному.
  • Осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;

Метапредметные:

 Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • Следовать режиму организации учебной деятельности;
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;

Познавательные:

  • Ориентироваться в учебнике : определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.
  • Обдумывать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • Соблюдать простые нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Выражать свои мысли с соответствующими возрасту, полнотой и точностью.

Оборудование: учебники, доска, рабочие тетради, наглядные материалы.

Литература:Андрианова,Т.М.Русскийязык:4кл.:учебник/Т.М.Андрианова,В.А.Илюхина.-М.:АСТ:Астрель,2017.- 94[2]с.: ил.-(Планета знаний).

Структура урока:

1)Организационный момент(1-2мин.)

2)Чистописание (2-4мин.)

3)Актуализация знаний и постановка целей урока(2-3мин)

4)Повторение и закрепление пройденного материала.(20-25мин)

5)Физминутка. (1мин)

6)Итог урока.(мин.)

7) Рефлексия.(2мин.)

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Используемые методы, приемы, формы.

Примечания

Учителя

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

 «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

        

- Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха.

... + ... + ... = УСПЕХ

- Добавьте нужные слова:

СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ

Умение слушать учителя.

Методы:

Вводная беседа

Форма:

Фронтальная

На доске написано число, классная работа.

1 слайд: На интерактивной доске выведены слова философа.

2 слайд: СТАРАНИЕ, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ

2.Чистописание

Откройте рабочие тетради.

- На первой строке запишите число. Классная работа.

Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький

сухой - ? (мокрый)

твердый - ? (мягкий)

глубокий - ? (мелкий)

война - ? (мир)

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.

(К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м. Значит, мы будем писать букву м.)

- Определите порядок следования букв в этом ряду:

мло омл лом…….

(Последняя буква в каждой ячейке ставится первой)

- Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между словами.)

- Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

 

Формирование каллиграфических навыков.

Умение понимать и слушаться учителя.

Методы:

Беседа,

Объяснение.

Форма:

Фронтальная.

3.Актуализация знаний и постановка целей урока.

Прошу обратить внимание на углы в нашем классе, они по- разному названы. Даю вам 20 секунд, чтобы вы определили: какое по вашему мнению, именно для вас считается главное правило письма.

Дайте руку самому ближнему человеку. Это Ваша пара.

Вопрос такой, скажите, почему вы выбрали угол с этим названием.

Говорить будет тот, кто выше, а слушать тот, кто…

Скажи, пожалуйста, …что тебе сказал…

Все правила в углах важные и нужные.

С каким из них можно будет поработать интереснее, с большим количеством заданий и примеров.

Умение слушать учителя.

Приём «КОНЭРС» (углы)

Форма:

Фронтальная.

Названия углов: Пиши аккуратно, Пиши грамотно, Пиши быстро, конкретно, осмысленно, Пиши понятно, разборчиво.

4.Повторение и закрепление пройденного материала +физкультминутка.

Игра «Аукцион».

Называем известную орфограмму в разных частях слова. Кто последний назовёт, тот и выиграл.

Словарная работа

              А чтобы дальше поддержать хорошее настроение, давайте прочитаем стихотворение

А. Барто       С добрым утром!

   чтение стихотворения

А.Л.Барто «С добрым утром!»

Зачем, по вашему мнению, мальчик кричал всем «С добрым утром»?

-Какие слова вежливости – словарные слова – вы знаете?

-А сейчас поиграем в игру: «Как сказать иначе?» Вы будете записывать слова в тетрадь.

-Проявлять внимание к людям

-Образуйте существительное

-Назовите антоним к слову до свидания                                      Противоположное к слову зло                                                            От слова «привет» образуйте слово, отвечающее на вопрос, «какой»                                                                                                    Синоним к словам красивый, пригожий                                          Вставь слово «С каким _____ живёшь, того обычая и держись»    

На уроках нужно слушать

Совокупность людей, объединённых общим делом, где проявляют заботу друг о друге                                                  запись слов

       Обозначьте орфограммы, найдите  «лишнее» слово

А теперь разомнёмся под подвижную музыку, не забываем, что идёт урок и разговаривать нельзя. Стоп. Образуйте пару с ближним одноклассником. «Даёте друг другу «ПЯТЬ». Кто не может образовать пару поднимает руку.

Вопрос такой: как проверить безударное окончание у существительного? Говорить будет тот, у кого светлее волосы.

(Потом спросить, что тебе сказал человек со светлыми волосами)

Снова движение. Оно должно быть хаотичное. Стоп.

Вопрос: Как проверить безударные окончания прилагательных? Говорить будет тот, у кого больше пуговиц.

Как проверить безударное окончание глаголов? Говорить будет тот, у кого в имени больше букв.

Откройте тетради на стр.34 и выполняем задание 2.

Взаимопроверка. Выставление отметок.

Умение выбирать решение упражнений.

Умение использовать правила при выполнении упражнений.

Умение слушать и слышать учителя.

Методы: объяснение,

беседа.

Форма: фронтальная.

Приём «Микс-пэа – шэа» (перемешиваемся, встаём в пары)

-Спасибо, пожалуйста, до свидания,

здравствуйте, будьте добры…

-Заботиться

-Забота

-Здравствуйте

-Добро

-Приветливый

-Прекрасный

-Народ

…..( внимательно)                                  -внимание

-коллектив

-Добро т.к. проверяемая гласная

Препедевтика темы «Прямая речь»

Постановка проблемы

(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).

Какие прекрасные слова мы записали, я знаю, что каждый из вас вежливый, добрый внимательный, заботливый и никогда не обманывает старших, как Денис Кораблев из рассказа В.Драгунского «Тайное всегда становится явным» Как вы понимаете смысл этого названия? 

– Послушайте два предложения их этого рассказа:

Я услышал, как мама сказала кому-то, что тайное всегда становится явным.
Я услышал, как мама сказала кому-то: «Тайное всегда становится явным».

Чем они различаются?

– Какое предложение передает точнее слова мамы?

– Ваши предположения по оформлению предложения на письме.

Кто может предположить, что такое прямая речь?

Работа с определением

(цель: формировать умение выделять главную мысль, осмыслено воспринимать содержание).

– Прочитайте определение на странице 57. Поставьте вопросы по его содержанию.

Первичное закрепление

– А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Расставьте знаки препинания.

Шепчут тонкие осинки

   В тёмных зарослях лесных

   Приходите к нам с корзинкой

   После дождиков грибных!


Расставьте номера предложений в нужную колонку, устно объясняя пунктуацию.

Цель: познакомить с новым видом предложений - предложениями с прямой речью)

Итог урока.

- Что мы сегодня повторили?

-  Вам понравился урок?

-  Что показалось сложным на уроке? 

Умение осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что изучили?»)

Уметь делать выводы и высказывать свое мнение.

Методы:

беседа

Формы:

фронтальная

Рефлексия.

-Продолжите фразу:

Я затруднялся…        

Мне понравилось…

-Спасибо за урок. Отдыхайте.

.

Умение правильно себя оценивать.

Умение правильно излагать свои мысли.

Методы:

беседа

Формы:

фронтальная

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2

Вы – талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Ж.-Ж.Руссо

Слайд 3

... + ... + ... = УСПЕХ Добавьте нужные слова: СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: СТАРАНИЕ, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ

Слайд 4

большой - маленький сухой - ? твердый - ? глубокий - ? война - ? ЧИСТОПИСАНИЕ: мло омл лом…….

Слайд 5

Приём «КОНЭРС» (углы)

Слайд 6

Игра «Аукцион».

Слайд 8

Приём « Микс-пэа – шэа »

Слайд 9

Шла вчера я по Садовой, Так была удивлена — Паренек белоголовый Закричал мне из окна: — С добрым утром! С добрым утром! Я спросила: — Это мне? — Улыбнулся он в окне, Закричал еще кому-то: —С добрым утром! С добрым утром! Малышам и взрослым людям Паренек махал рукой, С ним теперь знакомы будем: Это Вовка — есть такой!

Слайд 10

Я услышал, как мама сказала кому-то, что тайное всегда становится явным Я услышала, как мама сказала кому-то: «Тайное всегда становится явным».

Слайд 11

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь. Л.Н.Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны». слова автора прямая речь А: «П».

Слайд 12

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Мальчик спросил: «Как твое имя?» А: «П?» «Вася», - ответил я. «П», - а.

Слайд 13

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Прямая речь после слов автора. А: «П». А: «П?» А: «П!» Прямая речь перед словами автора. «П», - а. «П?» - а. «П!» - а.

Слайд 14

Самостоятельная работа. Расставьте знаки препинания. Шепчут тонкие осинки В тёмных зарослях лесных Приходите к нам с корзинкой После дождиков грибных!

Слайд 15

Самостоятельная работа. Проверка. Шепчут тонкие осинки В тёмных зарослях лесных : « Приходите к нам с корзинкой После дождиков грибных! » А: «П!»

Слайд 16

Задание №2 Расставьте номера предложений в нужную колонку, устно объясняя пунктуацию. 1, 3. 4, 6. 5, 8. 2, 7.

Слайд 17

Проверка знаний: Задание: «Путаница» Восстановите истину, исправьте ошибки в разборе предложения.

Слайд 18

Пожалуйста

Слайд 19

Подведение итогов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

План - конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень слова. Однокоренные слова". Школа 2100, Бунеев Р.Н.

План - конспект урока по теме:  "Корень слова. Однокоренные слова" включает перечень используемых ЭОР со ссылками....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Удвоенные согласные в корне слова. Урок закрепление»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:«Удвоенные согласные в корне слова. Урок закрепление»   Тема урока: удвоенные согласные в корне слова, урок закрепление....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Части слова: родственные слова и корень

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:Части слова: родственные слова и кореньЦель урока: уточнить знания детей о корне и родственных     словах.Задачи урока: 1...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...