Урок русского языка для 4 класса по теме "Склонение имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

План-конспект урока русского языка составлен по программе В.П.Канакиной «Русский язык» 4 класс по УМК «Школа России».  Урок построен в соответствии с всеми требованиями ФГОС. На уроке используются различные формы и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.71 КБ
Файл dlya_uroka.pptx456.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 «Б» КЛАСС

ТЕМА УРОКА «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»

Цель: продолжить знакомство с понятием «склонение имен прилагательных».

Планируемые результаты

Метапредметные

  1. Личностные УУД:
    - формировать положительное и осознанное отношение к изучению русского языка,

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.

  1. Познавательные УУД:
    - формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
    - давать характеристики изучаемым объектам (слово, предложение),

- работать с текстовым материалом из разных источников,

- делать записи по ходу урока,
- осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:
    - совершенствовать умение работать самостоятельно.
    - понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные понятия русского языка и опираясь на свой опыт,
    - выражать свою точку зрения.
  2. Регулятивные УУД:
    - формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
    - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
    - формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, результат действий одноклассника.

Предметные

  1. Расширить знания по теме «Имя прилагательное».
  2. Формировать умение определять падеж имен прилагательных в форме женского рода единственного числа.
  3. Развивать умение работать с материалом (выполнять различные виды заданий).

Тип урока: Открытие новых знаний.

Формы работы учащихся:  письмо по памяти, составление кластера, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа,  взаимоконтроль, коррекция своей работы.

Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» 4 класс (В.П. Канакина), карточки для составления кластера, полоски с падежами и вопросами, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Русский язык» 4 класс (В.П. Канакина), тетрадь по русскому языку, тетрадь на печатной основе «Русский язык. 2 часть» 4 класс (В.П. Канакина),  письменные принадлежности, цветные полоски «Радуга настроения», карточки с текстом.

План-конспект урока русского языка составлен по государственной программе В.П.Канакиной «Русский язык» 4 класс по УМК «Школа России».

Ресурсы:

  • Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. М. ВАКО 2016.
  • Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.

ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент

Упражнение «Радуга настроения». 2 слайд

- У вас на партах лежат радужные полоски, выберите ту, на которой написано ваше настроение в начале урока.

Обучающиеся поднимают карточку с выбранным цветом и афишируют свое настроение.

- А я желаю вам работать грамотно, четко и внимательно, чтобы в конце урока у всех было настроение желтого, зеленого и синего цвета.

- Откройте тетради, запишите дату, вид работы.

  1. Актуализация знаний

- К.Паустовский говорил: «Волшебство русского языка родилось из волшебства природы». Как вы понимаете эти слова?

- И рассказать о красоте природы невозможно без особых слов.

- О какой части речи я говорю? (Ответы учащихся)

1) Письмо по памяти 3 слайд

- Прочитайте предложение на экране:  

        Вот зима пришла серебристая,
        Белым снегом замела поле чистое.

- Запомните строки, обратите внимание на слово серебристая.  (4 слайд 1 щелчок.) Какая здесь орфограмма? (2 безударные гласные). Подберите проверочные слова.

- Прочитайте еще раз, закройте глаза – проговорите шепотом, откройте глаза просмотрите предложение.

- Запишите предложение в тетрадь по фрагментам. (4 слайд 2 щелчок)

- Взаимопроверка. (4 слайд 3 щелчок.) Оцените работу соседа знаком + и -.

2) Работа над грамматической основой предложения

- Подчеркнем грамматическую основу в предложении. Что можно сказать о сказуемых? (Однородные сказуемые).

3) Работа над именем прилагательным

- Назовите слово, характеризующее зиму. (Серебристая)

- К какой части речи относится слово серебристая?

- Придумайте другие прилагательные  к слову зима.

За каждый ответ даю перевернутую полоску, ответы учащихся записываю на доске. (Снежная, белая, холодная, морозная, вьюжная, волшебная…)

- Обратите внимание на волшебство русского языка в именах прилагательных. Как красиво звучат слова…

4) Повторение. Составление кластера по теме «Имена прилагательные» (После ответа учащихся на доску вывешивается соответствующая надпись)

- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- С какой частью речи связаны прилагательные? (Прил.+сущ.)

- Как изменяются имена прилагательные? (По числам. По родам. По падежам)

- Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского, среднего)

- В каком числе стоят имена прилагательные? (В единственном, множественном числе)

- Рассмотрим наши прилагательные: в каком роде они стоят? В каком числе? Докажите. Догадайтесь, с какими именами прилагательными мы будем знакомиться сегодня? (Ответы учащихся)

3. Самоопределение к деятельности

- Выходят к доске те, кто получил полоску.  Прочитайте, что написано у каждого на полоске и встаньте в правильном порядке. Озвучьте свое решение. Правильно? Что ребята назвали? Спасибо, садитесь.

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируем цели урока, продолжите фразу

  • Познакомиться … со склонением имен прилагательных женского рода
  • Учиться … определять падеж имен, выделять окончания имен прилагательных                
  • Повторить… знания об именах прилагательных

  1. Работа по теме урока

- Прочитайте тему урока в учебнике на  с. 29.

А)) Работа над проблемой

- Рассмотрите таблицу «Склонение имен прилагательных»

- Проблема: обратите внимание, что в Р, Д, Т, П падежах один вопрос, одинаковые окончания. Как же быть в этом случае? Как правильно определить падеж? (Предположения учащихся)

Вывод: Определить падеж имени прилагательного помогает имя существительное).

Б)) Склонение словосочетания 

- Просклоняем словосочетание уральская зима. Образец есть у вас в таблице. Дамир склоняет у доски, остальные в тетради.

Вывод: имена прилагательные ж.р. в ед.ч. имеют окончание в И.п. –ая,яя;  в В.п. –ую, юю; в остальных падежах –ой,ей.

В)) Работа со словарным словом 5 слайд

- В тетради запишите Словарь:

- Предлагаю упражнение «Немой словарик». Угадайте слово (учитель произносит слово «экскурсия» беззвучно). (5 слайд 1 щелчок) (Ответы учащихся)

- Прочитаем хором слово орфографически правильно, по слогам 3 раза.

- Попробуйте сформулировать лексическое значение слова. (Ответы учащихся)

- Выберите на слайде точное значение, взятое из словаря С.И.Ожегова. 6 слайд. Запомните, лексическое значение слова экскурсия (6 слайд 1 щелчок)

- Запишем в тетрадь: экскурсия. Поработаем с этим словом (ударение, нет безударных гласных, есть сложное слияние согласных, количество слогов).

От данного слова образуем имя прилагательное в ж.р. в ед.ч. запишем в тетрадь (7 слайд).

Составьте предложение со словом экскурсия. (Ответы учащихся)

- Запишем под диктовку такой вариант: (8 слайд)

Однажды мы ходили на зимнюю экскурсию.

    5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Все встают, выполняют упражнения на слова учителя

- Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседаем, пошагаем, вверху руками потрясём, 3 раза глазами моргнём, тихо сядем, и продолжим работу.

Г)) Письменная работа

- Морозы трескучие, снега скрипучие, ветры вьюжные, метели дружные. А что мы увидели на экскурсии – сейчас узнаем из упражнения.

- Откройте рабочие тетради на с.20 Упр. 45

- Первое задание прочитайте. Выполните. Прочитайте задание под первым красным кружком. Выполняем с комментированием.

- Вот какую красоту мы увидели и научились определять падеж имен прилагательных.

Д)) Дополнительное задание

- Возьмите карточки. Прослушайте задание: найти и выписать в тетрадь словосочетания с именами прилагательными женского рода в единственном числе (для сильных учащихся -  определить их падеж).

Под лесной ивой небольшая прорубь тёплого ручья. Как красива зимняя вода в блестящей рамке! Смотрится ива в синюю гладь воды и видит кружевное отражение. А суровыми ночами снится ей солнечная весна.

Самостоятельная работа. Проверка устно.

  1. Подведение итогов

- Давайте подведем итоги нашей работы.

- С какими именами прилагательными мы знакомились?
- Какая особенность есть при склонении этих прилагательных?

  1. Рефлексия. Упражнение «Комплимент».

- Похвалите того,  чья работа на уроке вам понравилась.

- А я хочу похвалить ….

Все вы работали на уроке хорошо.

Прекрасный день! Уроку нашему конец!

Пусть каждый скажет про себя: Какой я молодец!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по русскому языку 4 класс «Школа России» Склонение имен прилагательных в женском роде Учитель Моисеева Ю.С. МОУ «СКОШ №2» Южноуральск

Слайд 2

Я нервничаю Я волнуюсь Я радуюсь Я уверен в себе Я спокоен Я печален Я усталый

Слайд 3

Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое.

Слайд 4

Вот зима пришла с е р е бристая, Белым снегом замела поле чистое.

Слайд 5

Словарь: экскурсия

Слайд 6

Словарь: экскурсия 1) Хождение на открытом воздухе или поездка для отдыха и развлечения 2) Коллективное прогулка с научной или образовательной целью 3) Передвижение войск с целью военных действий

Слайд 7

Словарь: Экскурсия, экскурсионная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

УМК "Школа России", русский язык 4 класс. Тема:"Окончания имен прилагательных множественного числа в творительном и дательном падежах".

Подробный конспект урока по ФГОС "Школа России" для 4 класса по русскому языку. Тема урока: "Окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах"....