Конспект урока по развитию речи "Рассказ о слове"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок погружения в глубины отдельного слова рождает интерес к любому слову, к языку Пушкина и Толстого. Слово - толерантность вмещает в себя многозначность, состоящую из нескольких слов-понятий, которые анализируют дети. Подбор синонимов, антонимов, прилагательных и глаголов, фразеологизмов, создание в итоге синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s_tehnologicheskoy_kartoy.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с технологической картой.
Предмет: русский язык
Урок в теме «Язык – главный помощник в общении».
Тема: Как возникают слова. «Рассказ о слове»
Тип урока: Урок рефлексия.
Форма проведения урока: урок – проект
Цели:
1. Формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект;
2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
3. Воспитывать бережное отношение к слову, языку.
Формировать УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: умение слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Место роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок в разделе «Язык – главный помощник в общении»
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Личностные: умение высказывать свое отношение к различным ситуациям, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные:
• получат возможность научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию (Познавательные УУД)
• уметь договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; продолжать учиться сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания (Коммуникативные УУД).
• формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Регулятивные УУД)
Ресурсы: Презентация к уроку, школьные словари: толковый, словообразовательный, синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Основные понятия: слово, проект, значение слова.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Здороваемся. Спасибо, что выбрали наш урок. - Почувствуем тепло рук (дети берутся за руки в своих группах) – мы готовы помогать друг другу. - Ребята, вы знаете, почему у нас в кабинете так стоят парты, объясните, пожалуйста, гостям. -Да, при работе в группах мы так расставляем парты, когда мы работаем над проектом. -Вспомним правила работы в группах. Слайд №2 - Узнаете географическую карту? Но сегодня я предлагаю вам эту же карту, но с необычной расцветкой. - Как вы думаете, почему именно в нашем классе нас может заинтересовать такая карта? - Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: «Вместе не трудно, | -Мы будем работать в группах. -Работая в группе нельзя перебивать говорящего, ссориться, нужно выслушивать мнение каждого члена группы, работать дружно, сообща, поддерживать друг друга, проявлять терпение. - Это карта России. - Это карта народов России - В нашем классе учатся дети 5 национальностей и вместе нам хорошо. - Вспомните, это мы вместе во 2 классе. |
- Сегодняшний урок русского языка мы начнем с песни. Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она. Слайд №3,4 - Почему мнения о содержании песни разделились? - Чего не хватает? - Для чего нужны слова? - Что такое слово? - Все же послушаем, о чем эта песня. Слайд №5 -Я думаю, вы легко определите тему нашего урока – ваше мнение. Работа по слайду № 6. - Ребята, давайте посмотрим значение «слово» по определениям из толкового словаря С.И.Ожегова. Прочитайте. - Хорошо, а что вы знаете о словах? | Прослушивают музыкальный фрагмент. -Нам непонятно, о чем песня. Она может быть о чем угодно. -Каждый имеет свое представление, о чём может быть песня. - В этой песни не хватает слов. - Слова нужны для того, чтобы понять, о чём песня. - Слово - это то, что произносит человек, когда говорит, единица языка. - Мы будем работать со словами. - Слово- 1.Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. 2.Речь, способность говорить. - Слова бывают разных частей речи, могут иметь несколько значений, антонимы, синонимы, к ним можно подобрать однокоренные слова. - Слова входят в состав словосочетаний, предложений, текста, пословиц и поговорок, фразеологизмов. |
- Я предлагаю работать со словом, создав проект. Слайд №7 - Что будет объектом исследования, что мы будем изучать? Слайд № 8 Вспомним последний проект, который мы создавали. Слайд №9 - Какую цель поставим на сегодняшнем уроке? (Создать проект – исследование) Пять П проекта 1.П - Проблема. - Почему нас интересует эта тема? Так ли важно все знать о слове? 2. П - Проектирование. -Определите задачи урока. Слайд №10 - Нужно знать, как работать над этим проектом, для этого требуется составить алгоритм работы над проектом. | - Объектом нашего исследования будут слова, которые мы изучим. - Проект был об особенном слове – спасибо! - Цель урока: создать продукт-текст о слове. - Важно всё знать о слове, чтобы правильно употреблять данное слово в устной и письменной речи. -Выполнить данный алгоритм, составить и защитить свой проект. |
Алгоритм проекта:
Слайд №11 -Чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта : Учиться: 3. П - Поиск информации: Слайд № 12 Слайд №13 - Я предлагаю вам сегодня новое слово – толерантность. Оно очень важно в человеческом обществе. Прочитайте, что оно означает. Слайд № 14 - Выберите слово, над которым вы будете работать. 1 группа - добро 2 группа - вежливость 3 группа - мир 4 группа - дружба Слайд №15 - Каким должен получиться ваш продукт? - Как можно представить продукт проекта? Хорошо, у нас впереди разминка, а гости напомнят себе о том, что такое синквейн. | -определять значение слов. -Подбирать антонимы и синонимы к словам. -Находить однокоренные слова, пословицы с данным словом, фразеологизмы. -Составлять словосочетания и предложения. -Защищать проект своей группы. - Источниками информации при работе над проектом у нас будут выписки из словарей синонимов и антонимов, справочники. - Терпимость по отношению к другим людям, к другому мнению, к другому образу жизни. Другие имеют право быть иными. - Рассказ о слове по алгоритму. - Синквейн. |
Слайд №16 «Ты да я, да мы с тобой». | |
Слайд № 17 - Приступаем к проекту. Ребята помните, что вы – команда, каждый может помочь друг другу или попросить помощи. Работаем творчески и не боимся ошибиться – рядом друзья, рядом я. | Работают в группах постоянного состава. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. |
Слайд №18 Защита проекта - На доске лестница успеха. Представляем рассказ о слове, помните, вы представляете своё задание образно и эмоционально. Слайд №19 -Давайте оценим работу каждого участника в группе. У вас на столе значки. Что они вам напоминают? Что ж, каждый увидел в них свое. Самооценка:
«Слово благодарности» – дерево благодарности. ( отвечал, размышлял, наблюдал, искал, составлял) - Мы достигли цели урока? _Чтобы снова напомнить вам слово, с которым мы работали, можно я представлю свой синквейн? Слайд №20 Д/з Создав проекты, вы убедились, как много интересного можно узнать, работая даже с одним словом. А в нашем русском языке их около 150000. Придумано очень много пословиц о красоте и богатстве нашего языка. Я предлагаю вам найти 3 пословицы или поговорки о красоте и богатстве русского языка, познакомить нас с ними, объяснив смысл выбранных вами пословиц или поговорок. | -Да, мы достигли цели урока, создали продукт, получили результат и оценили его. |
Рефлексия учителя:
• Основная образовательная цель урока - формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект – была полностью достигнута. Дети работали в группах постоянного состава, все участники выполнили свою часть работы. Все группа представили свой продукт(результат проекта). Учебное сотрудничество учеников прошло успешно. Дети сами добывали знания, что является проявлением деятельностного подхода обучения.
• Объем учебного материала был достаточным, что позволило всем детям быть успешными во время урока и получить результат своего труда. Сильный и слабый ученики могли сами выбрать, какой объем материала выполнят они, сколько заданий будет им под силу.
• на уроке был использована технология проекта, которая способствует преодолению эгоцентрической позиции, успешному формированию навыков эффективного сотрудничества со сверстниками, усвоению учебного содержания школьных предметов, позитивное влияет на развитие общения и речи.
Вид проекта:
по доминирующей роли учащихся-исследовательско-творческий;
по характеру контактов-внутриклассный;
по продолжительности-краткосрочный;
по количеству участников-групповой.
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
Введение – часть в которой необходимо указать тему , цель, задачи и гипотезу.
Основная часть- описание поэтапного решения задач. Заключение- часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислить то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Форма продукта-текст о слове.
• Учащиеся на уроке были активны, активно пользовались различными источниками получения информации (словари, интернет, учителя, присутствующие на уроке).
• Речь учителя была содержательна, эмоциональна. Отношения с учениками были доброжелательными, тон общения - деловой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план -конспект урока Упражнение в распознавании корня слова в слове, подборе однокоренных слов
Цели: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на...
Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однородные слова"
Конспект урока русского языка во 2 классе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
конспект урока по развитию речи "Употребление слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?
Целью данного урока было: познакомить учащихся с прилагательными, научить детей различать прилагательные по родовым признакам; учить глухих учащихся строить правильно предложения; развивать словарный ...
Конспект урока по развитию речи на тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»
Конспект урокапо развитию речина тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»...
Конспект урока по развитию речи в 1 классе ( В.2.2) на тему«Составление предложений со словами, отвечающими на вопросы Кто? Что делает? Что? Кому?»
Цель: формировать умения составлять предложения со словами, отвечающие на вопросы Кто? Что делает? Что? Кому?Задачи:Образовательные: учить давать краткий и полный ответ на вопросы, соотносить прочитан...