Программа детского кружка "Занимательная грамматика"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

Овсипян Гаянэ Сергеевна

Программа "Занимательная грамматика "очень интересная. Рассчитана на 4 года. 1 год обучения мы уже прошли 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «НОШ № 17

 

 

Рабочая программа кружка

по русскому языку  

«Занимательная грамматика»

1 «Б» класс

                                                                                                  Составитель рабочей программы:

Овсипян Гаянэ Сергеевна

учитель начальных классов.

                                                                                                                             

г. Пятигорск, 2017 г.

Пояснительная записка

Направление программы: интеллектуальное и общекультурное

Тип программы: образовательный

Программа рассчитана на 1 класс на 2017-2018 учебный год

Цель программы:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи программы:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. 

Сроки реализации программы: 2017 – 2018 уч. год

Общая характеристика курса.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного  курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Формы проведения занятий: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Основные методы и технологии: технология  разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология  обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.

В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся и осуществления принципов дифференциации и индивидуализации, основными способами обучения являются: разно-уровневое обучение, обучение в сотрудничестве; способы развития критического мышления.

Художественно - эстетическая направленность предмета.

Художественно - эстетическое образование и воспитание связано с формированием способностей адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Учитель и ученик, опираясь на эстетизацию всего педагогического процесса через художественное образование и воспитание нацелены на формирование, проявление и реализацию собственной индивидуальности.

        Эстетизация учебного процесса возможна через формирование философского мировоззрения, через конструирование содержания образования от общего к частному, когда каждый предмет своим содержанием раскрывает сущность предмета как эстетическую категорию.

Рабочая программа учитывает особенности  1 Б класса, в котором будет осуществляться учебно-познавательный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности: могут сотрудничать в парах, в группах, организовывать работу самостоятельно.

Описание места учебного курса в учебном плане внеурочной деятельности.

Место курса в учебном плане внеурочной деятельности: Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка  в 1 классе – 1 час в неделю, 33 учебные недели (33ч.).

Описание ценностных ориентиров содержание учебного курса.

Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведение два требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма.

        В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частино над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей.

        Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1 классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значение.

        Обобщение знаний по фонетике и графике: звуки и буквы, звуки гласные и согласные, парные звонкие и глухие согласные звуки, согласные мягкие и твердые, обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э, обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я, ь. написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Деление слов на слоги; перенос слов по слогам (практическое применение правил).

        Речь. Для чего нужна людям речь. Слово, предложение, текст – единицы речи. Их роль в общении. Слово, как название предметов, признаков предметов, действий предметов (ознакомление). Заглавная буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. Предложение как два или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения. Составление предложений и небольших текстов на определенную тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям. Одной из важнейших задач обучения русскому языку в 1-4 классах является формирование навыков каллиграфически правильного написания слов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты: эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;          интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты: работать в сотрудничестве;  уметь находить и анализировать информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

-         Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

-         Признаки гласных и согласных звуков.

-         Буквы русского алфавита.

-         Родственные  слова.

-         Антонимы, многозначные слова.

-         Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

-         Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.

-         Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

-         Делить слова на слоги.        

-         Подбирать родственные слова.

-         Объединять слова в группы.

-         Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

-         Составлять текст по вопросам учителя.

-         Работать со словарями.

-         Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Содержание тем курса

Тема 1.В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2.В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4.К тайнам волшебных слов. (2ч.)

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5.Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6.К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема 7.Чудесные превращения слов.(1ч.)

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9.В гости к Алфавиту. (2ч)

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10.К тайнам звуков и букв. (1ч.)

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11.Встреча с Радугой.(1ч.)

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12.В Страну Говорящих Скал. (1ч.)

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13.В глубь веков на Машине времени. (1ч.)

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок. (1ч.)

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15.В Страну Слогов. (1ч.)

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16.Неожиданная остановка в пути. (1ч.)

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17.В удивительном городе Неслове. (1ч.)

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов (2ч.).

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.)

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок. (1ч.)

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай-ка!» со словами-антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам-родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование сказок, рассказов.

Календарно-тематическое планирование (33 часа)

№ недели

дата

Тема занятия                              

Часы      

Виды деятельности

1.

07.09

В мире безмолвия и неведомых звуков.        

1

Индивидуальная работа по актуализации знаний

2.

14.09

В страну слов. Первые встречи.        

1

Парная работа.

3.

21.09

К тайнам волшебных слов.        

1

Коллективная работа в группах

4.

28.09

К тайнам волшебных слов.        

1

Самостоятельная работа.

5.

5.10

Выбор друзей в Стране Слов        

1

Коллективная работа в группах сменного состава

6.

12.10

К несметным сокровищам Страны Слов.        

1

Парная работа.

7.

19.10

Чудесные превращения слов.        

1

Индивидуальная работа

8.

9.11

В гости к Алфавиту.        

1

Коллективная работа в группах

9.

16.11

В гости к Алфавиту.        

1

Самостоятельная работа.

10.

23.11

К тайнам звуков и букв.        

1

Индивидуальная работа

11.

30.11

Встреча с Радугой.        

1

Парная работа.

12.

7.12

В Страну Говорящих Скал.        

1

Коллективная работа в группах сменного состава

13.

14.12

В  глубь веков на Машине времени.        

1

Коллективная работа в парах сменного состава

14.

21.12

В Королевстве ошибок.        

1

Индивидуальная работа

15.

28.12

В Страну Слогов.        

1

Самостоятельная работа.

16.

11.01

Неожиданная остановка в пути.        

1

Коллективная работа в группах

17.

18.01

В удивительном городе Неслове.        

1

Парная работа.

18.

25.01

Чудеса в Стране Слов.        

1

Коллективная работа в группах сменного состава

19.

1.02.

Чудеса в Стране Слов.        

1

Индивидуальная работа

20.

8.02

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.        

1

Коллективная работа в парах сменного состава

21.

15.02

На карнавале слов.        

1

Коллективная работа в группах

22.

22.02

На карнавале слов.

1

Индивидуальная работа

23.

01.03

В Театре близнецов.        

1

Парная работа.

24.

15.03

Конкурс знающих.        

1

Коллективная работа в группах сменного состава

25.

22.03

Новое представление.        

1

Индивидуальная работа

26.

05.04

Необычный урок.        

1

Коллективная работа в группах

27.

12.04

Следопыты развлекают гостей.        

1

Самостоятельная работа.

28.

19.04

В Клубе весёлых человечков.        

1

Коллективная работа в парах сменного состава

29.

26.04

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

1

Индивидуальная работа

30.

03.05

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

1

Коллективная работа в группах

31.

17.05

Экскурсия в прошлое.

1

Коллективная работа в парах

32.

24.05

Полёт в будущее.

1

Самостоятельная работа.

33.

31.05

Итоговое занятие.        

1

Коллективная работа в группах сменного состава

Рекомендуемая литература

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по этической грамматике для 1-2 классов начальной школы

  Рабочая программа  составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика»(1-8 классы), которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и кате...

Рабочая программа по занимательной грамматике 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная грамматика" (направление: общеинтеллектуальное). НОО. 2 класс....

Внеурочная деятельность. Программа кружка . Весёлая грамматика.

Кружок  "Весёлая  грамматика"    даёт  возможность   дополнительно   привлечь  больше  матариала  для  изучения  русского  языка...

Авторская программа кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа расчитана на детей 6-9 лет. Срок её реализации 2 года. Форма организации-кружок. курс расчитан на 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. К специальным особенностям данной прогр...

Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны.

Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов  Лебедевой Елены Константиновны....