ПРОГРАММА КРУЖКА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА И АРИФМЕТИКА"
рабочая программа по теме

Габдуллина Лилия Рашитовна

ФГОС для 1-2 класса (1 и 2 год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_1-2_kl.zanim_.gram_.i_arifmet.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Занимательная грамматика и арифметика» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   планом внеурочной деятельности.

   Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

      Актуальность выбора определена следующими факторами:

-на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Цель:

-расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и математике, развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий; подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам; привитие интереса учащимися к русскому языку и математике.

Задачи:

Обучающие:

-развитие  интереса к русскому языку и математике как к учебному предмету;

-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

-развитие мотивации к изучению русского языка;

-развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

-совершенствование общего языкового развития учащихся;

-сформировать умение учиться;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

-воспитание культуры обращения с книгой;

- расширение коммуникативных способностей детей;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

-развивать  смекалку и сообразительность, внимание, памяти, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- выявить и развить математические и творческие способности;

-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких – то конкретных знаний и умений.

    Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;  
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся.

   Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Общая характеристика курса

  Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм  самосознания,  самоконтроля  и  самооценки.  Отсутствие  отметок  снижает тревожность  и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.        

  Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

    У детей формируется важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

  В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Учащиеся говорят устные сообщения, проводят беседы, выступают с докладами.

  На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.
 Опыт работы таких кружков показывает, что занятия можно строить и на основе материала, изучаемого в данное время в классе, и независимо от программного материала и времени его изучения.

  В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже воспринимать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики и арифметики.

   Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики и арифметики без учёта времени его изучения. Этот путь более широкий: в занимательной форме можно и повторять пройденные темы, и закреплять текущий материал, и знакомить школьников с ещё не изученными темами.

  В кружке ученики работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, задач.

  Такой кружок не только расширяет, углубляет знания, но и прививает любовь к языку, воспитывает языковое чутьё, развивает смекалку и сообразительность.

  Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики и арифметики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и математики, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
 Для  успешного проведения занятий  используются разнообразные виды работ:  игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки,  рифмовки,  считалки,  ребусы,  кроссворды,  головоломки,  грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
 Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

   Задания направлены на создание положительной мотивации,   на формирование познавательного интереса   к знаниям. Система представленных на занятиях задач  и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  1. Формирование  и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  2. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  1. Развитие речи.
  2. Развитие мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
  3. Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
  4. Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  1. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
  2. Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Методы и формы организации занятий

    На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

    Формы работы - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  викторины, олимпиады, игры, конкурсы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

1-2-й классы

Личностные результаты

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

-осознавать роль языка и речи в жизни людей;

-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  1. простое наблюдение,
  2. проведение игр,
  3. опросники,
  4. анкетирование
  5. психолого-диагностические методики.

Метапредметные результаты

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  1. занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  2. занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  3. участие в олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  1. результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  2. активность,
  3. аккуратность,
  4. творческий подход к знаниям,
  5. степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-проговаривать последовательность действий;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-читать и пересказывать текст.

II. Учебно – тематический план

1 класс





Тема занятий

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1

Как люди научились считать. Арифметика каменного века.

1

0,5

0,5

2

Первоучители словенские

1

1

-

3

Звуки и буквы.

1

0,5

0,5

4

Игры с числами и предметами.

1

-

1

5

Слово, слог, ударение.

1

0,5

0,5








6

Ударение меняет значение.

1

0,5

0,5

7

Задачи в стихах.

1

-

1

8

Делим слова на слоги.

1

0,5

0,5

9

Перенос слов.

1

0,5

0,5

10

Геометрические задачи.

Учимся чертить.

1

-

1

11

В мире словарных слов.

1

1

-

12

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, щн.

1

1

-

13

Задания развивающего характера.

1

-

1

14

Слова, отвечающие на вопросы кто?что?

1

0,5

0,5

15

Развитие памяти и внимания. Кроссворды.

1

0,5

0,5

16

Слова, отвечающие на вопросы какой?какая?какое?какие?

1

0,5

0,5

17

Слова, отвечающие на вопросы что делает?что делают?

1

0,5

0,5

18

Задачи в стихах.

1

-

1

19

Задай  вопрос слову.

1

-

1

20

Части речи.

1

1

-

21

Математические ребусы. Головоломки.

1

-

1

22

Части речи.

1

0,5

0,5

23

Найди корень. Однокоренные слова.

1

0,5

0,5

24

Немного истории. Детям о времени.

1

0,5

0,5

25

Состав слова.

1

0,5

0,5

26

Виды предложений.

1

1

-

27

Логические задания с числами и цифрами.

1

-

1

28

В мире пословиц и поговорок.

1

0,5

0,5

29

Решение олимпиадных заданий по русскому языку и математике.

1

-

1

30

Решение олимпиадных задач по математике.

1

-

1

31

Решение олимпиадных заданий по русскому языку.

1

-

1

32

Закончи предложение.

1

-

1

33

Игра «Цифры в буквах».

1

-

1

2 класс



Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Звуки и буквы.

1

0,5

0,5

2

По порядку становись!

1

0,5

0,5

3

Буквы в слове переставим – много новых слов составим!

1

0,5

0,5

4

Какие они разные – гласные-согласные.

1

-

1

5

Удар! Ещё удар!

1

0,5

0,5

6

Привет, страна Олимпия! Фонетика.

1

1

1

7

Морфемы и их роль в словах.

1

0,5

0,5

8

Смотри в корень!

1

0,5

0,5

9

К кому и зачем пристают приставки?

1

0,5

0,5

10

Суффикс – звучит загадочно…

1

0,5

0,5

11

Образование сложных слов.

1

0,5

0,5

12

Привет, страна Олимпия! Морфемика.

1

1

1

13

Где живут слова и как они находят место?

1

0,5

0,5

14

Существительное – значит существует.

1

0,5

0,5

15

Живое – неживое? С душою или без?

1

0,5

0,5

16

Встреча с именами прилагательными.

1

0,5

0,5

17

Глагол – часть речи или речь?

1

0,5

0,5

18

Привет, страна Олимпия! Морфология.

1

-

1

19

Законы орфографии.

1

0,5

0,5

20

Звуки потерялись.

1

0,5

0,5

21

Встреча с именами собственными.

1

-

1

22

Весёлая путаница частей слов и речи.

1

0,5

0,5

23

Дружба звуков.

1

0,5

0,5

24

Привет, страна Олимпия! Орфография.

1

-

1

25

Старинные системы записи чисел.

1

0,5

0,5

26

Римские цифры. Алфавитные системы.Числа великаны.

1

0,5

0,5

27

Числа великаны.

1

0,5

0,5

28

Четыре действия арифметики. Сложение и вычитание.

1

0,5

0,5

29

Четыре действия арифметики. Умножение и деление.

1

0,5

0,5

30

Открытие нуля.

1

0,5

0,5

31

История линейки.

1

0,5

0,5

32

Привет, страна Олимпия! Грамматика.

1

-

1

33

Привет, страна Олимпия! Арифметика.

1

-

1

34

Привет, страна Олимпия! Арифметика и грамматика.

1

-

1

III. Содержание курса

Программа первого года обучения (1 класс)

   Программа первого года обучения для 1 класса рассчитана на 33 часа, 33 тем, в структуре которых практические занятия, игры, конкурсы, олимпиады. Темы программного материала подходят для учащихся первых классов, меняется соответственно подготовка к занятию.

Цель первого года обучения: выявить творческие задатки школьников.

Задачи:

  1. завершить формирование наглядно-действенного мышления;
  2. развитие наглядно-образного мышления;
  3. развитие основных речевых умений.

Основные требования к уровню подготовки к концу обучения в области «Филология»:

  1. составлять слово по заданной словообразовательной модели;
  2. подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовку содержание текста, находить основную мысль текста;
  3. исправлять деформированный текст;
  4. уметь работать с кроссвордами, чайнвордами и ребусами.

«Математика»:

  1. обнаружить принцип построения при решении хотя бы одной серии однотипных комбинаторных и лабиринтных задач;
  2. выявить общность способов действий при решении хотя бы одного набора из трех комбинаторных или лабиринтных задач, при этом они, успешно решив три основные задачи (двух типов), считают их основными либо разными, либо похожими.
  3. уметь работать с кроссвордами, чайнвордами и ребусами.

  В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

  Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

   Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

   Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

    Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.        I

  Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям

Программа второго года обучения (2 класс)

   Программа второго года обучения для 2 класса рассчитана на 34 часа, 34 тем, в структуре которых практические занятия, игры, конкурсы, олимпиады. Темы программного материала подходят для учащихся вторых классов, меняется соответственно подготовка к занятию.

    Главная цель программы второго класса: развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.

Исходя из данной цели, решаются следующие задачи:

  1. воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
  2. углубление знаний обучающихся о лексике, фонетике и
    грамматике русского языка;
  3. развитие речи, мышления и воображения школьников.

Грамматика включает 4 раздела:

1.Фонетика

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки и рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

«Фонетика» даёт обучающимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Обучающиеся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.

2.Морфемика

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах (строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

«Словообразование» расширяет представления обучающихся о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе обучающиеся знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

3.Морфология

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки, истории. Чайнворды.

Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе обучающиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

4.Орфография

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

«Орфоэпия. Орфография» обучающиеся развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Арифметика

Старинные системы записи чисел

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.

Числа великаны

История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

Четыре действия арифметики

Как появились знаки «+», «», «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».

Открытие нуля

История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

История линейки

История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

Обучающиеся должны:

Иметь представление:

  1. о происхождении слов русского языка;
  2. о словарях русского языка (толковом, орфографическом,
    этимологическом, фразеологическом);
  3. о прямом и переносном значении слов;
  4. о многозначных и однозначных словах;
  5. некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
  6. об истории появления измерительных приборов;
  7. несколько стихотворений о математике.

    Понимать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.

-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;

-выполнять фонетический разбор слова;

-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;

-определять и объяснять правильное написание слова.

-выполнять арифметические действия;

-пользоваться измерительными инструментами;

-разбираться в правилах игры и соблюдать их;

-уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.

IV. Предполагаемые результаты:

В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов :

-осваивать новые виды деятельности;

-проявлять изобретательность в условиях поиска решения;

-проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

-способность ухватить наиболее существенную деталь;

-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений;

-усвоить основные базовые знания по математике и русскому языку; её ключевые понятия;

-решение  комбинаторных задач  путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения.

 Второй уровень результатов:

-участие в школьных и районных олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку и математике;

-работать в группе;

-структурировать ранее полученные знания;

-использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;

-применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

V. Формы и виды контроля

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  1. Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
  2. Выпуск математических газет
  3. тестирование;
  4.  личная олимпиада;
  5. Соревнования

VI. Материально – техническое обеспечение

Используемая литература.

1.В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 2004.

2.Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва  «Просвещение»1985.

3.Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.

4.Т.А.Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.

5.Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. - Сталкер, 1997

6.Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.

7.Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.

8.Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996

9. .Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика. Москва «Просвещение» 2008г.

10. В.П.Труднев. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Москва «Просвещение» 2005г.

11.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
12.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

13. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003

14. Ёлкина Н.В. « 1000 загадок».

15. Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

16.Журналы: «Начальная школа», « Педсовет».

17.Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула. 1992 .

18.Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М.: Просвещение. 1982 .

19.Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике во вспомогательной школе.-  М.: Просвещение. 1976.

20.Свечников А.А.  Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995 .

21.Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.

22.Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.

23.Дик, Н. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе / Дик Николай Францевич. - Изд. 3-е, доп. и перераб. -Ростов-н/Д : Феникс, 2010. - 283 с. - (Начальная школа).

24.На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. / под редакцией Чесноковой Л.Д. М., 1996.

25.А. Ундзенкова, О. Сатарова. Русский с увлечением! - Изд.Литур, 2003.

26.Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.2-4 классы., М.: Айрис-Пресс, 2010.

А также:

http://yandex.ru

http://www.develop-kinder.com

http://www.igraza.ru

http://festival.1september.ru

http://iemcko.narod.ru

http://www.igrovaia.ru

http://www.teafortwo.ru 

http://nsportal.ru

http://www.potehechas.ru 

 http://www.ourgames.ru/

 и др.

Методическое обеспечение  

  1. Перфокарты
  2. Карточки
  3. Таблицы
  4. Схемы
  5. Игры
  6. Головоломки
  7. Пазлы
  8. Наглядно-иллюстративный материал и др.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой и цветные  карандаши,  линейка, угольник, тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Этическая грамматика"

Образовательная программа для учащихся начальной школы. Цель программы заключается в формировании у учащихся нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения посре...

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...

программа кружка "основы ментальной арифметики"

Программа кружковой работы в рамках внеурочной деятельности "Основы ментальной арифметики" второй год обучения...

Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика и скорочтение. Скорочтение»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»город Пыть-Ях...

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная грамматика" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная грамматика" 1-4 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Ментальная арифметика»

Актуальность программы заключается в том, что Программа "Ментальная арифметика" развивает мозг, на основе использования абака, который позволяет решать арифметические задачи любой сложности....

Рабочая программа дополнительного образования " Ментальная арифметика"

Программа предназначенная для преподавателей направления "Ментальная арифметика" способствующая быстрому и качественному обучению детей счёту....