Авторская программа кружка "Занимательная грамматика"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Белякова Наталья Александровна

Данная программа расчитана на детей 6-9 лет. Срок её реализации 2 года. Форма организации-кружок. курс расчитан на 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. в основе данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой- формы, виды и методы проведения занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka-1-2_klass-novaya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение – «Средняя

общеобразовательная школа № 38 города Владивостока»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

для учащихся 1-2 классов

МОУ СОШ № 38 города Владивостока

на 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы.

Составитель:

учитель начальных классов

Руководитель кружка

Белякова Наталья Александровна

г. Владивосток

2012 г.

Пояснительная записка

 

                                                                           Русский народ создал язык яркий,

                                                                           как радуга после весеннего ливня,

                                                                       меткий, как стрелы, певучий и

                                                                           богатый, задушевный, как песня

                                                                           над колыбелью…

                                                                                                             Л. Н. Толстой

 

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

     1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

      2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

  1. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  2. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Отличительные особенности программы

Данная программа рассчитана на детей 6-9 лет. Срок ее реализации - 2 года. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

 К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Ожидаемые результаты учащихся

  • Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
  •  Участие в городских и районных олимпиадах

1 класс

В неделю – 2 часа, всего – 68 часов.

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1 класс

В мире безмолвия и неведомых звуков.

(Как люди научились говорить?)

2

Сколько слов в русском языке?

3

Первые встречи. Племена слов – братьев.

(Тематические группы слов)

3

К тайнам волшебных слов.

3

Как делаются слова?

3

Выбор друзей в стране Слов.

(образование новых слов)

2

К несметным сокровищам страны Слов.

(Обогащение словарного запаса)

6

Чудесные превращения слов.

(Превращения одних слов в другие)

3

В гости к Алфавиту.

4

К тайнам звуков и букв.

3

Молчаливые буквы.

(Твердый и мягкий знак)

3

Встреча с радугой.

(Слова, обозначающие цвета)

3

В страну говорящих скал.

(Искусство письма у древних людей)

2

К тайнам наскальных рисунков.

(Первые родственники Алфавита)

3

Можно ли сломать язык?

(Артикуляция звуков)

2

В королевстве Ошибок.

(Секреты правописания)

4

В страну Слогов.

6

Неожиданная остановка в пути.

(Самостоятельные и служебные части речи)

3

В удивительном городе Неслове.

(Игры со словами)

2

Чудеса в стане Слов.

(Многозначность слов)

2

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (Признаки многозначных слов)

2

Кубанские говоры.

3

Конкурс знающих.

1

ИТОГО

68

2 класс

1 полугодие – 14 занятий (28 часов)

Сентябрь – октябрь

Тема занятия

Кол-во

часов

Цель занятия

Используемая литература

1.

Фонетика

Звукобуквенный разбор слов. Транскрипция.

2ч.

Повторить правила для выполнения фонетического разбора.

Т.В.Ходова

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

2.

Фразеологизмы.

Ребусы по разгадыванию словарных слов.

2ч.

Расширить знания детей об использовании в речи фразеологизмов.

«Интеллектуальные задания по русскому языку»

3.

Отгадывание шарад.

Написание диктанта повышенной сложности.

2ч.

Развитие орфографической зоркости учащихся

Тексты диктантов олимпиадного характера.

4.

Разбор слов по составу.

Ребусы по разгадыванию слов и выражений.

2ч.

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

5.

Морфология.

Имена существительные, имеющие только форму единственного числа и только форму множественного числа.

2ч.

Расширить знания детей в области изучения частей речи

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

6.

Прилагательные в значении существительных.

2ч.

Расширять кругозор речи детей, развивать смекалку, сообразительность

Т.В.Ходова

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

7.

Олимпиадные задания.

2ч.

Ноябрь - декабрь

1.

Волшебный клубок орфограмм

2ч.

Формировать на практике умения применять правила правописания

«Русский язык с увлечением»

2.

«Верни буквы на свои места»

2ч.

Закреплять основные правила правописания. Упражнять в правильном употреблении и написании приставок .

Развивать сообразительность, внимание, логическое мышление

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

3.

«Верни приставки на свои места»

2ч.

«Русский язык с увлечением»

4.

Олимпиадные задания по русскому языку»

2ч.

«Русский язык с увлечением»

5.

Кроссворд по словарным словам

2ч.

«Русский язык с увлечением»

6.

«Незаконченные строки»

2ч.

Упражнять детей в разборе слов по составу, подбирать слова к данным схемам. Развивать логическое мышление

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

7.

Подбор слов по схемам.

Диктант повышенной сложности

2ч.

«Школьные олимпиады для начальной школы»

О.А.Ефремушкина

2 полугодие – 14 занятий (28 часов)

Январь – февраль

1.

Образные выражения и  их графическое воплощение.

2ч.

Развивать речь учащихся, логическое мышление, сообразительность

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

2.

Фразеологизмы и их использование

2ч.

«Школьные олимпиады для начальной школы»

О.А.Ефремушкина

3.

Работа над лексическим значением слов

2ч.

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

4.

Олимпиадные задания

2ч.

Т.В.Ходова

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

5.

Олимпиадные задания

2ч.

Т.В.Ходова

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

6.

Звуковой состав слов.

Интеллектуальные задания

2ч.

7.

Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия

2ч.

«Школьные олимпиады для начальной школы»

О.А.Ефремушкина

Март

1.

Слова - синонимы.

Непроверяемые написания.

2ч.

Развивать умения находить в тексте слова с орфограммами и подбирать к ним проверочные слова

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

2.

Слова – антонимы.

Непроверяемые написания.

2ч.

«Школьные олимпиады для начальной школы»

О.А.Ефремушкина

3.

Различие частей речи.

Образование слов, нужной части речи

2ч.

Обобщить знания детей о частях речи, правильно писать окончания прилагательных

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

4.

Упражнения в написании окончаний прилагательных

2ч.

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

Апрель

1.

Найти половинки слов. Ребусы.

2ч.

Упражнять в разборе слов по составу, используя необходимый алгоритм

«Школьные олимпиады для начальной школы»

О.А.Ефремушкина

2.

Определи общие и отличительные признаки

2ч.

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

3.

Рыцарский турнир

(Метаграммы, кроссворды, ребусы)

2ч.

Прививать навыки самостоятельной работы

«Школьные олимпиады для начальной школы»

О.А.Ефремушкина

4.

Олимпиадные задания

2ч.

Май

1.

Подбери нужное выражение

2ч.

Учить систематизировать полученный материал, применять знания в конкретной языковой ситуации

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

2.

Игра «Найди лишнее»

2ч.

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

3.

Конкурс «Лучший знаток русского языка»

2ч.

4.

Выполнение заданий конкурса «Русский медвежонок»

2ч.

Учитель начальных классов                                                       Белякова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Часы занимательной грамматики» 2 – 4 класс

Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в ш...

Авторская программа кружка по научно-познавательному направлению "Занимательная грамматика"

Авторская программа кружка по научно-познавательному направлению "Занимательная грамматика" длч обучающихся в 1-м классе....

Авторская программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся 3-х классов

Программа кружка  «Занимательная грамматика» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся 4-х классов

Авторская программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся 4-х классов...