Конспект уроков по русскому языку 1 класс. Тема "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок составлен по ФГОС. Цель урока: ознакомление обущающихся с правилами переноса слов. На уроке используется проблемное обучение, сотрудничество, ИКТ, здоровьесберегающая технология.
На уроке формируются предметные умения: деления слов на части, деления слов на слоги. В начале урока проводится каллиграфическая минутка.Затем вспоминают тему прошлого урока. Составляют и записывают предложение в тетрадь. При записи предложения слово не помещается на строке. Возникает проблема : как перенести слово.Ребята предлагают поделить слово на части .Для закрепления нового материала используются индивидуальные карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку 1 класс. Перенос слов | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка: ПЕРЕНОС СЛОВ
Автор: Медведева Марина Вадимовна МОУ «Глубоковская ООШ»
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 1 класс.
УМК «Школа России»
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать буквы, слова;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Ход урока
Организационный этап
Прозвенел звонок. Начинается урок.
- Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. Все ли на своих местах?
Сначала разомнём свои пальчики.
Идёт по парте человек,
Переставляет ножки,
А если ножки смотрят вверх,
То получились рожки.
2.
Каллиграфическая минутка.
- Отгадайте: Кто один имеет рог?
Ну конечно … (носорог)
- Выделите первый звук в этом слове. Какой буквой мы обозначаем его на письме? Сейчас мы запишем эту букву, но прежде вспомним стихотворение.
(Ученики читают стихотворение, готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку)
- Я тетрадочку открою и как надо положу
Я от вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду прямо не согнусь.
За работу я примусь
Я прошу обратить ваше внимание на уклон и ровность прямых линий, наличие соединительного «узелка» между вертикальными прямыми.
- Напишем букву Нн (работа в тетрадях
- Прочитайте слова (запись на доске: носорог, налим, Никита, Носов)
- Что необычного заметили в написании слов? (некоторые слова записаны с большой буквы – имя и фамилия)
II. Актуализация знаний.
Мотивация
- Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?
(Тема: Слово и слог. Мы учились определять сколько в слове слогов.
- как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)
Самоопределение к деятельности.
- (запись предложения под диктовку)
- Ребята собирали спелую землянику.
(один ученик записывает предложение на доске. Слово землянака не помещается полностью на строке. Возникает проблема).
- что нужно делать, если слово полностью не входит на строку? (перенести на другую строку).
-а как можно перенести слово на другую строку?
ответ)
- назовите тему урока. (перенос слов)
Построение проекта
- Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова.)
- Какая будет тема урока? (Перенос слов.)
- По какому плану будем работать? (Узнаем правила, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)
Открытие нового знания
- Как же нам перенести слово? ( Дети: при переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что слово надо переносить по слогам.)
- То есть, как можно перенести слово земляника? (зем-ляника, земля-ника, земляни-ка)
- Давайте проверим. Запишем предложение.
По небу плывет пушистое облако.
(Учащиеся записывают.)
- Разделите каждое слово на слоги
(Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии.)
- Вот так можно перенести слова с одной строки на другую.
( Учитель показывает запись, выполненную заранее:
По не-бу плы-вет пушис-тое об-локо.)
- Сформулируйте по записи на доске правило переноса. ( Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги.)
( Учитель предлагает прочитать правило переноса в стихах и запомнить его.)
Перенос веди толково,
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово
Как на дольки шо-ко-лад..
Первичное закрепление
(Дети получают карточку для самостоятельной работы.)
Задание. Раздели слова для переноса.
Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.
(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно._
Проверка по образцу.
Ар – буз, ар – мия, пол – кА, зем – ля, крас – ный, слад – кий, храб – рый, Де – нис, гро – за
Физкультминутка
Проблемный вопрос
- Можно ли перенести с одной строки на другую слово сом? (нет, т.к. в слове сом1 слог.)
- Можно ли перенести слово олень? (2 мнения: можно: о-лень; нельзя: 1 буква на строке не остается.)
- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
Е-два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
У-кол
И получил за это «кол»,
Опять я перенес:
О-пять,
Тепер, наверное, будет «пять»?!
- Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)
- Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке.)
(На доске появляется второе правило переноса.)
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.
- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аня, Оля, ежик, оса и т.д.)
Применение нового знания
- Упражнение в делении слов для переноса.
Работа по учебнику стр. 37 упр. 3.
Посмотри, как разделены слова для переноса.
Колоколь-чик, ро-машка, васи-лек.
А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.
Образец: Ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик.
(Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях с объяснением и проговариванием правила.)
- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями что вы должны выполнить теперь? (Самостоятельную работу.)
- Выборочный диктант.
- Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.
Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар
(Взаимопроверка после выполнения задания.)
- Верно ли поставлен знак переноса:
Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж
(Проверка по образцу.)
4.творческое задание.
НАЛПЕ
НИКГА
-составьте из букв слова и разделите их для переноса.
Рефлексия
- Какая была цель урока? (Научиться делить слова для переноса.)
- Достигли мы ее? (Достигли.)
- Как это доказать? (Знаем правила.)
(Рассказывают изученные правила)
- Как вы открыли новое знание? (Составили план.)
- Оцените свою деятельность на уроке.
( На доске с помощью веселых и грустных Смайликов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"
В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»
Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).
Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...
Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...
конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".
ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...
Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),
Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...