Технологическая карта урока русского языка "Разделительный мягкий и твёрдый знак
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

ДОЛГИХ  ЕЛЕНА  НИКОЛАЕВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx91.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

      по русскому языку

«Разделительный мягкий и    твёрдые знаки»

                                                                       

                                                                        Выполнила:

                                                                        Долгих  Елена  Николаевна,

                                                                        учитель начальных классов,

                                                                         МБОУ СОШ № 128

Тема урока

«Разделительные мягкий и твёрдый знаки»

Дидактические цели

познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаком.

  1. Личностные
  • развиваем умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции;
  • умение оценить свою работу и работу товарища;
  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Метапредметные

  • познавательные

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • различать две функции Ь - показателя мягкости и разделительного и обосновывать свое мнение;
  •  определять слова, в написании которых пишется разделительный Ъ знак, и обосновывать свое суждение;
  •  использовать приобретенные умения при выполнении заданий.

  • регулятивные

Регулятивные  УУД:

  • развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • коммуникативные

Коммуникативные УУД: 

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  1. Предметные
  • формировать умение видеть орфограмму;
  • развивать орфографическую зоркость;
  •  писать слова с разделительным ь и ъ знаком;
  •  различать по написанию разделительный  Ь и Ъ знаки;
  • распределять слова по группам в зависимости от функции Ъ знака.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы на уроке: словесные (беседы, диалог), игровые,  работа с учебником, практические (упражнения), метод рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, памятки «Правописание Ъ и Ь знаков в словах» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

УМК «Школа России»

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

 Здравствуйте ребята, присаживайтесь!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Учащиеся подготавливают свое рабочее место.

Готовятся к уроку. (личностные УУД)

Актуализация знаний

–  Начнем мы наш урок с минутки чистописания.

На доске запись:

гроза

ветер

луна

солнце

дождь

пыль

ночь

?

– Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса?

– Что общего в словах нижней строки?

– Какую букву будем писать сегодня?

Показ учителем написания Ь.

 – Определите закономерность написания букв и напишите строчку до конца.

дь  ль  нь  сь  дь ль  нь  сь

– Какую роль играет Ь  в словах нижней строки?

– Где пишется в словах Ь, обозначающий мягкость согласных?

День

Буква Ь

Обозначает мягкость

Ь – показатель мягкости согласных.

Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными и гласными или на конце слов.

Выполнять коллективные задания в соответствии с поставленной целью.

(регулятивные УУД)

Изучение нового материала

–  Какую ещё важную роль играет Ь в словах?

 Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Игра «Разгадай кроссворд»

  1. Снежная буря.
  2. Домики для пчёл.
  3. Мать, отец, дети.
  4. Орудие для охоты.
  5.  Ягоды, сваренные в сахаре.

1.

В

Ь

2.

У

Ь

3.

С

Ь

4.

Р

Ь

5.

В

Ь

Записать полученные слова.

– Подчеркнуть Ь и букву, стоящую после него.

– Попробуйте закрыть Ь в этих словах и прочитать их.

– Что заметили?

– Какую роль играет мягкий знак в словах?

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и).

Определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда.

– Что заметили?

– Почему?

Вьюга

Улья

Семья

Ружьё

Варенье

Согласный сливается с гласным.

Он отделяет согласный от гласного.

Если Ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.

е, ё, ю, я – после Ь обозначают два звука, только буква и имеет один звук.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

(личностные УУД)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения (коммуникативные УУД)

Физ. минутка

Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши.

Слова: счастье, съезд, льётся, вьётся, отъезд, съел, перья, листья, колья, стулья.

– Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли физкультминутку?

– Какую роль играет Ъ в словах?

Было «сели» - стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?...

Твёрдый знак

Нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объеденье,

И подъезд, и объясненье.                                                                                                                                                                                                                

В словах есть Ъ.

Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД)

Первичное осмысление и закрепление

Выделенные слова запишем на доске и в тетради.

Подчеркните Ъ и буквы, которые он разделяет и приставку.

– После чего пишется Ъ знак?

– Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?

 Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным Ъ?

1. Задание на карточке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2. Тест (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

После приставки оканчивающейся на согласную.

е, ё, ю, я

Количество букв и звуков одинаковое.

Гласные, которые стоят после твёрдого знака, будут иметь два звука, один из которых (Й).

Учащиеся работают над заданием.

Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД)

Отображать в речи содержание своих действий; аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения (коммуникативные УУД)

Осуществлять запись (познавательные УУД)

Итоги урока. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. 
 Вы хорошо потрудились на уроке.

 Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?

Я вам предлагаю необычную мишень. Поставьте точки в те секторы, которые помогут оценить вашу работу на уроке.

1.Разделитель-ный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

2.Разделитель-ный твёрдый знак пишется после согласного перед гласными е, ё, я или ю.

Прогнозировать учебную ситуацию; обобщать полученную информацию (познавательные УУД)

Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

(регулятивные УУД)

Давать оценку своим действиям, оценивать результат (коммуникативные УУД)

Домашнее задание

– Выучить правило. Выполнить 2 задания из учебника по изученной теме на выбор

Учащиеся записывают домашнее задание.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Технологическая карта урока  русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала». УМК "Школа России".

Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала».Цели деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделите...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме» - 2 класс

Тип урока: Урок общеметодологической направленностиЦель урока: систематизация знаний детей о парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуках; рассмотрение случаев обозначения мягкости...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Урок-игра. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" - 2 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: Систематизация знаний обучающихся о звуках и буквах; формирование умений практически применять знания о звуках и буквах.Задачи урокаДидак...