Проверочные работы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Проверочные работы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnye_raboty_po_russkomu_yazyku.docx62.56 КБ

Предварительный просмотр:

I четверть

Контрольное списывание.

Черёмуха.

   На черёмухе сидела стайка птиц. Черёмуха отцветала. Чудный запах разливался по всему весеннему лесу. Гудел тяжёлый шмель. У старого пня горкой возвышался муравейник. Его жители бегали туда и сюда. Всем миром тащили хвоинки. От муравейника пахнуло зноем. Мы вышли к поляне. Цвёл шиповник. Пчёлы и шмели жужжали особенно озабоченно. Мы шли дальше по тропинке. Лес становился темнее. Гибкие ветки больно били по лицу. Мы оборонялись от них руками. Громко застрекотала сорока. Она быстро  слетела с вершины ёлки. Пора и домой!

Проверочная работа по разделу «Что нужно для общения»

Ф.И.-

1)К репродукции Поленова «Золотая осень» (с.2 «Альбома репродукций») подбери и запиши 5-7 прилагательных- эпитетов, характеризующих общее впечатление от картины.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Из статьи в «Справочнике синонимов» на слово «хорошо» выбери и запиши те слова, которые являются синонимами к нему в выражении «уметь хорошо, правильно говорить и писать».

__________________________________________________________________________________________

3)Эти родственные слова к слову «друг» приводит В.Даль в своём словаре:

Друг, дружелюбие, дружище, дружеский, дружный, дружба, дружество, дружит.

*Подчеркни слово, которое сейчас редко употребляется.

*Разбери все слова по составу.

*Подпиши, к каким частям речи относятся эти родственные слова.

4)Вставь пропущенные орфограммы в высказывание Л.Н. Толстого.

Трусливый  дру…   стр…шнее  вр…га,  ибо  вр…га  оп…саешься,  а  на  друга  н…деешься.

*Замени современным союзом устаревший союз «ибо»: _________________________________________

*Коротко объясни смысл высказывания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5)Как ты понимаешь значение следующих фразеологизмов? Замени каждый из них одним словом:

их водой не разольёшь-________________________________

 живут как кошка с собакой-_____________________________

они одного поля ягоды-_________________________________

отличаются как небо и земля-____________________________

проглотить язык-______________________________________

дать стрекача-________________________________________

дать от ворот поворот-_________________________________

Допиши свой фразеологизм и объясни его значение:

____________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Обращение»

Ф.И.-

1)Найди в предложениях обращения, выдели их.

*Ты царица всех милее, всех румяней и белее.

*Опятки да маслятки покажите шляпки!

*Бог с тобою золотая рыбка твоего мне откупа не надо…

*Сова Открывай! Пришёл Пух.

*Здравствуй Пух.

*Поздравляю с праздником Вера Ивановна!

2)Составь и запиши предложения с обращениями:

*обратись  к нашему библиотекарю с просьбой о книге (обращение поставь в начало предложения)-

________________________________________________________________

*обратись к другу (обращение- в середине предложения)-

________________________________________________________________

*обратись к незнакомому взрослому на улице (обращение- в конце предложения)-

ОБРАЩЕНИЕ

Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют ее по индивидуальным карточкам, выданным учителем.

Задание : расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.

Вариант  I

1. Не оставь меня кум милый!

2. Голубушка как хороша!

3. Здравствуй гостья-зима.

4. Вези старик ее куда захочешь.

5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!

Вариант  II

1. Отвези меня домой красный конь.

2. Разбуди эту землю весна.

3. Спой Светик не стыдись.

4. Друзья корабль не щепка.

5. Главное ребята сердцем не стареть.

Примерные тексты для изложения.

Хлеб.

Давно это было. Ребята ходили в юннатский кружок. Под руководством учителя они выводили новый сорт пшеницы.

Началась война. Фронт приблизился к посёлку. Взрослые ушли на фронт. Ребятам поручили сохранить ценные зёрна.

Трудное было время. Голод заставлял думать о пшенице. Из неё можно сварить кашу, а можно съесть и так. Но ребята отгоняли эту мысль. Они берегли зерно.

Прошла тяжёлая пора. Прогнали врага с русской земли. В поле заколосилась спасённая золотая пшеница.

Примерный план:

1. Занятия в юннатском кружке.

2. Фронт приближается.

3. Трудное время

4. Пшеница спасена.

Вопросы:

  1. Какая основная мысль этого рассказа?
  2. Какое важное дело поручили взрослые ребятам?
  3. Как они справились с этим заданием?

Орёл.

Орёл свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орёл устал. Он не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птенцы кричали.

Тогда орёл полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.

Примерный план:

  1. Орёл остался без рыбы.
  2. Птенцы просят есть.
  3. Птенцы накормлены.

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

Проверочная работа по теме « Правописание окончаний имён существительных единственного числа»

  1. Выборочный диктант  (выписать существительные с безударными окончаниями, выделить окончания)

В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля. Скоро в роще зацветут ландыши.

Ранним утром старик вышел из сторожки  за одну ночь всё в природе изменилось. Низкие облака чуть ли не цеплялись  за верхушки елей. В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок. Старик с собакой в лодке поехали за рыбой.

На лесной вырубке пахнет мёдом от цветов, смолой от сосен. В зелёной травке стрекочет кузнечик. Ребятишки пришли на вырубку за земляникой. Мама нашла гриб. О своей находке она крикнула ребятам.

  1. Словарный диктант.

На Волге, на пристани, на аллее, на ели, в деревне, на площади, в книге, в тетради, на ослике, на ладони, от кочки к кочке, по дорожке к сторожке, на листочке черёмухи, от берёзки к берёзке, ушли из деревни, на крыше избушки.

  1. Предупредительный диктант.

Зимний жаворонок.

Медленно ползёт по улице рассвет. В воздухе раздаётся пересвист птицы. Это проснулся и бежит к дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города.  Весь день жаворонок в поиске пищи. Летает он мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке. Лапки и клюв он прячет в густое перо.

Контрольный диктант с заданием.

Дыхание зимы.

Вчера я прощался с осенним лесом. Стоял чудесный солнечный день. Берёзки – подружки стояли молча. Листочки одиноко пылали на солнце. Они готовы были упасть с берёзки и лететь в чащу. Листочки осины, липы, ясеня лежали пышным ковром.

Хорошо в осеннем лесу! Тихий звук разносился далеко по окрестности. Послышался тихий хруст. Это лось зацепился за дерево ветвистыми рогами. Со стороны болота потянуло прохладой. Под свист ветра налетела тёмная туча. Пошёл дождь со снегом.

Задание :

  1. Словарный диктант: аквариум, аптека, балкон, болото, бутерброд, вместе, вниз, вежливый, василёк, галерея, горизонт, город, деликатный, завтрак, директор, деревня, диалог, забота, задача, диван
  2. Выполнить полный разбор предложений по вариантам:

1в. В лесной чаще послышался тихий хруст.

2в. золотые листочки посыпались с молодой берёзки.

  1. Выполнить морфологический разбор :  в чаще
  2. Просклонять словосочетания: хорошая погода, голубое  небо.

II четверть

Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных.»

Клесты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.

Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.

Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.

Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере.

                                                                                                     

                                                                                             По Г. Скребицкому

77 слов.

Грамматические задания                                                                

1.  Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания,  определите число, род и падеж.

2. В первом и втором предложениях определи склонение и падеж имён существительных.

3.  Выполни фонетический разбор слова ели.

4. Сделать полный разбор предложения:

 1в. В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина.

 2в. Птицы облепили вершину мохнатой ели.

5.Разобрать слова по составу:  в зимнюю, в ельнике, облепили, заботливые

Проверочная работа по теме «Восстановление деформированного текста»

  1. Восстанови пропущенные знаки препинания.
  2. Исправь допущенные ошибки.
  3. Запиши текст по правилам орфографии.

Добрый сторож.

В свежем воздухе кружила лёгкая паутинка с деревьев осыпались первые листья в садах поспевали яблоки наступила ранняя осень.

Однажды ивашка кудряшкин полез в соседний сад за яблоками он хотел тайно насытиться ими ивашка зацепился штаниной за гвоздь ограды и свалился в колючий кустарник тут его и схватил сторож мальчик поцарапал руки порвал старенькую рубашку пятна яркой крови выступили на руках сторож пожалел ивашку он молча вывел его через открытую калитку и отступил.

Проверочная работа по теме «Личные местоимения»

  1. Выписать из текста местоимения.
  2. Обозначить лицо и падеж.

Липа и дуб.

Липа и дуб у нас в лесах часто встречаются вместе. Они как будто ждут друг друга. Весной липа первая зеленеет. Деревце как бы вызывает, чтобы дуб с ней зазеленел. Дуб долго не поддается. Когда он начинает зеленеть, вокруг становится холодно.

Осенью липа опадает первая. Дуб стоит бронзовый и крепко держит свою листву. Но вот и его листва опадает. Она хоронит под своими листьями листья липы.

  1. Записать текст, заменив подчёркнутые существительные местоимениями.

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса   кур таскает. Но на деле редко лисе  это удаётся. Чаще всего лиса  охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.

Ёлка.

Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждый сук ёлки стал расти кверху. Под ёлкой был шалашик.

Примерные тексты для обучающего изложения.

Оленёнок.

Охотник долго бродил по еловому лесу. День был знойный. Солнце палило нещадно. Он сел на старый пень. И вдруг около куста охотник увидел маленького крошечного оленёнка с жёлтым пушком и тонкими ножками. Красивая головка была откинута назад. Он вытянул тонкую шейку и схватил губами гибкую веточку.

Охотник прицелился в маленькое животное. Но в этот момент старик вспомнил о матери оленёнка. Она настороженно стояла в редких кустах. Он опустил ружьё и тихо засвистел. Животное быстро скрылось.  У старика вырвался радостный вздох.

Слова для справок: нещадно, в этот момент, увидел, настороженно

Задания:

  1. Соответствует ли заголовок тексту?
  2. Составить план текста.
  3. Записать изложение.

Серебряный хвост.

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.

Я медленно шёл по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом. Ловко обманула меня волшебница – зима. Она показала  мне  зверя со сказочным хвостом.

Вопросы:

  1. Как писателю удалось раскрыть тайну серебряного хвоста?
  2. Какие слова подобраны в тексте для описания прихода зимы?

Примерный план:

  1. Тайна раскрыта.
  2. Зима спустилась с гор.
  3. Встреча с лисой.

 Контрольное списывание.

Замечательная пора.

Лето – замечательн.. пора. Поспевает в саду урожай. На грядк. Лежат ароматн.. ягоды клубники.. Бери их в рот и ешь. Созревают крупн.. гроздья бел.., красн.., чёрн.. смородины. У изгород. Под тяжестью согнулись колюч.. ветки малины. На них висят вкусн.. ягоды. Сочн.. вишня уже краснеет. Подлетел воробей. Ему не терпится отведать ягод.

А сколько в саду растёт цветов! Вот пёстр.. гвоздики, нарядные анютины глазки. До поздней осени будут цвести астры. Летом сад всех к себе манит, особенно пчёл. Они кружат над  каждым цветком, веточкой.

Задание:

  1. Списать текст, вставив пропущенные окончания.
  2. Просклонять: ароматная ягода, красивый цветок.

Контрольное списывание.

В лес за грибами.

Ветер н.сёт листья по кочкам, оврагам, лугам, п.лям.  Поз.л.тили они все д.рожки и тр.пинки в лесу. Наступила грибн..  пора.

После д.ждя и взрослые, и дети устремились в лес за грибами. Дед Степан нёс б.льшую к.рзину. Он мастер собирать грибы. Я заглядывал под каждый кустик, пенёк. У меня была маленьк..  к.рзинка. В к.рзинке у меня л.жали лисички, подосиновики и бел..  грибы. Мы вышли на стар..  вырубку. Вся она была усыпана опятами.

Задание:

  1. Записать текст, вставив пропущенные буквы.

III четверть

Проверочный диктант по теме «Местоимение»

Кошка и белка.

У одного лесника жила кошка, общая любимица в доме. У неё были маленькие котята. Кошка заботилась о них. Она часами вылизывала, кормила, играла с ними. Ранней весной котята вдруг заболели и все погибли. Кошка грустила, жалобно мяукала, искала их.

Однажды охотник принёс из леса маленькую белочку. Дети пытались кормить её тёплым молоком. Белочка была мала и не умела даже лакать. Неожиданно к ней подошла кошка. Она обнюхала малышку, облизала её язычком и стала кормить.

Слова для справок: неожиданно

  1. Полный разбор предложений по вариантам.

Охотник принёс из леса маленькую белочку.

Дети пытались кормить белочку тёплым молоком.

  1. Выполнить морфологический разбор слов: из леса, в доме
  2. Задание: подчеркнуть местоимения, определить их падеж.
  3. Записать словарные слова: деликатный, герой, железо, горизонт, здоровье, земляника, календарь, аккуратно, аптека, агроном, ботинки, бутерброд, вежливый, вместе, бассейн, бабочка, аквариум, директор, заповедник, задача, искусство, компот, корабль, картина, лестница.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Зимний лес.

        Как чудесен зимний лес! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники и черники.

Грамматическое задание.

  1. Определить падеж и склонение имен существительных: в кольчуге, у тропинки, в вершине.
  2. Разобрать предложение по членам предложения, выписать словосочетания.

В вершине ели затаилась рысь.

  1. Разобрать слова по составу: березка, зимний, пробежала.
  2. Выписать из текста  3 глагола и определить у них время.

Примерные тексты для изложения.

…..

         Серёже и Мите поручили написать рассказ «Зимой в лесу». Митя должен был написать статью, а Серёжа сделать рисунки.

Мальчики взяли лыжи и поехали в лес. В лесу тихо. Ёлки в дорогих  зимних шубах, а кустики надели шапочки. Мальчики увидели зверька. Он охотился за белкой. Зверь был меньше кошки. Он спрятался в дупле. Мальчики притаились. Зверёк высунул мордочку. И прыгнул на другую ёлку. Полетела лёгкая снежная пыль.

 Ребята радостные возвращались домой. Они видели живую куницу. Дома принялись за работу. Интересными получились рассказ и рисунки к нему.

Слова для справок: увидели, видели, принялись.

Задания:

  1. Составить план.
  2. Озаглавить текст и записать его.

Медведь – рыболов.

Сидит мишка по горло в воде, только голова сухая из воды торчит.

Башка у него громадная, мохнатая. Он высматривает рыбу в воде. Вода прозрачная, медведя всего видно. Вдруг мишка лапами что – то схватил. Это была рыба. Прижал он рыбу  и сел на неё. Вот плывёт вторая. Мишка поймал и тоже на неё садится. А первую рыбку течением из – под него унесло. Медведь как  рявкнет!  Потерялась рыбка, кто её утащил? Бедняге обидно, сидит ворчит.

Вот такую картину подглядел Евгений Иванович Чарушин.

Слова для справок: тоже.

Задания:

  1. Составить план.
  2. Озаглавить текст и записать его.

Контрольное списывание текста с заданием.  (примерные тексты)

                                                                Медвежонок.

           Выгнали  .днажды охотники из берлоги м.дведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил  л.сник  из берлоги  маленького м.двежонка. До д.ревни он нёс малыша в куртке.

        М.двежонок оказался очень любопытным. На окне стояли  комнатн..    цв ты. Малыш зацепился когтями, потянул горшок остр…  зубами. Тот покачался и упал на пол. Цв.ток оказался кисленьк.. и сочн...  Из кучи  з.мли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

          Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.

                                                     Грамматическое задание.

  1. Списать текст, вставить пропущенные буквы.
  2. Подчеркни однородные члены предложения.
  3. Разбери слова по составу: выгнали, кисленьким, погрозил.
  4. Выполнить морфологический разбор слова: спрятался

Изложение.

Забавное зрелище.

   Наш корабль ст…ял у берегов Антарктиды. Матросы реш…ли п…играть на л…дяном поле (в) фу…бол. Только принялись г…нять мяч…, как по…вились необыч…ные зрители. Это были пингвины. С сер…ёзным видом птиц… наблюдали за непонятной игрой. Вдруг мяч… попал в белую манишку одного из любопытных наблюдателей.

   Тут пингвин бросился за белым м…ч…м.  (За) ним п…следовали остальные птиц….

(С) криком птицы бегали за м…ч…м, принимали его на ногу, на гру…ь и  крохотную г…ло…ку. А самые азартные игроки старалис… уд…ржат… мяч… в мален…ком, но очень крепком клюве. Получилось забавное зрелище.

Проверочная работа по теме «Спряжение глагола»

1. Выбери среди однокоренных слов глаголы:
1) а) блестящий б) блестеть в) блестки
2) а) беспокоиться б) беспокойный в) беспокойство
3) а) выражение б) выражать в) выразительный
2. Ученик утверждает, что в стихотворном отрывке есть глаголы всех трех временных форм. Прав ли он?
        Пойду навстречу к ним знакомою тропою. Какою нежною, янтарною зарею сияют небеса, нетленные, как рай! Далёко выгнулся земли померкший край.
                                                                                                                 (
А. Фет)
                    1) Да. 2) Нет.
3. Закончи предложение.
Глаголы прошедшего времени изменяются по __________________________

4. Отгадай загадку. Определи род глаголов.

Красная девица под окном ходила,
Ключи обронила.
Месяц увидел —
Не сказал,
А солнце увидало,
На небо подняло.
1)Ж. р. — 
2)М.р. — 
3) Ср. р. —
5. Можно ли у глагола в неопределенной форме определить форму времени и числа?
            
1)Да. 2) Нет.
6. Какие глаголы близки по смыслу? Соедини стрелками.
дрожать              кидать
бросать              грустить
печалиться        трепетать
сообщать            расходовать
тратить                коченеть
зябнуть                извещать
7. Выбери глаголы первого спряжения.
1) скакать            4) гнать               7) молоть
2) распустить      5) кашлять          8) сеять
3) просить           6) мыть                9) чистить
8. Закончи предложение.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по_____________________.
9. Укажи, в каких глаголах нужно писать окончание -ешь.
1) зажига...           4) пиш...                7) боле...
2) слыш...             5) вспомн...           8) догоня...
3) проход...          6) вспомина...        9) укус...

10. Соедини стрелкой противоположные по смыслу глаголы.
идет                          приближается
темнеет                  плачет
удаляется                стоит
смеется                   светлеет
прибавляет             раздевает
одевает                   отнимает

Контрольный диктант за III четверть. (примерные тексты)

Погоня

        У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.

Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад.

По Л. Савоненковой

Грамматические задания.

1.   В первом и последнем предложениях отметить главные члены.

2.   Из последнего предложения выписать словосочетания, показать главные и     зависимые слова, написать вопросы. Над зависимыми указать часть речи.

3.   Над именами существительными первого предложения указать склонение, а над словом гонится - спряжение.

4.   Над глаголом прыгнули надписать его неопределенную форму.

5.   В последнем предложении найти сложное слово и показать его строение.

ВЕСЕННЕЕ УТРО

                  Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеет вершина гигантской сосны. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной воде видишь голубое небо, облака. На яркой зелени блестит роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой макушке высвистывает песенку. Он свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

    На берегу лесной речки можно услышать и соловья. Он любит прятаться в густых зарослях. Чудными  звуками начинают заполняться все окрестности. (89 с.)

Задания:

1.а) Разобрать предложение по членам, указать части речи.

   б) Выписать словосочетания из предложения.

I вариант      Весеннее солнце сушило влажную землю.

II вариант    Ласковый ветерок шевелил зелёные листочки.

2.Разобрать как часть речи.

I вариант      землю

II вариант    листочки

3.Разобрать слова по составу.

I вариант     Весеннее, сушило, направо, ветерок

II вариант    Ласковый, шевелил, налево, листочки

Проверочная работа по теме «Личные окончания глаголов»

  1. Орфографическая пятиминутка:

Подходит, вертит хвостом, роет, копает землю, подгоняет волна,  доставляют корм, больно жалят, любят мёд, хотят тепла, пьёшь сладкий сок, разводит рыб, учат в школе, смотрят по сторонам, читаешь сказки.

  1. Объяснительный диктант.

Задания: 1. Обозначить спряжения.

               2.Выделить окончания.

  Летом.

Вся местность в цветах. Жужжат шмели, стрекочут кузнечики. Скромные полевые цветы щедро дарят сладкие капли сока пчёлам. Лежишь в густой траве и видишь, как проплывают облака. Они спешат в дальние края. Тебя обдувает свежий ветерок. Ласково греет солнце. В поле, на лугу чувствуешь себя бодрым и здоровым!

  1. Вставь личные окончания глаголов:

Малыш  рису…т,  ты пиш…шь,  ветер  гон…т листья,  строители стро…т  здание, ребята  друж…т,  никто  тебя  не  обид…т, ты  стан…шь  художником, мы  отправ…мся  в далёкое путешествие, туча  закро…т солнце, бабушка  суш…т грибы на зиму, ищ…м в лесу  дорогу.

Проверочный диктант «Правописание безударных окончаний глагола»

Белки.

           

         У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.

       Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.

       Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов.

      Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело играет у старой сосны стайка белок.

Грамматическое задание 1.

1 вариант: Первое предложение разбери по членам предложения и обозначь части речи.

2 вариант: Последнее предложение разбери по членам предложения и обозначь части речи.

Задание 2

Разбери по составу слова:

1 вариант: смолистые, шубки, выкормить, гоняются

2 вариант: пушистые, спинки, носились, резвятся

Задание 3

Выписать из ряда глаголов:

1 вариант - глаголы 2 спряжения

2 вариант - глаголы 1 спряжения

Ходить, стелить, уметь, носить, белить, терять, гладить, варить, читать, держать, играть, петь.

Проверочная работа по теме «Сложные предложения»

1.    Сложное предложение – это

А) предложение, в котором ставится одна или несколько запятых

Б) предложение, которое состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонации

В) предложение, в котором перечисляются однородные члены предложения

Г) предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов предложения

2.    Назовите служебные части речи

А) приставка     б) предлог      в) союз       г) частица    

3.    Запятая ставится

А) между однородными членами предложения

Б) между простыми предложениями в составе сложного

В) перед союзом и между словами и простыми предложениями в сложном

Г) в конце предложения 

4.    Местоимение – это

А) служебная часть речи

Б) главный или второстепенный член предложения

В) часть речи, которая заменяет имя существительное, имя прилагательное или имя числительное

Г) неизменяемая часть речи

5.    Назовите местоимения 2 –го лица

А)  он, они                б) я, мы               в) ты, вы       г) твой, наш

6.    Все местоимения изменяются

А) по падежам           б) по спряжениям          в) по лицам и числам     г) по родам

7.    Предлоги с местоимениями пишутся

А) раздельно     б) слитно       в) раздельно, но не всегда      г) через тире

8.    Изменение имен существительных по падежам называется

А) склонение     б) спряжение         в) управление          г) орфограмма

9.    Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются

  а) по числам      б) по родам       в) по падежам            г) по лицам и числам

10.     Глаголы в прошедшем времени изменяются

   а) по числам      б) по родам       в) по падежам            г) по лицам и числам

11.     Неопределенная форма глагола – это

        а) начальная форма, в которой глагол не изменяется

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Найдите сложные предложения и запишите в ответе их номера.

1. Я учился очень давно, когда еще были гимназии.

2. Однажды я не выучил урок и получил единицу.

3. Я понял, что теперь я вряд ли получу от папы в подарок фотоаппарат.

4. Я оставил свой дневник в парке на скамье и ничего не сказал папе.

5. Когда учитель выдал мне новый дневник с единицей, я забросил его за шкаф.

6. В третьем дневнике я заклеил страницу с новой единицей, и папа не увидел там ничего плохого.

7. Но однажды мои потерянные дневники нашлись, и папа все узнал.

8. Ложь и обман всегда обнаруживаются и становятся явными.

9. С тех пор я дал себе слово говорить правду и никогда не врать.

10. Правда бывает очень трудной, но ложь хуже всего на свете.

                                                                                По М. Зощенко

(О т в е т ы: 1, 3, 5, 6, 7, 10.)

Самостоятельная работа.

Продолжите каждое предложение, чтобы получились сложные. Запишите их, подчеркните основы.

1. Наступила ранняя весна, и…

2. В полях уже растаял снег, а…

3. Солнце зашло за горы, но…

4. Утром прошел небольшой дождь, и…

5. Из-за леса выплыла луна, и…

IV четверть

Тест « Виды грамматического разбора»

Фамилия, имя___________________________________________________________________

учени_____   4 класса _____

школы №____

1.Распредели слова в зависимости от состава:

Наушники, парусник, работенка, безвинный, снежок, повар, перестрелка, доченька,     дворник, подбородки.

1)    корень,  суффикс, нулевое окончание  ______________________________________________

2)  приставка, корень, суффикс, окончание_______________________________________________

3)  корень, суффикс, окончание_________________________________________________________

2. Отметьте слово, в котором все согласные мягкие.

1) тишь                        2) лихач                           3) щавель                             4) принялась

3. Укажите слово, в котором есть суффикс – ушк-.

1) пушка                      2) избушка                      3) ушко                                4) сушка

4. Какой частью речи является выделенное слово?

Лёгкий ветерок (                          ) сквозит в кустах сирени.

Объясни свой ответ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3. Отметь в слове

а) окончание: наступает     б) суффикс: погрузчик    в) корень: задумчивый   г) приставку: пересолить

4.Запиши предложение. Выбери нужные слова.

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки (уставшую, отдохнувшую) природу, оденет в золотые наряды и (высушит, промочит) долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует (ветром, дождем) последние листья и уложит в колыбель (короткого, долгого) зимнего сна.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Найди в тексте выделенные существительные, определи их склонение и падеж.

1) колыбель (__ скл., __ п.) 2) сна (__ скл., __ п.) 3) дождями (__ скл., __ п.)

6. Выпиши из текста задания №1 по одному слову в каждый столбик

 ГЛАГОЛ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

______________________________________________________________________________________

7.Поставь знаки  в конце предложений.

Рыщет по морю селёдка, носом туда-сюда тычется_

— Что, селёдка, по морю рыщешь, считаешь кого_

— Родственников ищу, родичей. Пересчитать их думаю_

— А много ли, селёдка, их у тебя_

— Немного, немного. Килька — раз, салака — два, рыба-залом — три, черноспинка — четыре. А ещё — иваси, шпроты, анчоусы. И ещё есть.

— Э-э, селёдка, да тебе их вовек не пересчитать_

8.Суффикс - ИК есть в словах:

1) колокольчик        2) лесник           3) крик        4) столик     5) суслик   6) школьник      7) стульчик     8) мостик    9) зайчик    10) супчик  

9. Прочитай текст.

Димка.

После удачной охоты я отдыхал у костра. Я разулся, повесил ружьё на дерево. Димка сладко спал. Сон его был чуток. Чуть я шевельнусь, как пёс открывал глаза.

По шерсти и по складу Димка походил на волка. Но был меньше волков. Димка отличался смирным нравом. Ко мне пёс был очень привязан.

Вдруг на поляне возник волк. Он бежал ко мне. Пасть была широко, раскрыта, челюсть отвисла. Я понял, что выстрелить не успею.

Тут Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба. Наконец я изловчился и спустил курок. Волк был убит вторым выстрелом.

Дома я смазал раны Димки формалином. Но поехать с ним к врачу за сотню

вёрст не мог. В тайге было осеннее бездорожье. Я посадил собаку на цепь и молча

смотрел, как гибнет четвероногий друг.

Через две недели Димка умер. Я часто вспоминаю своего верного друга.

(по И. Арамилеву)

Допиши пропущенные пункты плана.

1. Отдых у костра.

2. _____________________

3. Защитник.

Проверочный диктант по теме «Правописание наречий»

Упорство.

Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по Днепру. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро бросили лодки и поплыли к берегу. Только один не покинул лодку. Он налёг на вёсла и быстро  поплыл. Сильно хлестал дождь по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки. Тёмные круги плыли перед его глазами. Мальчику было страшно. Он напряг все силы. Добравшись до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.

Слова для справок: вниз, неожиданно, доберётся, напряг, добравшись.

Задание:

  1. Полный разбор предложений: Вьюга обрушила на ребят колючие снежные осколки.
  2. Морфологический разбор: на ребят, плыли
  3. Фонетический разбор: ветер, берег
  4. Разбор слов по составу: ранней, тёмные, поставил, привязал

Проверочная работа по теме «Повторение»

 1. Спишите текст. Расставьте знаки препинания. 
В доме жили три медведя один медведь был отец звали его Михаил Иванович он был большой и лохматый медведица была поменьше звали её Настасья Петровна третий был медвежонок звали его Мишутка 
2. Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. 
Я был маленький и у всех всё спрашивал 
Мама скажет: 
— Иди спать 
А я говорю: 
— Почему 
Мне говорят: 
— Потому что поздно 
И меня за это назвали Почемучкой 
3. Составьте и запишите предложения из групп слов. 
поздняя, наступила, осень 
идут, часто, дожди, холодные 
грязь, на, улицах, лужи, и 
опадают, с, листья, кустов, и, деревьев 
края, птицы, в, улетели, тёплые 
4. Прочитайте отрывок из русской народной сказки. Письменно ответьте на вопросы предложениями из текста. 
Построили себе кот да петух избушку в лесу. Как-то раз кот пошёл дрова рубить. Петушок остался дома. Подкралась к окошку лиса и запела. Петушок выглянул в окошко. Схватила его лиса и понесла в лес. 
Кто построил избушку в лесу? 
Куда пошёл кот? 
Кто подкрался к окошку? 
Куда понесла лиса петушка? 
5. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Главные члены предложения подчеркните. 
Пришла весна лес проснулся после зимнего сна оживает каждое дерево весенний сок поднимается по стволу разбухают почки 
6. Спишите предложения. Подчеркните главные члены. 
Ласточка летела над высокими горами. 
Дюймовочка любовалась прекрасными местами. 
На берегу озера стоял белый дворец. 
Выпишите из предложений словосочетания с вопросами.
ϖ 
7. Составьте и запишите предложения из групп слов. 
цветут, в, яблони, весеннем, саду 
белые, шмели, над, летают, цветами 
листочками, шелестит, лёгкий, нежными, ветер 
Стрелками укажите связь слов в предложениях.
ϖ 

 Проверочная работа по теме «Повторение пройденного»

Пруд живёт.

За околицей села блестит пруд с чистой и прозрачной водой. Прочные дощатые мостки уходят от берега на глубину. Вот ползёт по подводному стеблю усатое существо. Это водяной ослик. А вот ты замечаешь улитку. Она скользит по гладкой поверхности. Из чёрной глубины отделился и понёсся плавунец. Удивительный паук серебрянка строит   дом из пузырьков воздуха. Как циркачи, пляшут по глади воды водомерки. Бархатные пиявки спрятались под старым бревном. Пруд живёт своей жизнью. Он таит много загадок. Может быть, ты их разгадаешь?

Слова для справок: плавунец, циркачи, водомерка

Задание:

  1. Выполнить полный разбор предложений по вариантам.

Бархатные пиявки спрятались под старым бревном.

Удивительный паук серебрянка строит  дом из пузырьков воздуха.

  1. Выполнить морфологический разбор слов:

 под бревном, живёт;

из воздуха, строит.

  1. Словарный диктант: завтрак, задача, капуста, корабль, коньки, коридор, мальчик, малина, ноябрь, профессия, север, спасибо, сосед, мимоза, металл, назад, направо, овощи, овраг, одежда, пейзаж, песок, петух, справа, праздник, президент, ситуация

Примерные тексты изложений.

Радость.

Жил на свете чудесный певец. Он пел задушевно, искренне, от всего сердца. Его песни были так хороши, что он стал любимым певцом.

Между тем певец не был  счастлив. Одни его песни радовали только молодёжь, другие – только стариков. Весёлые песни нравились детям. А певец хотел спеть одну песню, которая радовала бы всех. Такой песни  не было. Он загрустил, даже петь перестал.

Однажды заглянуло к нему солнце. Оно сказало, что у каждого человека должна быть своя любимая песня, иначе всё станет тусклым и однообразным.

Певцу понравились слова солнца. Он стал петь разные песни. Люди слушали его и радовались. Всем было хорошо.

Задания:

  1. Составить план.
  2. Написать изложение по плану.

О подвигах.

Вовка мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку,

хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была

пустой.

    Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошёл ливень. По

улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару,

но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма.

    Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит – улицу переходит муж-

чина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности. По-

том помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хоте-

лось есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице

раздавались шаги, и он возвращался.

    Вовка сердился. Вместо того чтобы совершать подвиги, он

потратил зря столько времени.

Вопросы:

1.О чём мечтал Вовка?

2. Почему мальчику грустно?

3. Что случилось с Вовкой, когда он переходил улицу?

4. Расскажите, как Вовка помогал прохожим.

  1. Почему он сердился?
  2. Вы тоже думаете, что он зря потратил время?

     его?

  1. Что бы вы сказали Вовке, как бы разубедили

     его?

Написать изложение по плану:

1. Вовкина мечта.

2. Неожиданность.

3. Вовка предупреждает прохожих.

4.Зря сердился Вовка.

 

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку . Тема Работа с деформированным текстом. 2 класс.

Проверочная работа по русскому языку . Тема Работа с деформированным текстом. 2 класс....

Проверочная работа по русскому языку языку по теме "Части речи" - 4 класс

Цель проверочной работы по русскому языку для 4 класса по теме "Части речи" - проверка предметных результатов по русскому языку по теме "Части речи"...

проверочная работа по русскому языку "Слова, нарушающие закон русского письма" 3 класс

проверочная работа по русскому языку "Слова, нарушающие закон русского письма" 3 класс...

Проверочные работы по русскому языку на основе работы с текстом

Проверочные работы для учащихся 2 класса....